Когда мне исполнилось всего шесть лет, родители отправили меня на все лето к дедушке с бабушкой в деревню. Там в сельской местности познавал много самых разных радостей деревенской жизни. Каждый вечер встречали стадо. С пастбища возвращались коровы и овцы. Свою корову отличить от других не составляло особого труда, различия в них довольно заметные. С овцами оказалось труднее. Они все имели черный, белый и бурый окрас. Похожи между собой, что не отличишь своих от соседских.
Дед заметил, что я не могу найти своих овец. Тогда стал указывать на определенные отличия. На мордах овец имеются отличительные точки, копыта выглядят по-разному. Потом дед решил вспомнить свою молодость, когда служил в войсковой контрразведке Смерш. Стал натаскивать меня так же, как и его когда-то.
Положил на стол несколько предметов: ножницы, катушки с нитками, яблоки, очки, газету, чернильницу и ручку. Попросил меня посмотреть на стол и запомнить предметы на столе. Несколько секунд я смотрел на эти предметы, стараясь запомнить их. Когда я отвернулся, дед убрал со стола все предметы и велел назвать те, которые только что лежали на столе. Запомнить сразу не удалось. Поэтому повторяли несколько раз, количество предметов и их ассортимент менялись.
Через два дня я уже с легкостью мог не только назвать предметы, лежавшие на столе, но и снова положить их так, как они располагались ранее. Задания усложнялись, предметов становилось больше, а времени на запоминание оставлялось меньше. Через неделю стал запоминать всю комбинацию с первого взгляда, менее секунды.
Далее дед усложнил задание, стал на шахматной доске расставлять шашки, они одинаковые, поля черные и белые, возникала некоторая рябь. Сначала не мог повторять комбинации расстановок, но потом дело пошло на лад. Также за доли секунды стал запоминать увиденное. Задания еще более усложнились, я должен был запомнить не одну, а несколько комбинаций. Скоро и это стал выполнять легко. Для закрепления пройденного задания стали еще более сложными, нужно было восстановить комбинации не сразу, а через день, а то и через несколько дней.
Когда выезжали в лес, дед показывал разные деревья, травы, кустарники. Называл их названия, потом просил повторить их. Запоминание превращалось в игру. На разных полянках и в разных местах растения росли по-разному. Дед показывал, как рисовать схемы расположения отдельных растений. Требовал и от меня запоминать, а потом составлять такие схемы.
К концу лета я уже мог на память составить любую схему, запомнить любую комбинацию и последовательность комбинаций из разных одинаковых и разнородных предметов. Та тренировка, которую я получил в раннем детстве и сегодня позволяет запоминать многое с первого раза. Принцип тренировки памяти, заложенный дедом, я продолжил с детьми, а теперь обучаю и внучку. Помогает. Школьную доску и все записи на ней внучка запоминает почти мгновенно. Значит, метод работает вполне эффективно.