Во-первых, стоит точно знать, «что такое, кто такой». Грубо говоря, есть некая психическая норма. В ее пределах (а не за ними!) находятся две крайности, две полярности. Так называемый невротический спектр и психотический. Психотики за пределами нормы готовы башку другому проломить, а невротики… ни за что не угадаете! Себе! Потому что невротическая часть спектра представлена людьми с депрессиями, людьми крайне стеснительными, людьми мнительными – как бы чего не вышло. И они себя зачастую этими «как бы чего» очень бодро пилят – не хуже, чем психотики – окружающих. С той, нездоровой части круга, или внутри него - когда вроде бы обществу это не очень мешает...
Вроде бы.
Уровень невротизации личности можно узнать, пройдя тесты, заполнив специальные опросники - опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), опросник личностный и даже опросник экспресс-диагностики тех же самых невротизации и психопатизации. Их заполняют не только взрослые – некоторые опросники предназначены для исследования других категорий: детей, подростков, школьников выпускных классов. Опросники составляют также в таких серьезных учреждениях, как Психоневрологический институт имени Бехтерева. Кстати, первый такой был создан в Ленинградском институте им. Бехтерева еще в 1974 году, и затем обновлялся и дополнялся.
И на самом деле знать об уровне невротизации очень важно. Отчетные данные о количестве выявленных (!) больных нервно-психическими расстройствами в детском и подростковом возрасте к началу этого века по сравнению с неблагополучным в социальном плане 1991 годом увеличилось на 41%. А еще пять лет спустя, к 2005-му, встречаемость заболеваний у детей и подростков составила 676,4 и 523,3 на сто тысяч. Болезненность оценивается в 3.3 и 4 тысчи соответственно. Причем – что важно - среди всей заболеваемости именно расстройства непсихотического спектра (грубо говоря, та самая невротическая половина, стоящая по другую сторону от мифической «здоровой личности») – по данным ученых, составляют 76,6%.
То есть, «психов» среди детей и подростков у нас едва ли четверть, а три из четырех неблагополучных в плане здоровья – именно невротики. Что именно привело их на грань здоровья и болезни, а то и за ее грань – можно только догадываться. Неудивительно, что впоследствии по числу суицидов у подростков мы впереди планеты всей (впрочем, у взрослых – чуть менее печальная картина, впереди, кажется, только страны Прибалтики).
А в анамнезе у невротического спектра – от «ничего страшного», то есть ВСД (вегетососудистой дистонии), головных болей и сердечных, болей живота, проблем с координацией и аппетитом, сном, от кашля и потливости – до серьезных проявлений вроде фобий, панических расстройств и тревожных расстройств. Причем если вы хотите самостоятельно определить уровень невротизации вашей личности, или ваших близких, и особенно – детей, сделать это довольно проблематично.
Можно только догадаться: кусает в кровь губы, чешется без видимых причин или нервно дергает ногой - и так три часа кряду - что-то в этом невротическое... Словно какое-то действие, которое он бы, глубокий невротик, сделал - но внутренние усвоенные "моральные нормы" ему не дают. Словно постоянно сдерживает себя - даже там, где вполне можно позволить себя не сдерживать. Странный, сдавленный голос у ребенка после детского сада или школы, возбужденность, которая НЕ выливается в действие - побегать-попрыгать, в "стрелялку" пострелять - разве что по этому можно определить, что что-то не так.
В общем, что ребенку, что взрослому мало заполнить скачанный из интернета опросник – в нем многие параметры вычисляются по сложным формулам, за которыми, как за деревьями, леса не видно. Ведь невозможно, как в анализе крови, сказать: «У вас невротин зашкаливает, попейте таблеточки и ограничьте соленое». Здесь – душа человека, она живая и измерениям поддается очень условно.
Вместо резюме
Чтобы не считать условные "проценты невротизации" , гораздо лучше было бы раньше или позже нашему тревожному, невротичному обществу привыкнуть к психогигиене – хотя бы на какой-то сложный период жизни посещать психолога или психотерапевта. Как человека, который всякого повидал, и одновременно, в отличие от родных и близких, имеет компетенцию помогать человеку – например, обретать вместо привычных психических защит здоровое чувство собственного достоинства, находить чувство собственной ценности, осознания, что никуда и ни за чем не надо бежать, гнаться, достигать, подставлять, вырывать или добывать – особенно по части любви, понимания, принятия другими людьми.