icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Лимонникова
Обучение

Как быстро выучить стих?

  • 24039
  • 6

Как быстро выучить стих?

Е

Если вы уже далеко не школьник, это ещё не значит, что вам не предстоит раз несколько задуматься о том, как быстро выучить стих. Мы все настоящие или будущие родители, дедушки или бабушки, тёти или дяди, старшие братья или сёстры. А это означает одно: рано или поздно проблема заучивания стихотворений настигнет и нас.

Не забудем и о том, что когда заканчивается школьное обязательное и на оценку заучивание стихотворений наизусть, внезапно может проявиться любовь к поэзии, выраженная уже в самостоятельном заучивании стихотворений.

Свойство памяти

Но начнём, пожалуй, с одного замечательного свойства памяти, которое может помочь в быстром запоминании стихотворений. Наша память, как и всё в жизни, циклична. Поэтому чтобы побыстрее запомнить всё, что нужно, в том числе и стихотворение, нужно задать порцию запоминаемого материала (например, одно четверостишие), повторить его в течение пяти-десяти минут, а затем расслабиться на десять минут. При полном сосредоточении на заучиваемой информации память начнёт выдавать заученные строчки, когда эти десять минут расслабления ещё не закончились. Ощущения непередаваемые!

Способ способу рознь!

Существует масса способов заучивания стихотворений. Все, конечно, в одной маленькой статье сложно перечислить. Да это и не нужно, потому что для нас важна скорость. Большая часть способов эту скорость не обеспечивает. Да и критерии, по которым определяется быстрота, у нас не заданы. Предлагаю остановиться на 30 минутах. Это время как раз подходит для среднестатистической памяти (не будем брать случаи феноменальной памяти как сильно хорошей, так и сильно плохой).

Вообще я разделяю все способы заучивания стихов на две группы: грустные и весёлые.

Грустный способ заучивания стихотворений (он же традиционный)

Это самый распространённый способ, которым каждый овладевает самостоятельно или получает его по наследству дома или в школе. Его суть состоит в попугайском повторении стихотворных строчек. Согласитесь, это утомительно, а значит грустно.

Хотя если мы добавим к этому заучиванию знание о цикличности нашей памяти, то нам станет немного веселее и стихотворения будут запоминаться быстрее. Но нашим детям и нам об этом ни в школе, ни дома не говорили, поэтому мы продолжали использовать этот способ как единственно возможный.

Весёлые способы заучивания стихотворений

<p>Весёлых способов уже побольше, потому что всё, что весело, не ограничивает фантазию, в результате можно придумывать такие способы до бесконечности. Расскажу только об "испытанных на себе" и самых "быстрых".

Во третьем классе дети учат довольно сложный для заучивания отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина. Сложность стихотворения в том, что интонация в нём заложенная часто не замечается ни учителями начальной школы, ни детьми. В результате последние так и не понимают всего смысла того, что они учат. А ведь если чего-то не понимаешь, это выучить не только сложно, но и в принципе не возможно.

Итак, отрывок о зиме каждый, наверное, помнит.


Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.


Для третьеклассника в этом маленьком отрывке много непонятного. Поэтому прежде чем заучивать, нужно все эти непонятные моменты разъяснить. Например, совсем непонятно, как может север нагонять тучи, что такое клоки и пелена. Современный ребёнок может не понимать что такое "брега".

Даже если вы самостоятельно учите стихотворение, нужно провести такую самостоятельную работу. Тогда и стихотворения Маяковского будут учиться на ура.

Способ первый. Вообрази Бразилию

Когда разъяснительная работа проведена, можно начинать веселье. Подключаем воображение! Это достаточно просто, так как поэзия - это образы и рисунки.

Чтобы вообразить картину, изображённую поэтом, нужно каждую строчку посмаковать. С пушкинскими строками это получается достаточно хорошо. Когда понятно, что север - это холодный, ледяной ветер, то просто представить, как он нагоняет тяжёлые чёрные тучи, потом тяжко вздыхает (труд ведь огромный эти громадины двигать) и дует своим ледяным дыханием, чтобы нас заморозить. А воет, чтобы нас напугать холодом, но нам не страшно, потому что мы-то в итоге оказываемся рады проказам наступившей зимы.

Способ второй. Перевёртыши

После того, как стихотворение один раз прочитано, вслух, с выражением, можно использовать ещё один способ, который условно назовём "Перевёртыши". Читать стихи можно обычно, по всем правилам. А можно нарушать эти правила.

Первый вариант. Переворачиваем книгу и читаем стихотворение "вверхногами". У кого лучше получится?

Второй вариант. Читаем стихотворение не слева на право, а справа на лево и с выражением, чтобы понятно было, что это стихотворение:


Тов ревес, ичут яяноган,

Лунход, лываз - и тов амас

Теди ацинбешлов амиз.


Третий вариант. Начинаем читать стихотворение не с первого, а с последнего слова. Получается что-то вроде этого:


Зимы матушки проказам

Мы рады и. Мороз блеснул;

Пеленою пухлой сравняла

Рекою недвижною с брега;

Холмов вокруг, среди полей

Коврами волнистыми легла;

Дубов суках на повисла

Клоками; рассыпалась, пришла.

Зима волшебница идёт

Сама вот и - завыл, дохнул,

Нагоняя тучи, север вот.


Что в итоге получаем? И не бесполезно ли такое весёлое занятие? В пользе таких упражнений вы сможете убедиться только, когда попробуете учить стихотворение, предварительно поразвлекавшись таким образом.

Скажу лишь одно: для ребёнка, которому ещё требуется наша помощь, такие игры очень полезны. В первую очередь тем, что они просто-напросто избавляют от страха перед заучиванием стихотворений. Кроме этого, стихотворение становится ближе и понятнее. Раскрываются в процессе таких "разборок" тонкости поэзии. Последний вариант, например, позволяет понять, насколько прекрасна поэзия. В ней каждое слово стоит на своём месте, а, переставив слова местами, мы разрушаем гармонию.

Способ третий. Читаем вместе

Здесь тоже есть несколько вариантов совместного чтения:

  • читаем хором;
  • читаем шёпотом,
  • кричим стихотворением друг на друга;
  • начинаем громко и с каждой строчкой понижаем эту громкость, и наоборот;
  • читаем по очереди по одной строчке.

Потом книжку можно закрыть, и всё то же самое проделать наизусть.

Способ четвёртый. Для взрослых

Некоторые советуют для быстрого заучивания стихотворения переписывать его от руки. На мой взгляд, это нецелесообразно. Если уж браться переписывать, то сделать это мысленно. Для этого представляем лист бумаги, доску, небо, автомобиль, всё, что угодно на чём можно писать (а писать можно на всём), "вооружаемся" ручкой, мелом, пером, кистью и прописываем каждую строку стихотворения мысленно. Чем ярче, тем лучше.

В заключении напомню, что быстрое заучивание стихотворения зависит не от уровня развития памяти, а от того, как вы подходите к самому процессу. Чем веселее учить стихотворение, тем меньше будет сопротивление, внутреннее и внешнее, тем интереснее будет жизнь.<;/b>

P.S.. Не могу пройти мимо закравшейся в названии статьи ошибки. Неправильно говорить "выучить стих", так как под стихом понимается одна стихотворная строка. Правильно спрашивать: "Как быстро выучить стихи (стихотворение)?"

deb
Вероника Голубева

Очень полезная и интересная статья! Спасибо,Надежда! А за варианты игр во время заучивания - особое спасибо. Это для многих актуально и, конечно, абсолютно не бесполезное занятие, так как ребенок на практике понимает, что такое рифма, размер, музыкальность стихотворения и как важно все это не потерять. Вам + с большим удовольствием.
А еще есть довольно легкий, но требующий от человека обязательности и постоянства, способ улучшения памяти в любом возрасте: ежедневное запоминание по одному любому четверостишию (стихотворения Омара Хайяма подходят для такой тренировки памяти просто идеально).

deb
Наталья Колонцова

Cтатья очень полезная! Для детей и их родителей. И не смотря на то что она не маленькая, я прочитала ее взахлеб с большущим интересом.Вам мои огроменные +++++++++ за такую грамотную, увлекательную статью! Лично я таких способ на себе никогда не испытала, учила скучным способом, но быстро. просто память всегда была хорошая. а ведь кому-то это может очень даже пригодится!!!!!

deb
Екатерина Левандовская

Надежда, Вам огромный ПЛЮС за проделанную работу! Безусловно, статья полезная! я в 11 классе сдавала выпускной экзамен - литературу, там было множество стихотворений, помню, что заучивала и повторяла несколько недель, чтобы не забыть на экзамене. Получила отлично! Даже до сих пор помню многие из них...
++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+