Дрессировка и воспитание тесно связаны между собой. Успех будет зависеть от того в какой атмосфере воспитывается щенок. Если условия благоприятные, щенок содержится в просторном помещении, хорошо питается, обеспечен ежедневными прогулками и играми, то он будет прекрасно поддаваться воспитанию и дрессировкам. Если же щенок вялый, физически плохо развит, болезненный, то дрессировка будет проходить не очень эффективно.
В любой дрессировке следует помнить, что каждая собака обладает своими индивидуальными особенностями, и искать подход нужно к каждой собаке индивидуально. Так как даже тип нервной деятельности у собак разный. Бывают: агрессивные, возбудимые, уравновешенные - подвижные, неуравновешенные – слабые.
До трех недельного возраста щенкам достаточно заложенных у них с рождения инстинктов, полученных от матери. Как только щенок начинает отходить от матери этих инстинктов ему не хватает. И пока его не разлучили с матерью, его воспитанием занимается она сама. После отлучения, этим должен заниматься человек.
Для чего же нужна дрессировка? Для выработки определенных навыков нужных человеку. Изначально, щенка приучают к команде «Место», к ошейнику, к команде «Гулять». После того как собака будет воспринимать простейшие команды, вам будет легче приучить её к остальным командам.
Достигается это в основном четырьмя методами: контрастным, подражательным, механических, вкусопоощрительным.
При контрастном, когда например, после команды «Рядом», следует рывок за поводок (отрицательное подкрепление), если собака прошла спокойно, не натягивая поводок, то можно подкрепить лакомством и похвалить (положительное подкрепление).
При подражательном методе, когда команды выполняются на основе врожденной способности подражать действием сородичей либо человека. Например, при преодолении препятствий, достаточно пустить собаку, за обученной собакой, обычно это применяется при начальной дрессировке. Так можно и обучить собаку команде «Голос», когда собака услышала, как лают другие собаки и залаяла сама.
При механическом, для выработки условного рефлекса, например при той же команде «Стоять», команда подкрепляется безусловным раздражителем, то есть нажимом на живот ладонью снизу вверх, после выполнения, поощряется поглаживанием. Такой метод эффективен, но не при всех командах.
При вкусопоощрительным, после команды дрессировщик применяет в качестве поощрения лакомство. Но такой метод тоже хорошо применяется при начальной дрессировке собак. Конечно, такой метод будет не эффективен, если собака сытая, тогда нужно выбрать другой.
Подкрепление действий, может быть как положительными – при которых мы помогаем получать навыки, необходимые нам, так и отрицательными – немедленное пресечение не нужных нам действий. Например, запрещаем и говорим команду «фу!», при этом идёт рывок за поводок.
Навыкам, которым можно научить собаку не противоречат её природе. Лежать, стоять, сидеть, охранять - для собаки вполне естественные действия. Для собаки они являются просто определённой командой. Тем действиям, которые не характерны для собаки, научить не возможно, например, умываться как кошка лапой. Поэтому то, что заложено первоначально у собаки не стесняет её свободу.
Необязательно учить собаку всем командам, если она, конечно, не служит на границе. Некоторым, достаточно её правильно воспитать, чтобы она приходила на зов к хозяину. Другие учат, чтоб она охраняла квартиру, машину и т.д. Для этого у собаки вырабатывают агрессию, но нельзя вызывать у собаки агрессию, не воспитав её общему послушанию, иначе, агрессия может быть направлена и против хозяина.
Хорошо воспитанная собака является предметом гордости для хозяина.