Самый простой выход из ситуации – взять фотографию и попытаться повторить изображение. Некоторые подробности фотографии можно опустить, оставив только основные объекты. Для начала выделить главное и второстепенное бывает довольно трудно. Часто начинающие художники зацикливаются на мелочах. Выполнив несколько разных рисунков, можно уже определить, что же оставить и что является доминирующим в изображении.
Почти все стараются с первых рисунков начать рисовать портрет. Метод сеток позволит нанести основные контуры лица, определить расположение глаз, носа, рта. Именно эти объекты лица определяют схожесть портрета с самим объектом.
При рисовании портрета помогает классификация лиц, разработанная криминалистами. Общий лицевой контур бывает квадратным, овальным, округлым, заостренным. Поэтому, рассматривая лицо, можно определить к какому типу следует отнести изображаемый портрет.
Глаза человека кроме цвета еще определяются как большие или маленькие, расположенные высоко или близко, прикрыты веками или нет. Расположение глаз тоже позволяет придать портрету определенную схожесть. Поэтому после отрисовки общего лицевого контура нужно провести линии глаз, рта, бровей и носа. Далее следует ориентироваться относительно этих линий.
Лоб у человека может быть высоким и низким, узким и широким. У некоторых людей кожный покров бывает тонким, что сквозь кожу могут проглядывать кости, формирующие череп. Особенно у мужчин лобная часть может иметь заметные надбровные дуги, придающие характерные особенности. Важно определиться с линией роста волос. Здесь тоже присутствуют определенные варианты. Линия роста может быть прямой (у большинства детей именно так растут волосы), с залысинами, мыском или в виде приподнятой (опущенной) дуги.
Нос изобразить довольно сложно. Если начать его сильно выделять, то портрет окажется грубоватым (особенно при рисовании женского портрета). Желательно на самом начальном этапе рисования контурам носа придать небольшую тень. Рисунок небольшими легкими и тонкими штрихами позволит придать большее сходство. Внимательно следует рассмотреть нижнюю часть носам, его крылья, а также расположение ноздрей. У некоторых людей они весьма заметны, у других скрыты основной частью носа.
Рот может быть большим с мясистыми и полными губами, а может быть и маленьким. Верхняя и нижняя губы сильно отличаются. Внимательное их рассмотрение и последующее изображение может помочь передать не только сходство, но и настроение самого портрета.
Складки на лице, даже если они заметны на объекте, не следует стремиться выделить глубокими линиями. Иначе возможна потеря сходства, особенно это касается женского портрета. Бывает, что даже тонкий намек на складку, нарушает сходство. Отличие рисунка от фотографии и состоит в том, чтобы выделить основные черты, а второстепенные наоборот не показывать или вообще свести их к минимуму.
Волосы заслуживают особого внимания. Их с первого раза рисовать довольно сложно. Даже, изображая брюнетку, не следует стремиться затонировать волосы очень темным цветом. Достаточно указать их направление и попытаться повторить вид прически. Этого бывает вполне достаточно. Следует учитывать, что освещение даже весьма темный волос заставляет отражать солнечные лучи, высвечивая светлые тона. Особенно важно научиться рисовать контуры волоса у детей. Они обычно имеют больше легких оттенков. Их бывает трудно уловить, но научившись рисовать детский волос, легче будет рисовать и волосы взрослого человека.
Голова располагается на шее. Здесь тоже следует внимательно изучить посадку головы, расположение шеи относительно основных контуров лица. Шея формирует поворот головы и может придать портрету дополнительную выразительность.
Часто многие начинающие художники испытывают сложности в изображении ушей. Рисуя женский портрет уши легко спрятать за волосами. Контуры уха различны, как и отпечатки пальцев. Они бываю большие и маленькие, прижатые к голове и оттопыренные в стороны. Мочки ушей формируются по-разному. Внимательно приглядевшись к ушам можно заметить их особенности, присущие именно тому человеку, которого пытаетесь изобразить.
Контурный портрет на финише работы не требует множества линий. Их желательно стереть, оставив только основные. Часто бывает так, что недостаток линий придает портрету больше сходства, чем их избыток.
Тень не следует наносить глубокими штрихами. Несколько легких штрихов, нанесенных в разных направлениях, позволят добиться большего эффекта. С практикой рисования приходит и умение. Достаточно постараться выполнить десяток другой рисунков, как приходит умение. Некоторые промежуточные работы при рисовании окажутся излишними. Только тренировка позволяет приобрести навыки художника-портретиста. Дело за малым – начать.