Этот эпизод меня просто поразил. Я решила, что если может он, значит, могу и я. Интернета тогда не было, о методиках прочесть было негде, да и было мне тогда лет 10 - 12 , не больше. Придумала методику сама. Делюсь с каждым, кому это необходимо.
Во-первых, каждый день учила стихи, по одному новому четверостишию пять дней в неделю. А в субботу и воскресение повторяла изученное. В понедельник все начиналось сначала. Через три месяца стала учить по два четверостишия, потом по три. Через год тренировок никаких трудностей в запоминании стихотворного текста не возникало. И я стала учить прозу.
Если честно, то, учась в школе, никогда не понимала ни физику, ни химию. Зато отвечала блестяще, пересказывая «с выражением» любой параграф с любого места после того, как на перемене читала его всего один раз. И формулы выводила, если кто-нибудь успевал подсказать, на какой странице эта формула находится. Мгновенно вспоминала, и ответ вполне удовлетворял учителей.
Так что эти несложные, но постоянные упражнения - реальные помощники в тренировке памяти. Сегодня существует множество разных школ, в каждой свои разработки. Можно выбрать те упражнения, которые покажутся интересными и легко выполнимыми. Решение кроссвордов и игры «Найди отличия» рекомендуют все без исключения специалисты.
Самый известный из них - Эрик Кандель, автор известной книги «В поисках памяти». В ней даются простые и вполне выполнимые упражнения для тренировки как долгосрочной, так и краткосрочной памяти. Следует помнить, что память бывает моторная, то есть то, что мы учим, то мы и запоминаем. Слуховая память – это то, что слышим. А вот зрительная зависит от того, насколько запомнится то, что мы увидели.
Кандель предлагает много разных методик, я же позволю себе перечислить несколько. Первое правило – отдыхать! Не меньше 8 часов спать, а среди дня устраивать отдых. Буквально несколько минут с закрытыми глазами способны вернуть мозгу работоспособность.
Второе правило – перестаньте жить «на автомате». Периодически изменяйте все, что сможете изменить. Ходите на работу другой дорогой, запоминайте новые ориентиры, пересчитайте все деревья на своем пути, а заодно и всех людей, которые встретятся. Усложните задачу – посчитайте отдельно женщин, отдельно мужчин.
Считайте в уме – так звучит третье правило. Ох, ведь не напрасно древние греки называли математику «царицей наук»! Разбаловали мы себя калькуляторами, и мозг уже совсем не хочет считать сам. А должен, и не просто должен – обязан, потому что именно в этом заключается его тренировка.
Четвертое и пятое правило – близнецы-братья. Записывайте и повторяйте, повторяйте и записывайте. Правило «Записал - запомнил» работает замечательно, но обязательно все и всегда повторяйте через некоторое время. Только в этом случае можно не сомневаться, что нужные сведения не забудутся.
А дальше Кандель предлагает больше читать. Его рекомендация - не читать любовные романы и так любимые нами детективы, а только серьезную литературу, которая заставляет думать. Но, мне кажется, что если нравятся детективы, то читайте. А потом непременно пересказывайте их, представляйте в своем воображении героев, интерьеры, разные детали.
Изучение иностранных языков – еще один вид тренировок. Давно известно, что двуязычные люди редко болеют склерозом. А еще предлагается найти себе новое хобби. Вяжите, вышивайте, делайте витражи, плетите макраме – делайте все что хотите, только не опускайте руки. И постоянно работайте над собой, не давайте себе поблажек. Только регулярные занятия дают мозгу возможность постоянно находиться в тонусе.
Конечно, во многом состояние памяти напрямую зависит от наследственности, от среды, в которой человек живет, да и от образа жизни, который он ведет, тоже очень многое зависит. Но и тренировки делают настоящие чудеса.