icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
јвто-мото

 ак работает коробка передач?

  • 1954
  • 3

 ак работает коробка передач?

ƒ
ƒжеймс ”атт (James Watt)( 1736 Ч 1819) не знал, что изобрета€ паровую машину, он совершает революцию. Ќа службу человеку была поставлен тепловой двигатель. ≈го мощность нельз€ было сравнить ни с какими живыми лошадиными силами.  стати, эту единицу измерени€ ввел во всеобщее пользование тот же ”атт.

≈ще при жизни ”атта могучие паровые машины превратили небольшие мануфактуры в крупные фабрики и заводы. ќткрылись услови€ дл€ выработки огромного количества товаров самого разного назначени€: от тканей и пищевых продуктов до оружи€ и локомотивов.

“е, кто посмеиваетс€ сейчас над основател€ми марксизма, посмеиваютс€, все же зр€. » ћарксу, и Ёнгельсу, да и всем мало-мальски грамотным люд€м того времени, был €сен магистральный путь технического прогресса. ѕаровые машины будут все более расти в размерах, потому что больша€ парова€ машина экономичнее маленькой. ј еще потому, что к каждому станку паровой двигатель не приделаешь. »менно поэтому фабрики и заводы были просто обречены на увеличение. ј значит, с течением времени на них будут работать не тыс€чи Ц дес€тки тыс€ч рабочих. ј значит, рабочие станут главными геро€ми в обществе. ј значит, общество станет перестраиватьс€ (или будет перестроено) в угоду вкусам, интересам, жизненной философии главного класса, рабочего класса. –уководить такой грандиозной и, конечно, созидательной перестройкой лучше из какого-нибудь центрального комитета. » будет тогда всем счастье. » красное знам€ труда станет развиватьс€ над освобожденной планетой!

Ёту красивую утопию утопил сначала небольшой, но мощный двигатель внутреннего сгорани€.  упить такой оказалось под силу даже небольшой мастерской. ј последний гвоздь в гроб прекрасной идеи всадил электродвигатель -- изобретение прокл€тых “еслы и Ёдисона. Ётого сильного малыша можно было устанавливать на каждый станок, вставить в любой прибор или инструмент.

ќднако паровые двигатели еще долгое врем€ работали на многих заводах и фабриках. Ќа советских предпри€ти€х (особенно, в провинции) еще в середине 1940-х годов можно было увидеть под потолком пересекающие все помещение вращающиес€ валы. ¬алы эти приводили в движение почти столетние паровые машины. ќт валов шли к станкам передающие кожаные ремни. ¬се шипело, скрипело, звенело и стучало. ј значит, работало.

»менно в далекие времена первой технической революции на всех станках начали устанавливать сцепление и коробку передач. ќ сцеплении и о коробке передач мы узнаем сейчас, начина€ знакомитьс€ с автомобилем, однако коробки передач продолжают использоватьс€ в станках и инструментах. ≈сть така€ коробка, например, в швейной машинке. ѕринцип работы этих устройств за две сотни лет не изменилс€.

ƒело в том, что больша€ парова€ машина, установленна€ на предпри€тии, не могла, да и не должна была измен€ть скорость своей работы. ќгромный маховик, к которому присоедин€лись все ременные передачи, шедшие в цеха, к станкам, вращалс€ с одной и той же скоростью, и машинист следил за посто€нством этой скорости. Ќо дл€ каждого станка, токарного, сверлильного или же ткацкого, была нужна сво€ скорость, сво€ мощность, свой ритм. ƒл€ этого между передачей и станком устанавливалась специальна€ коробка с набором зубчатых колес (шестерен). Ѕлагодар€ этому механизму приблизительно посто€нна€ скорость приводного вала повышалась или понижалась, до необходимых пределов. Ёта коробка и называлась коробкой передач.

“о же самое происходит и в автомобиле.  ак у любого двигател€, у автомобильного мотора имеетс€ некотора€ Ђкомфортна€ї зона работы. ¬ пределах этой зоны можно измен€ть скорость вращени€ маховика, нажима€ на педаль газа. —ильнее нажатие Ц в камеру сгорани€ поступает больше топлива Ц мощность мотора повышаетс€ Ц выходной маховик вращаетс€ быстрее. Ќо таким образом повышать количество оборотов до бесконечности нельз€.  роме того, максимальную мощность двигатель внутреннего сгорани€ дает в небольшом диапазоне оборотов.  оробка передач, называема€ еще трансмиссией, позвол€ет измен€ть скорость вращени€ колес автомобил€ в более широких пределах. Ќапример, при трогании с места, скорость вращени€ колес не высока, зато толкающее усилие они обеспечивают высокое. ј вот при движении по шоссе колеса вращаютс€ очень быстро. ѕри этом их толкающее усилие ниже, но оно и не должно быть большим. јвтомобиль и так едет быстро, его не нужно разгон€ть, только подталкивай немножко. ѕри этом количество оборотов двигател€ между первым и вторым режимами измен€етс€ не намного.

¬ коробке передач имеютс€ несколько валов, на которые насажены шестеренчатые колеса различного диаметра, а значит, с различным числом зубьев. —оотношение числа зубцов на зацепленных шестеренчатых колесах называетс€ передаточным числом.

ќдин из валов, входной, приводитс€ во вращение двигателем и вращаетс€ с приблизительно посто€нной угловой скоростью. ƒругой вал, выходной, приводит в движение колеса. ”глова€ скорость вращени€ выходного вала определ€етс€ конфигурацией соединени€ зубчатых колес

ѕри зацеплении таких зубчатых колес, шестерн€ с меньшим количеством зубьев будет иметь большую угловую скорость, чем шестерн€ с большим количеством зубьев. «ато шестерн€ с большим количеством зубьев передает большее усилие. ѕара взаимно сцепленных шестерен обеспечивает определенное передаточное число и называетс€ ступенью коробки передач. Ўестерни могут передвигатьс€ по валам горизонтально с помощью механизма переключени€ передач. —ам механизм переключени€ передач закрепл€етс€ на коробке передач. –€дом с сидением водител€ находитс€ рычаг переключени€ передач, с помощью которого можно осуществл€ть переключение коробки передач со ступени на ступень. ѕри переключении добиваютс€ различных вариантов зацеплени€, благодар€ чему скорость выходного вала измен€етс€ в широких пределах.

≈сли рычаг управлени€ находитс€ в нейтральном положении, крут€щий момент от двигател€ на ведущие колеса не передаетс€.  оробка передач обеспечивает также движение автомобил€ задним ходом. ƒл€ этого в коробке передач на отдельной оси устанавливаетс€ шестерн€ заднего хода.

 ажда€ ступень коробки передач позвол€ет повышать скорость автомобил€ приблизительно на 20 километров в час. Ќачинают движение на первой передаче. ѕосле того, как скорость автомобил€ достигла 20 километров в час, следует переключитьс€ на вторую ступень, а после достижени€ скорости в 40 километров в час Ц на третью ступень. ƒл€ движени€ задним ходом следует поставить руко€тку переключени€ передач в особенное положение. ƒвижение задним ходом никогда не происходит на высокой скорости.

ѕри остановке (например, у светофора) следует перевести коробку передач на первую ступень. ¬едь начинать движение на повышенных передачах нельз€ Ц мотор не справитс€ с т€желой нагрузкой и заглохнет. Ёто Ц распространенна€ среди начинающих водителей ошибка.

¬ сложных дорожных услови€х (движение по бездорожью, движение в гору) следует двигатьс€ на пониженной передаче, котора€ обеспечивает больший крут€щий момент на движущих колесах.

Ќа многих современных автомобил€х установлена автоматическа€ коробка передач, котора€ при достижении автомобилем определенной скорости сама переводит коробку передач на новую ступень, обеспечивающую большую скорость.  онечно, автомобиль с автоматической коробкой передач более удобен дл€ водител€. ќсобенно в городских услови€х, где то и дело приходитс€ останавливатьс€.


deb
»ван »ванов

ћарк с такой легкостью описывает разные агрегаты, да и читать очень легко, даже тем кто в этом совсем не р разбираетс€, спасибо!

top
Halida Rojkova

јвтоматическа€ коробка передач дл€ нас, дилетантов, все же лучше - облегчает все процессы! «а статью огромный + и не один+++

spe
ёли€ ƒворникова

”дивительно, как сложное может стать доступным, при таком пересказе! я ещЄ пару статей ћарка прочитаю и пойду таки учитьс€ на права. ”же не так страшен чЄрт, как его малюют!+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+