icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

 ак делать анализ стихотворени€?

  • 87162
  • 12

 ак делать анализ стихотворени€?

¬

¬опрос о том, как делать анализ стихотворени€, как правило, по€вл€етс€ у школьников. ќсобенно у тех, кому нужно сдавать ≈√Ё по литературе. ќднако без анализа поэтического текста нельз€ обойтись и обычному любителю поэзии, так как некоторые стихотворени€ без предварительного анализа пон€ть практически невозможно.

—ложности анализа

Ќесмотр€ на то, что в школе и в институте предлагаютс€ чЄткие алгоритмы анализа стихотворений, жЄсткой схемы анализа не существует. Ёто обусловлено тем, что стихотворный текст - живой и тускнеет, когда к нему подход€т унифицировано, стара€сь вогнать в заранее установленные рамки.

—тихотворение анализировать сложнее, чем прозу, потому что разрушить гармонию стиха проще простого. “огда тонка€ ткань смысла, который выражает самое сокровенное, может легко порватьс€.

ƒл€ воспри€ти€ лирических произведений характерна субъективность, поэтому анализ стихотворени€ - это насто€щее искусство понимани€ поэта.

 роме этого, уникальность каждого отдельного стихотворени€ значительно усложн€ет анализ. ¬едь дл€ одного произведени€ важен размер стиха, дл€ другого - лирический сюжет. –азными могут быть и задачи поэта, который может выразить внутреннее состо€ние лирического геро€, создать музыку стиха или выразить в форме образов философскую мысль.

Ћюба€ схема анализа поэтического текста условна. ѕоэтому свободный комментарий или исследовательский текст может начинатьс€ с любого направлени€ анализа. ¬сЄ зависит от логики рассуждений, которую диктует сам художественный текст.

—хема анализа

»стори€ и биографи€

«ачастую, чтобы пон€ть стихотворение необходимо знать врем€ его создани€, историю публикации, некоторые факты биографии автора, св€занные с лирическим сюжетом или имеющим какое-либо отношение к истории написани€ стихотворени€.

—тихотворение в творчестве поэта

ќпредел€€ место стихотворени€ в творчестве поэта, нужно

  • сначала отнести произведение к какому-либо из периодов творчества поэта;
  • осмыслить контекст;
  • вы€вить характерные или нетипичные черты стихотворени€ дл€ конкретного поэтического этапа.

ќсновна€ тема

ќсновой любого художественного произведени€ €вл€етс€ тема. ƒл€ того чтобы было проще определить тематику стихотворени€ и выделить его ведущую тему, разработана тематическа€ классификаци€ лирических произведений. ¬ыдел€ют следующие темы лирики:

  • любовна€ (интимна€),
  • пейзажна€,
  • лирика дружбы,
  • патриотическа€ и гражданска€,
  • медитативна€ или философска€,
  • тема поэзии и поэта.

Ёто условна€ классификаци€, но она помогает начать анализ стихотворени€ и служит его отправной точкой.

„аще всего в стихотворении можно определить ведущую тему, определ€€ которую нужно соотнести тематическую классификацию с "вечными" темами рока, смерти, красоты, любви и так далее. Ќо любой поэтический текст представл€ет сложное переплетение мотивов и тем.

ћотив при этом отличаетс€ от темы своей словесной закреплЄнностью в тексте и устойчивостью формально-содержательного компонента. “ак, дл€ лирики Ћермонтова характерен мотив изгнанничества, присутствующий в таких стихотворени€х, как "“учи", "Ќет, € не Ѕайрон, € другой...".

— помощью мотива проще пон€ть подтекст стихотворени€. “радиционными дл€ поэзии €вл€ютс€ мотивы встречи, одиночества, пути, тоски, разочаровани€, бегства, борьбы, возмезди€ и так далее.

„тобы определить ведущий мотив, необходимо выделить лейтмотив произведени€, под которым понимаетс€ преобладающее настроение, основна€ иде€ и эмоци€ всего произведени€ или творчества поэта, а также образ или оборот художественной речи, который посто€нно повтор€етс€ и характеризует геро€, ситуацию или переживание.

—южет лирического произведени€

—южет неразрывно св€зан с событием. »мпульсом лирического переживани€ или особого эмоционального состо€ни€ геро€ могут стать случайна€ встреча, созерцание природы, воспоминание, сюжетна€ сценка или мысль. ≈сли в стихотворении есть развЄрнутый сюжет, то произведение следует относить к лиро-эпическому жанру. ¬ лирическом произведении сюжет может быть ослаблен.

—ложнее всего подобрать такие слова, которые смогли бы передать событи€, которые стали основой сюжета. ѕри этом очень легко соблюсти точность и пересказать сюжет стихотворени€, но суть стихотворени€ будет уничтожена.

ѕроблематика стихотворени€

ƒл€ определени€ проблематики стихотворени€ нужно задать вопросы к тексту или подтексту произведени€. ѕринципиальных отличий от проблематики других литературных родов в стихотворных произведени€х нет. ѕоэты задают такие же социальные и этические вопросы и по-своему отвечают на "вечные проблемы". „аще всего проблема вводитс€ в подтекст произведени€. –еже проблема формулируетс€ в стихотворении напр€мую. јнализ проблематики зависит от умени€ формулировать и видеть проблему, котора€ организует поэтическую мысль.

 омпозици€ стихотворени€

—тихотворение можно разделить на смысловые части. Ѕлагодар€ этому можно проследить за тем, как развиваетс€ тема, заметить, как мен€етс€ настроение, ощутить композиционную стройность стихотворени€ и его гармонию, выделить поэтическую мысль. »ногда разделить текст на смысловые части невозможно, так как это не позвол€ет сделать миниатюрность или содержательна€ цельность стихотворени€.

Ћирический герой

Ћитературоведы до сих пор спор€т о границах и содержании пон€ти€ "лирический герой", но без него трудно постичь образ поэта. ≈сли драматический или эпический герой про€вл€ет свой характер через поступки и взаимодействие с другими геро€ми, то лирический герой про€вл€ет себ€ через эмоциональные переживани€.

јнализиру€ стихотворение, нужно учесть сложность соотнесЄнности автора и лирического геро€. ћежду ними могут быть разные отношени€. Ћирический герой может оказатьс€ "двойником" автора, тогда говор€т о том, что лирическое "€" раскрывает авторское сознание.

 огда мир проходит сквозь призму выдуманного "€", то говор€т о лирическом субъекте, а не о лирическом герое. Ётот субъект порождает авторска€ фантази€, чтобы раскрыть чужое сознание.

Ќе всегда в стихотворении можно обнаружить лирического геро€.  огда задачей поэта становитс€ постановка философской проблемы, а не изображение внутренних переживаний человека, то говорить об образе лирического геро€ становитс€ трудно.

ќсновное настроение и его изменение

¬ стихотворении конкретика может переплетатьс€ с символикой и аллегорией. “ем не менее основой €вл€етс€ эмоциональна€ составл€юща€, св€занна€ с переживани€ми геро€.

ѕри воспри€тии поэтического текста необходимо подключитьс€ к настроению произведени€, уметь чувствовать изменени€ душевных состо€ний геро€ и давать объ€снение мотивам. „увства лирических героев стихотворных произведений чаще всего предстают в динамике.

Ќо не во всех стихотворени€х можно проследить перемены настроени€, так как эмоции и чувства могут быть устойчивы и статичны.

∆анр стихотворени€

∆анрова€ система лирики начала разрушатьс€ в XIX веке. ѕричинами этого €влени€ стали:

  • подвижность границ между разными жанрами,
  • творческа€ вол€ поэта,
  • неопределЄнность признаков жанров.

Ѕольшинство стихотворений довольно сложно отнести к тому или иному жанру. ќднако жанровое деление в лирике сохранилось, но имеет условный характер. јнализиру€ жанровую форму стихотворени€, можно лучше пон€ть содержание, заметить совмещение жанров или новаторские перемены традиционного жанра.

¬ процессе развити€ литературы некоторые жанры забывались. “ака€ судьба постигла мадригал (стихотворение о любви, которое построено на комплиментах возлюбленной) и дифирамб (гимн богу ƒионису). Ёти жанры в период Ќового времени использовались лишь как подражани€.

√лавным жанром лирики остаЄтс€ лирическое стихотворение, представл€ющее собой небольшое произведение в стихах. ”ниверсальным на сегодн€шний день €вл€етс€ пон€тие "стихотворение". »м обозначаютс€ лирические произведени€ всех жанров. Ќо поэты в некоторых случа€х конкретизируют жанр написанного стихотворени€. “ак, ѕушкин стихотворение "Ѕезумных лет угасшее веселье..." называет элегией.

Ёлегии древних греков писались строго определЄнным размером и были разнообразны по тематике. –имл€не сузили этот жанр и изображали лишь любовные переживани€. ¬ новое врем€ жанр элегии св€зывалс€ с размышлени€ми о судьбе, созерцанием природы, любовными переживани€ми, сопровождаемыми меланхолией, печалью и сожалением.

Ёлеги€ чаще всего писалась €мбом. ƒл€ этого жанра существовал определЄнный поэтический словарь. —о временем элеги€ утратила эти признаки, но сохранила в качестве основных жанровых признаков тональность и тематику.

≈сть и такие жанры, которые обладают чЄткими жанровыми признаками. «а это их называют твЄрдыми стихотворными формами. “аков, например, сонет, который состоит из 14 стихов, имеет строгую строфическую композицию и специфическую систему рифм.

ѕо такой схеме вполне можно сделать анализ стихотворени€.  онечно, можно углубитьс€ и проанализировать поэтическую речь, синтаксис, фонетику. √лавное, не забывать о цели, с которой анализируетс€ поэтическое произведение. ј она должна заключатьс€ не в том, чтобы получить положительную оценку на экзамене, а в том, чтобы раскрыть все красоты стихотворени€, глубже пон€ть его смысл, окунутьс€ в его контекст и обнаружить массу удивительного.


deb
≈катерина Ћевандовска€

ѕомню, как в школе в 9 классе и в 11 сдавала литературу, если бы тогда у мен€ перед глазами была эта стать€, мне было бы легче это сделать. ’от€ мне очень повезло с моими преподавател€ми русского €зыка и литературы. ¬ итоге, экзамены сдала на отлично!
«а статью отлично! ќгромный труд! ++++++++++++++++++++++

deb
Ќадежда Ћимонникова

—пасибо за оценки! ќб анализе стихотворени€ можно говорить часами и писать томами. Ёту статью нельз€ назвать полной.

deb
¬ероника √олубева

 ак всегда, доступно и интересно о сложном. —тать€ - незаменимое подспорье школьниками в овладении "великим и могучим" и просто желающим успешно сдать экзамен.+++++++

spe
Ћариса ѕопруга

Ўкольникам очень пригодитс€, т.к. тома они вр€д ли прочтут, а така€ стать€ будет в помощь ++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+