Предпосылки к появлению осеннего всероссийского празднества появились на Руси на рубеже XVI и XVII веков. Это было так называемое Смутное время, когда пошатнулись сами основы русской государственности. Смерть Ивана IV и пресечение династии послужили причиной глубокого национально-государственного кризиса. Появление многочисленных самозванцев, народные мятежи, иностранная интервенция довели русский народ до того, что никто толком не знал – куда бежать и к кому прислониться. Стране грозил полный распад и разорение.
Как водится, в такой ситуации просто обязан был появиться герой, который возьмется разгрести всю эту кучу проблем. В данном случае героев оказалось двое – первым стал нижегородский торговый староста Кузьма Минин, призвавший организовать народное ополчение и решивший вопрос его материального обеспечения, вторым – местный князь Дмитрий Пожарский, которого убедили это ополчение возглавить. У них всё получилось, и 22 октября 1612 года (по старому стилю) польских интервентов попросили вон из Москвы. Под дулами ополченческих пушек поляки были вынуждены принять настоятельное предложение.
Легенда гласит, что князь Пожарский входил в город с иконой Казанской Божьей матери, она же впоследствии была перенесена в построенный стараниями князя Казанский собор. Но только через 37 лет после знаменательных событий царем Алексеем Михайловичем дата 22 октября была учреждена днем Казанской иконы Божьей Матери, ставшим одновременно и церковным, и государственным праздником России. Он символизировал объединение народа поверх сословных и имущественных барьеров, был важным звеном русского национального самосознания.
Праздник обрел популярность в народе, хотя постепенно его первоначальный смысл и отошел на второй план. Среди рабочего люда, занятого на отхожем промысле, этот день означал завершение строительных работ и расчет с хозяином. Была даже поговорка «На Казанскую мошна у хозяина худеет, а у работника толстеет». Возвращавшихся работников встречали гуляниями, повсюду варили пиво, в предвкушении барышей оживлялись купцы, устраивая торжища и ярмарки. Впрочем, служители культа не давали народу совсем забыть историю этого дня, напоминая о ней во время богослужения. И длилась этакая идиллия до 1917 года…
После отмены новой властью всех пережитков прошлого Казанская сохранилась только как религиозный праздник, нигде не афишируемый и соблюдаемый только верующими, число которых постепенно уменьшалось. Отмечать даты истории проклятого царского времени было не принято, но нужда в празднике на осень никуда не делась. Очень удачно им оказался день Великой Октябрьской революции, и разница-то с прежним составила всего три дня. Возможно, те, кто новый праздник устанавливал, читали уже упоминавшегося Салтыкова-Щедрина и запомнили, что сей день в его трактовке отличался от будней усиленными маршировками. Идея прижилась, и колонны войск на площадях вкупе с демонстрациями слегка хмельных работяг стали неотъемлемым атрибутом 7-го ноября.
Время шло, страна менялась, и к концу XX века упоминать Октябрьскую революцию стало не модно. 7-е ноября переименовали в День примирения и согласия, толком не разъяснив, с кем надо соглашаться и с чем примиряться. Однако в таком виде он просуществовал недолго и в 2005 году был отменен. Было решено вернуться к старому празднику, отмечать который полагалось 4 ноября с учетом 13-тидневной разницы между григорианским и юлианским летоисчислениями. Название ему придумали «День народного единства» и включили в число Дней Воинской славы России.
Народ в России поначалу отнесся к новому старому празднику, что говорится, «никак», восприняв его лишь как попытку замены весьма популярного 7 ноября. Многие были недовольны тем, что при СССР праздновать давали два дня, а теперь один. Впрочем, появившаяся тенденция «пристегивать» к праздникам ближайшие выходные несколько сгладила это недовольство. Тем не менее, социологические опросы 2005-го года показали, что две трети россиян не обрадованы таким переносом и даже затрудняются вспомнить название торжественного дня. Зато праздник приняли «на ура» националистические силы, приурочившие к нему свой всероссийский «Русский марш».
Ситуацию требовалось срочно менять, и были приняты все меры для популяризации Дня народного единства. Основная роль в этом принадлежала работникам масс-медиа, которые в печати и телепрограммах разъясняли населению суть праздника, знакомили с полузабытой историей России. В городах организовывались различные шоу и концерты, проводились крестные ходы, в которых настоятельно рекомендовалось участвовать главам местных администраций. Был снят фильм о событиях тех времен, энтузиасты-реконструкторы устраивали показательные представления, имитирующие сражения Смутного времени. Это дало успех – всего через четыре года уже почти половина (45%) опрошенных знали, в честь чего они сегодня гуляют.
В последние годы праздник стал пользоваться все большей народной любовью. Как и несколько десятков лет назад, в начале ноября города и села расцвечиваются яркими флагами и транспарантами, только колер их сменился. Тысячи человек выходят на улицы, чтобы принять участие в шествиях и демонстрациях под лозунгом «Мы едины». В Кремлевском дворце проводится обязательный торжественный прием, во время которого вручают награды тем, кто приложил усилия для укрепления российской государственности, процветания и развития нашей страны. Ну и повсеместные концерты творческих коллективов - как же без них. Добрая традиция, заложенная четыре века назад, продолжается…