icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

 ак петь песни без микрофона

  • 3013
  • 1

 ак петь песни без микрофона

“ехнический прорыв новейшего времени многое нам дал, в том числе и такое ценное изобретение, как микрофон. —ледует сразу расставить все точки над i: микрофон никоим образом не улучшает качество звука (вот ухудшать Ц может), он только усиливает его. ћожно ли обойтись без него?

–азумеетс€, можно! » это делалось веками Ц весьма успешно, надо заметить. Ѕыла сформирована особа€ система вокального звукоизвлечени€, известна€ как бельканто (что в переводе с италь€нского означает Ђпрекрасное пениеї) Ц и она обеспечивает не только красоту звука, но и его Ђподачуї, помогающую распростран€тьс€.

ѕравда, в некоторых случа€х пение без микрофона действительно невозможно. Ќапример, это относитс€ к выступлени€м под открытым небом перед огромной публикой Ц в этих случа€х использование микрофона неизбежно (если кто-то в таких услови€х поЄт без микрофона Ц веро€тнее всего, используетс€ фонограмма).

„тобы не было необходимости в микрофоне, аккомпанемент не должен Ђперекрыватьї певца динамически (т.е. не должен быть громче). Ёто зависит от двух факторов. ¬о-первых, инструментовка: если она слишком мощна€, то оркестр или ансамбль может и Ђподм€ть под себ€ї певца. ѕравда, бывают певцы с такими голосами, что Ђперекроютї даже оркестровую фактуру опер –.¬агнера (именно это в музыкальном мире называетс€ Ђвагнеровским певцомї), но далеко не все певцы обладают такими голосами, так что инструменту€ вокальное произведение, надо исходить из особенностей голоса конкретного певца: если голос не самый сильный Ц не надо Ђдавитьї, фактура (оркестрова€, ансамблева€ или даже фортепианна€) должна быть достаточно Ђпрозрачнойї Ц не надо большого количества одновременно играющих инструментов, а те из них, которые по своей природе обладают мощным звуком, следует вводить осторожно (например, в оркестре русских народных инструментов такой Ђт€жЄлой артиллериейї €вл€ютс€ ба€ны).

¬торое обсто€тельство Ц это искусства аккомпаниатора. ќбычно Ђподминают под себ€ї солиста не очень хорошие оркестры, которые Ц даже при титанических усили€х со стороны дирижЄра Ц не умею играть тихо. — пианистами тоже бывают проблемы: хороший пианист Ц не об€зательно хороший аккомпаниатор, не всем дано быть Ђведомымї. » если аккомпанирующий пианист Ђт€нет оде€ло на себ€ї Ц он может и динамически перекрыть солиста. — такими аккомпаниаторами лучше вообще не св€зыватьс€. ѕроблема возникает и в том случае, если музыкант привык аккомпанировать Ђгромкимї инструментам Ц так, мне приходилось работать с пианисткой, котора€ до этого аккомпанировала исключительно исполнител€м на духовых инструментах, у них звук достаточно громкий, можно сказать, их пиано (тихо) Ц это дл€ домры минимум меццо-форте (не очень громко) Ц с еЄ привычкой Ђгреметьї справитьс€ было нелегко.

„то касаетс€ самоде€тельного исполнени€, то речь нередко идЄт о пении под собственный аккомпанемент. ≈сли при этом исполнитель не очень хорошо владеет инструментом (что тоже обычно при таких обсто€тельствах), он сосредотачивает внимание на исполнении инструментальной партии и перестаЄт контролировать собственное пение Ц от этого его качество падает, звук перестает поддерживатьс€ и становитс€ более тихим. „то тут посоветовать? ≈сли вы не чувствуете себ€ уверенно на той же гитаре Ц лучше найдите себе аккомпаниатора, а сами полностью сосредоточьтесь на пении.

» наконец, о главном Ц о звукоизвлечении. —разу скажем: пение Ц это искусство, которому учатс€ годами, отдава€сь этому полностью, так что сейчас мы можем сообщить вам лишь несколько самых простых правил.

- не кричать! “ак вы только сорвЄте голос Ц но Ђпослать его в пространствої это не поможет;

- опирать звук на дыхание: научитесь быстро вдыхать диафрагмой, задерживать дыхание и медленно выдыхать, чувству€, как воздух выходит через сжатые губы (так же воздух при вокальном дыхании должен проходить Ђпод давлениемї через голосовые св€зки);

- ощутите внутри себ€ нечто вроде Ђаэродинамической трубыї, начинающейс€ от диафрагмы и заканчивающейс€ в точке примерно посередине лба. ƒл€ этого придЄтс€ держатьс€ идеально пр€мо (вспомните, как выт€гиваютс€ птицы, когда поют) Ц разумеетс€, сто€ (если вы не профессионал и не собираетесь им быть, то высот оперных певцов, которые поют и лЄжа на диване, и сража€сь на шпагах, всЄ равно не достичь Ц так что пойте сто€);

Ц почувствуйте, как голос резонирует в этой самой точке Ц направьте его в голову.  огда вы ощутите там вибрацию Ц звук пойдЄт. ѕоначалу это может вызывать головокружение Ц но со временем привыкнете;

Ц опустите нижнюю челюсть Ц еЄ заднюю часть, где она крепитс€ к черепу. ѕоначалу вы при этом будете рефлекторно зевать (это так и называетс€ Ц Ђзевок в пенииї), так что тоже потребуетс€ и врем€, и тренировка.

¬ некоторой степени эти приЄмы помогут вам Ђраскрытьї голос.  онечно, если от природы вы лишены певческого голоса, большой зал вы без микрофона не озвучите, но помещение среднего размера Ц пожалуйЕ Ќетрудно заметить, что такое звукоизвлечение резко отличаетс€ от обычной Ђподачи голосаї при разговоре. ќчевидно, именно поэтому пение с микрофоном утвердилось прежде всего в эстрадном пении, где звукоизвлечение в большей степени приближено к разговорному. »грает роль и то, что электроинструменты, областью действи€ которых €вл€етс€ эстрада, обладают более мощным звуком, чем акустические, и Ђперекрытьї их человеческому голосу не так-то просто.  роме того, эстрадные певцы чаще академических выступают на стадионах и других открытых площадках, где Ц как уже говорилось Ц без микрофона не обойтись.


tra
«ульфи€  ѕолевода

≈лена, всегда с интересом читаю ваши статьи Ч и наслаждаюсь вашим прекрасным слогом! +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+