Название «горка» связано с традиционными местами празднования, а «красная» означает вовсе не красный цвет, а красоту (вспомним «красну девицу» из русских народных песен и сказок). Бытует и другое название праздника – «кликуши». Это никоим образом не связано с народным названием одной из форм истерии, в данном случае речь идет о «закликани весны», ведь именно приход весны знаменовал этот праздник. Строго говоря, закликать весну начинали раньше – в середине Великого поста (поэтому тот праздник именуется Средокрестием), и это было выражением чувств людей, уставших от зимы, а Красная горка – это восхваление весны, вступившей в свои права целиком и полностью:
«Весна-красна!
На чем пришла,
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке!»
Весна, вошедшая в полную силу – это окончание посевных работ, время, когда земля принимает в себя семя – как бы зачинает. По законам мифологического мышления, по началу любого дела гадают о том, насколько успешно оно будет, поэтому начало земледельческого сезона надо встретить радостно. И встречали – в самых красивых одеждах (потому-то горка – «красная»), с песнями, плясками, хороводами – при этом те, кто избегал участия во всеобщем веселье, подвергались осуждению. Это осуждение не имело ничего общего с современным «не пьешь – значит, не уважаешь»: празднество в основе своей было обрядом, призванным обеспечить хороший урожай, и уклонение от участия в таком обряде не могло не казаться нашим предкам верхом безответственности, ведь от урожая зависела жизнь.
Разумеется, участниками хороводов были девушки и юноши, достигшие брачного возраста. Плодородие земли всегда ассоциировалось с плодородием человеческим, поэтому на Красную горку девушки украшали себя, стараясь понравиться потенциальным женихам. Приходился на это время и пик сватовства и свадеб (другой пик – это осень, завершение земледельческого сезона). В христианскую эпоху это было связано еще и с тем, что заканчивался Великий пост, когда венчаться не положено.
Когда же празднуют Красную горку? Трудно определить точную дату празднования в языческие времена, но в христианскую эпоху установилась традиция отмечать праздник в первое воскресение после Пасхи. В Православной церкви этот день называется «Антипасхой» (не в смысле «против», а в смысле «напротив», после), а еще – неделей св. Фомы. Христиане вспоминают в этот день, как Спаситель явился апостолам второй раз после Воскресения, и на этот раз с ними был Фома – тот самый Фома, который удостоился прозвища «неверующий», который отказывался верить в Воскресение, пока не увидел воскресшего Спасителя своими глазами. И все же было бы неправильно сравнивать этого человека с нашими современниками, которые требуют от Бога каких-то доказательств – такие люди, как правило, ненавидят Бога (даже не признавая его существования). Фома же – образец человека, который требует Истины в ее высшем воплощении, не подлежащую опровержению, и если ему предъявить такую Истину, то он, что называется, горы свернет: апостол Фома, уверившись в воскресении Спасителя, он принес веру во многие земли и погиб как мученик. Таким образом, неделя св. Фомы – это праздник утверждения Истины, вошедшей в полную силу – и неудивительно, что в народной традиции он совместился с праздником вошедшей в силу весны.