icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

 ак быстро выучить стих?

  • 24554
  • 6

 ак быстро выучить стих?

≈сли вы уже далеко не школьник, это ещЄ не значит, что вам не предстоит раз несколько задуматьс€ о том, как быстро выучить стих. ћы все насто€щие или будущие родители, дедушки или бабушки, тЄти или д€ди, старшие брать€ или сЄстры. ј это означает одно: рано или поздно проблема заучивани€ стихотворений настигнет и нас.

Ќе забудем и о том, что когда заканчиваетс€ школьное об€зательное и на оценку заучивание стихотворений наизусть, внезапно может про€витьс€ любовь к поэзии, выраженна€ уже в самосто€тельном заучивании стихотворений.

—войство пам€ти

Ќо начнЄм, пожалуй, с одного замечательного свойства пам€ти, которое может помочь в быстром запоминании стихотворений. Ќаша пам€ть, как и всЄ в жизни, циклична. ѕоэтому чтобы побыстрее запомнить всЄ, что нужно, в том числе и стихотворение, нужно задать порцию запоминаемого материала (например, одно четверостишие), повторить его в течение п€ти-дес€ти минут, а затем расслабитьс€ на дес€ть минут. ѕри полном сосредоточении на заучиваемой информации пам€ть начнЄт выдавать заученные строчки, когда эти дес€ть минут расслаблени€ ещЄ не закончились. ќщущени€ непередаваемые!

—пособ способу рознь!

—уществует масса способов заучивани€ стихотворений. ¬се, конечно, в одной маленькой статье сложно перечислить. ƒа это и не нужно, потому что дл€ нас важна скорость. Ѕольша€ часть способов эту скорость не обеспечивает. ƒа и критерии, по которым определ€етс€ быстрота, у нас не заданы. ѕредлагаю остановитьс€ на 30 минутах. Ёто врем€ как раз подходит дл€ среднестатистической пам€ти (не будем брать случаи феноменальной пам€ти как сильно хорошей, так и сильно плохой).

¬ообще € раздел€ю все способы заучивани€ стихов на две группы: грустные и весЄлые.

√рустный способ заучивани€ стихотворений (он же традиционный)

Ёто самый распространЄнный способ, которым каждый овладевает самосто€тельно или получает его по наследству дома или в школе. ≈го суть состоит в попугайском повторении стихотворных строчек. —огласитесь, это утомительно, а значит грустно.

’от€ если мы добавим к этому заучиванию знание о цикличности нашей пам€ти, то нам станет немного веселее и стихотворени€ будут запоминатьс€ быстрее. Ќо нашим дет€м и нам об этом ни в школе, ни дома не говорили, поэтому мы продолжали использовать этот способ как единственно возможный.

¬есЄлые способы заучивани€ стихотворений

<p>¬есЄлых способов уже побольше, потому что всЄ, что весело, не ограничивает фантазию, в результате можно придумывать такие способы до бесконечности. –асскажу только об "испытанных на себе" и самых "быстрых".

¬о третьем классе дети учат довольно сложный дл€ заучивани€ отрывок из романа в стихах "≈вгений ќнегин" јлександра —ергеевича ѕушкина. —ложность стихотворени€ в том, что интонаци€ в нЄм заложенна€ часто не замечаетс€ ни учител€ми начальной школы, ни детьми. ¬ результате последние так и не понимают всего смысла того, что они учат. ј ведь если чего-то не понимаешь, это выучить не только сложно, но и в принципе не возможно.

»так, отрывок о зиме каждый, наверное, помнит.


¬от север, тучи нагон€€,

ƒохнул, завыл Ч и вот сама

»дет волшебница зима.

ѕришла, рассыпалась; клоками

ѕовисла на суках дубов;

Ћегла волнистыми коврами

—реди полей, вокруг холмов;

Ѕрега с недвижною рекою

—равн€ла пухлой пеленою;

Ѕлеснул мороз. » рады мы

ѕроказам матушки зимы.


ƒл€ третьеклассника в этом маленьком отрывке много непон€тного. ѕоэтому прежде чем заучивать, нужно все эти непон€тные моменты разъ€снить. Ќапример, совсем непон€тно, как может север нагон€ть тучи, что такое клоки и пелена. —овременный ребЄнок может не понимать что такое "брега".

ƒаже если вы самосто€тельно учите стихотворение, нужно провести такую самосто€тельную работу. “огда и стихотворени€ ћа€ковского будут учитьс€ на ура.

—пособ первый. ¬ообрази Ѕразилию

 огда разъ€снительна€ работа проведена, можно начинать веселье. ѕодключаем воображение! Ёто достаточно просто, так как поэзи€ - это образы и рисунки.

„тобы вообразить картину, изображЄнную поэтом, нужно каждую строчку посмаковать. — пушкинскими строками это получаетс€ достаточно хорошо.  огда пон€тно, что север - это холодный, лед€ной ветер, то просто представить, как он нагон€ет т€жЄлые чЄрные тучи, потом т€жко вздыхает (труд ведь огромный эти громадины двигать) и дует своим лед€ным дыханием, чтобы нас заморозить. ј воет, чтобы нас напугать холодом, но нам не страшно, потому что мы-то в итоге оказываемс€ рады проказам наступившей зимы.

—пособ второй. ѕеревЄртыши

ѕосле того, как стихотворение один раз прочитано, вслух, с выражением, можно использовать ещЄ один способ, который условно назовЄм "ѕеревЄртыши". „итать стихи можно обычно, по всем правилам. ј можно нарушать эти правила.

ѕервый вариант. ѕереворачиваем книгу и читаем стихотворение "вверхногами". ” кого лучше получитс€?

¬торой вариант. „итаем стихотворение не слева на право, а справа на лево и с выражением, чтобы пон€тно было, что это стихотворение:


“ов ревес, ичут €€ноган,

Ћунход, лываз - и тов амас

“еди ацинбешлов амиз.


“ретий вариант. Ќачинаем читать стихотворение не с первого, а с последнего слова. ѕолучаетс€ что-то вроде этого:


«имы матушки проказам

ћы рады и. ћороз блеснул;

ѕеленою пухлой сравн€ла

–екою недвижною с брега;

’олмов вокруг, среди полей

 оврами волнистыми легла;

ƒубов суках на повисла

 локами; рассыпалась, пришла.

«има волшебница идЄт

—ама вот и - завыл, дохнул,

Ќагон€€ тучи, север вот.


„то в итоге получаем? » не бесполезно ли такое весЄлое зан€тие? ¬ пользе таких упражнений вы сможете убедитьс€ только, когда попробуете учить стихотворение, предварительно поразвлекавшись таким образом.

—кажу лишь одно: дл€ ребЄнка, которому ещЄ требуетс€ наша помощь, такие игры очень полезны. ¬ первую очередь тем, что они просто-напросто избавл€ют от страха перед заучиванием стихотворений.  роме этого, стихотворение становитс€ ближе и пон€тнее. –аскрываютс€ в процессе таких "разборок" тонкости поэзии. ѕоследний вариант, например, позвол€ет пон€ть, насколько прекрасна поэзи€. ¬ ней каждое слово стоит на своЄм месте, а, переставив слова местами, мы разрушаем гармонию.

—пособ третий. „итаем вместе

«десь тоже есть несколько вариантов совместного чтени€:

  • читаем хором;
  • читаем шЄпотом,
  • кричим стихотворением друг на друга;
  • начинаем громко и с каждой строчкой понижаем эту громкость, и наоборот;
  • читаем по очереди по одной строчке.

ѕотом книжку можно закрыть, и всЄ то же самое проделать наизусть.

—пособ четвЄртый. ƒл€ взрослых

Ќекоторые советуют дл€ быстрого заучивани€ стихотворени€ переписывать его от руки. Ќа мой взгл€д, это нецелесообразно. ≈сли уж братьс€ переписывать, то сделать это мысленно. ƒл€ этого представл€ем лист бумаги, доску, небо, автомобиль, всЄ, что угодно на чЄм можно писать (а писать можно на всЄм), "вооружаемс€" ручкой, мелом, пером, кистью и прописываем каждую строку стихотворени€ мысленно. „ем €рче, тем лучше.

¬ заключении напомню, что быстрое заучивание стихотворени€ зависит не от уровн€ развити€ пам€ти, а от того, как вы подходите к самому процессу. „ем веселее учить стихотворение, тем меньше будет сопротивление, внутреннее и внешнее, тем интереснее будет жизнь.<;/b>

P.S.. Ќе могу пройти мимо закравшейс€ в названии статьи ошибки. Ќеправильно говорить "выучить стих", так как под стихом понимаетс€ одна стихотворна€ строка. ѕравильно спрашивать: " ак быстро выучить стихи (стихотворение)?"


deb
¬ероника √олубева

ќчень полезна€ и интересна€ стать€! —пасибо,Ќадежда! ј за варианты игр во врем€ заучивани€ - особое спасибо. Ёто дл€ многих актуально и, конечно, абсолютно не бесполезное зан€тие, так как ребенок на практике понимает, что такое рифма, размер, музыкальность стихотворени€ и как важно все это не потер€ть. ¬ам + с большим удовольствием.
ј еще есть довольно легкий, но требующий от человека об€зательности и посто€нства, способ улучшени€ пам€ти в любом возрасте: ежедневное запоминание по одному любому четверостишию (стихотворени€ ќмара ’ай€ма подход€т дл€ такой тренировки пам€ти просто идеально).

deb
Ќаталь€  олонцова

Cтать€ очень полезна€! ƒл€ детей и их родителей. » не смотр€ на то что она не маленька€, € прочитала ее взахлеб с большущим интересом.¬ам мои огроменные +++++++++ за такую грамотную, увлекательную статью! Ћично € таких способ на себе никогда не испытала, учила скучным способом, но быстро. просто пам€ть всегда была хороша€. а ведь кому-то это может очень даже пригодитс€!!!!!

deb
≈катерина Ћевандовска€

Ќадежда, ¬ам огромный ѕЋё— за проделанную работу! Ѕезусловно, стать€ полезна€! € в 11 классе сдавала выпускной экзамен - литературу, там было множество стихотворений, помню, что заучивала и повтор€ла несколько недель, чтобы не забыть на экзамене. ѕолучила отлично! ƒаже до сих пор помню многие из них...
++++++++++++++++++++++++++++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+