icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
»нтересные факты

 ак по€вилась гжель?

  • 1913
  • 5

 ак по€вилась гжель?

«
«вонкое слово Ђгжельї обозначает русскую фа€нсовую посуду и украшени€. √жель имеет белый цвет и раскрашена синей кобальтовой краской.

√жель Ц это старинный район, где издавна занимались гончарным промыслом. ¬ так называемый Ђ√жельский кустї вход€т 27 населенных пунктов. Ётот район расположен приблизительно в 60 километрах к востоку от ћосквы в сторону ћурома и ¬ладимира. „ас езды на электричке с  азанского вокзала.

ћеста здесь довольно скудные, болотистые и глинистые. ¬ырастить что-либо на такой земле Ц проблема. Ќо в том-то и дело, что такие замечательные глины, как находили в этом районе, сами по себе были сокровищем. ѕоэтому здешних жителей издавна кормило ремесло, и кормило лучше, чем земледелие. ¬ районе реки √желки занимались гончарным промыслом и добились в нем выдающихс€ успехов.

√жель известна по крайней мере, с 14-го века. √ончары из √жели привозили произведенную ими посуду в ћоскву. ¬езли горшки, миски, кирпичи, изразцы и... детские свистульки. ≈рундова€, казалось бы, вещь, дешевка. Ќо когда свистулек продаетс€ много тыс€ч в год, их производство приносит хороший доход.  роме того, гжельцы поставл€ли в ћоскву и местную глину, снабжали сырьем московских гончаров из √ончарной слободы, что находилась на “аганском холме.

¬ 1770-е годы в –оссии пытались начать производства фарфора. —екрет изготовлени€ тонкой, из€щной посуды вывезли из саксонского города ћайсен, а белые глины начали искать по всей –оссии. ¬ деревне ѕерово (сейчас она €вл€етс€ районом ћосквы) в начале 19 века существовала фарфорова€ фабрика ќтто, где изготавливали фарфоровую посуду по майсенскому способу. Ќа этой фабрике работал гончар из √жели ѕавел  уликов. ќн видел, как и из чего изготавливают фарфоровую посуду, а главное, научилс€ ее обжигать. Ќадо сказать, что конструкци€ горна и режим обжига при производстве фарфора Ц главный секрет. ќбучившись, ѕавел  уликов вместе с братом начал искать в окрестност€х родной деревни белую глину, из которой можно было изготавливать фарфоровую посуду. ѕоиски завершились успехом. ¬ районе деревни ћинино они нашли залежи светлой серой глины. Ѕрать€ соорудили на своем дворе печь дл€ обжига фарфора и начали производство. ¬место фарфора у них получилс€ грубоватый и непрочный фа€нс. Ќесмотр€ на это, фа€нсова€ посуда, красива€, бела€ и гладка€ пользовалась спросом. ќна выгл€дела лучше глин€ной посуды, и при этом дешевле фарфоровой.

Ѕрать€  уликовы, жела€ сохранить монополию на производство фа€нса, делали всЄ сами. Ќо информацию утаить невозможно. —оседи прокрались в их мастерскую, разведали устройство печи дл€ обжига и построили такие же у себ€ на подворь€х. “ак √жель стала центром производства русского фа€нса. ¬скоре местные мастера нашли способ украшать свои издели€ глазурью и разноцветной росписью.

ќдним из основателей фарфорового производства в √жели был яков ¬асильевич  узнецов. ¬ 1810 году он выкупилс€ на волю у помещика и открыл в √жели собственное дело. ƒело пошло, и уже через два года завод работал на всю мощность.  огда якову  узнецову стали помогать его дети, “ерентий и јнисим, производство стало расшир€тьс€. ¬ 1832 году заработал второй завод  узнецовых, в ƒулево ¬ладимирской губернии. ¬ 1889 году наследники якова  узнецова основали товарищество по производству фарфоровых и фа€нсовых изделий. —о временем товарищество объединило под своим управлением семь российских заводов по производству посуды из фа€нса и фарфора. ѕравление Ђ“овариществаї находилось в ћоскве на ћ€сницкой улице. ¬ этом доме сейчас размещаетс€ магазин Ђ‘арфорї. ¬се фарфоровые заводы в √жели объединились Ђпод одной рукойї и это была рука  узнецовых.

ѕосле революции кузнецовские заводы были национализированы и разъединены.  аждое производство было само по себе. ¬ 1930-х и в 1940-х годах около половины производства советского фарфора и фа€нса оказалось сосредоточенным в √жели.   сожалению, многие традиции мастеров оказались утраченными. »х пришлось восстанавливать заново.

√жель стала одним из центров прикладного и декоративного искусства сначала ———–, а потом –оссийской ‘едерации. «дешние художники создают посуду традиционных форм. Ёта посуда по большей части используетс€ в декоративных цел€х, хот€ остаютс€ вполне функциональными.

 роме посуды в √жели освоили производство изразцов, архитектурных украшений из фарфора, а также начали выпускать фа€нсовые статуэтки. ƒл€ росписи гжельского фа€нса мастера примен€ют четыре цвета: коричневый, желтый, зеленый и синий.

√олуба€ и син€€ роспись кобальтовой краской стала фирменной дл€ гжельского фа€нса. » сейчас, когда говор€т о гжельской росписи, предполагают именно роспись синего цвета. ћастерицы-маникюрщицы даже ввели в пользование узор Ђгжельї, расписывают синим и голубым цветом ногти, вырисовыва€ на них традиционные гжельские узоры, цветки и листки.


spe
¬ладислав „ерных

 расиво, мне нравитс€. ѕомню, лет несколько назад даже планшет себе подобрал с росписью под гжель ))).

top
Halida Rojkova

ј мне рисунок кажетс€ немного ал€поватым.

pro
—емен ÷ыгановский

’алида, а по мне вот такое украшение ногтей ал€повато. ѕрочел про гжель на ногт€х, углубилс€ в »нтернет, и нашел сие украшение.

pro
“амара ћеркулова

ѕопробовала как-то в гжельском чайнике заварить чай - результат разочаровал. ¬се-таки слишком толстые стенки.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+