icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Как петь песни без микрофона

  • 2257
  • 1

Как петь песни без микрофона

Т
Технический прорыв новейшего времени многое нам дал, в том числе и такое ценное изобретение, как микрофон. Следует сразу расставить все точки над i: микрофон никоим образом не улучшает качество звука (вот ухудшать – может), он только усиливает его. Можно ли обойтись без него?

Разумеется, можно! И это делалось веками – весьма успешно, надо заметить. Была сформирована особая система вокального звукоизвлечения, известная как бельканто (что в переводе с итальянского означает «прекрасное пение») – и она обеспечивает не только красоту звука, но и его «подачу», помогающую распространяться.

Правда, в некоторых случаях пение без микрофона действительно невозможно. Например, это относится к выступлениям под открытым небом перед огромной публикой – в этих случаях использование микрофона неизбежно (если кто-то в таких условиях поёт без микрофона – вероятнее всего, используется фонограмма).

Чтобы не было необходимости в микрофоне, аккомпанемент не должен «перекрывать» певца динамически (т.е. не должен быть громче). Это зависит от двух факторов. Во-первых, инструментовка: если она слишком мощная, то оркестр или ансамбль может и «подмять под себя» певца. Правда, бывают певцы с такими голосами, что «перекроют» даже оркестровую фактуру опер Р.Вагнера (именно это в музыкальном мире называется «вагнеровским певцом»), но далеко не все певцы обладают такими голосами, так что инструментуя вокальное произведение, надо исходить из особенностей голоса конкретного певца: если голос не самый сильный – не надо «давить», фактура (оркестровая, ансамблевая или даже фортепианная) должна быть достаточно «прозрачной» – не надо большого количества одновременно играющих инструментов, а те из них, которые по своей природе обладают мощным звуком, следует вводить осторожно (например, в оркестре русских народных инструментов такой «тяжёлой артиллерией» являются баяны).

Второе обстоятельство – это искусства аккомпаниатора. Обычно «подминают под себя» солиста не очень хорошие оркестры, которые – даже при титанических усилиях со стороны дирижёра – не умею играть тихо. С пианистами тоже бывают проблемы: хороший пианист – не обязательно хороший аккомпаниатор, не всем дано быть «ведомым». И если аккомпанирующий пианист «тянет одеяло на себя» – он может и динамически перекрыть солиста. С такими аккомпаниаторами лучше вообще не связываться. Проблема возникает и в том случае, если музыкант привык аккомпанировать «громким» инструментам – так, мне приходилось работать с пианисткой, которая до этого аккомпанировала исключительно исполнителям на духовых инструментах, у них звук достаточно громкий, можно сказать, их пиано (тихо) – это для домры минимум меццо-форте (не очень громко) – с её привычкой «греметь» справиться было нелегко.

Что касается самодеятельного исполнения, то речь нередко идёт о пении под собственный аккомпанемент. Если при этом исполнитель не очень хорошо владеет инструментом (что тоже обычно при таких обстоятельствах), он сосредотачивает внимание на исполнении инструментальной партии и перестаёт контролировать собственное пение – от этого его качество падает, звук перестает поддерживаться и становится более тихим. Что тут посоветовать? Если вы не чувствуете себя уверенно на той же гитаре – лучше найдите себе аккомпаниатора, а сами полностью сосредоточьтесь на пении.

И наконец, о главном – о звукоизвлечении. Сразу скажем: пение – это искусство, которому учатся годами, отдаваясь этому полностью, так что сейчас мы можем сообщить вам лишь несколько самых простых правил.

- не кричать! Так вы только сорвёте голос – но «послать его в пространство» это не поможет;

- опирать звук на дыхание: научитесь быстро вдыхать диафрагмой, задерживать дыхание и медленно выдыхать, чувствуя, как воздух выходит через сжатые губы (так же воздух при вокальном дыхании должен проходить «под давлением» через голосовые связки);

- ощутите внутри себя нечто вроде «аэродинамической трубы», начинающейся от диафрагмы и заканчивающейся в точке примерно посередине лба. Для этого придётся держаться идеально прямо (вспомните, как вытягиваются птицы, когда поют) – разумеется, стоя (если вы не профессионал и не собираетесь им быть, то высот оперных певцов, которые поют и лёжа на диване, и сражаясь на шпагах, всё равно не достичь – так что пойте стоя);

– почувствуйте, как голос резонирует в этой самой точке – направьте его в голову. Когда вы ощутите там вибрацию – звук пойдёт. Поначалу это может вызывать головокружение – но со временем привыкнете;

– опустите нижнюю челюсть – её заднюю часть, где она крепится к черепу. Поначалу вы при этом будете рефлекторно зевать (это так и называется – «зевок в пении»), так что тоже потребуется и время, и тренировка.

В некоторой степени эти приёмы помогут вам «раскрыть» голос. Конечно, если от природы вы лишены певческого голоса, большой зал вы без микрофона не озвучите, но помещение среднего размера – пожалуй… Нетрудно заметить, что такое звукоизвлечение резко отличается от обычной «подачи голоса» при разговоре. Очевидно, именно поэтому пение с микрофоном утвердилось прежде всего в эстрадном пении, где звукоизвлечение в большей степени приближено к разговорному. Играет роль и то, что электроинструменты, областью действия которых является эстрада, обладают более мощным звуком, чем акустические, и «перекрыть» их человеческому голосу не так-то просто. Кроме того, эстрадные певцы чаще академических выступают на стадионах и других открытых площадках, где – как уже говорилось – без микрофона не обойтись.

tra
Зульфия  Полевода

Елена, всегда с интересом читаю ваши статьи — и наслаждаюсь вашим прекрасным слогом! +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+