icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

 ак быстро выучить аккорды?

  • 18082
  • 7

 ак быстро выучить аккорды?

 
 ак известно, есть гитара-королева Ц а есть гитара-улична€ девкаЕ когда € когда-то (то было далеко не самое счастливое в моей жизни) вынуждена была ради копеечной прибавки к зарплате преподавать гитару, € пон€ла одно: моих учеников интересовала даже не улична€ девка, а панельна€ Ц причЄм така€, которую даже в стельку пь€ный клиент бесплатно не возьмЄт (кажетс€, ни один музыкальный инструмент не терпит такого отношени€ к себе, какое терпит гитара)Е единственное, что они говорили, приход€ на очередной урок Ц это Ђѕокажите аккорды кЕї Ц далее следовало название песни, и € должна была благодарить судьбу, если песн€ была не совсем уж низкопробнойЕ

¬ общем-то, главное, что интересует среднестатистического далЄкого от музыки гражданина, про€вл€ющего интерес к гитаре Ц это именно Ђаккордыї. » самое худшее, что при этом можно сделать Ц залезать во вс€кого рода сборники дл€ любителей, где эти самые аккорды приведены в виде цифровок (схематического изображени€ струн и грифа гитары с отмеченными ладами, которые следует зажать), а песни Ц в виде текста, над которым в нужных местах поставлены буквенные обозначени€ аккордовЕ  ак правило, осмысленного исполнени€ при таком раскладе добитьс€ достаточно сложно, и если вы попытаетесь такой Ђсеренадойї очаровать девушку Ц то она расколотит гитару о вашу голову (если она этого не сделала Ц значит, она страдает тотальной глухотой)Е а что же делать?

»так, если вы решили научитьс€ петь под гитару Ц прежде всего научитесь петь! ѕо€сн€ем дл€ несведущих: Ђпетьї Ц это не Ђвыкрикивать текст под аккомпанемент, более или менее укладыва€сь в ритмї, петь Ц это хот€ бы Ђинтонироватьї, Ђточно выдерживать определЄнную высоту т€нущегос€ звукаї, по возможности Ц не очень Ђоткрытымї голосом, желательно Ц опира€ его на диафрагмальное дыхание. Ѕез соблюдени€ указанных условий ваше пение будет представл€ть опасность дл€ психики окружающих!

ƒалее Ц переходим собственно к гитареЕ умол€ю, не надо изучать аккорды по принципу ЂAm Ц ставим пальцы сюда, а G Ц сюдаїЕ разберитесь дл€ начала, что стоит за этими обозначени€ми, поэтому освоение нотной грамоты Ц об€зательно, а также понимание, что означают пон€ти€ Ђмажорї и Ђминорї (в принципе, все это помн€т со школьных уроков музыки).

“еперь разберЄмс€ со строем гитарыЕ мы будем говорить о гитаре шестиструнной. ѕерва€ струна (если кто не знает, перва€ Ц эта та, у которой самый высокий звук) Ц это ми первой октавы, следующа€ Ц си малой, далее Ц соль малой, ре малой, л€ большой, ми большой (к слову, дл€ удобства записываетс€ музыка дл€ гитары на октаву выше реального звучани€). Ћады располагаютс€ по полутонам Ц это наименьшее рассто€ние между звуками, два полутона (через лад Ц это тон). “.о., если шеста€ струна Ц ми, то на первом ладу будет фа, на втором фа-диез, на третьем Ц соль и т.д.

—ледующее, что следует выучить Ц это буквенные обозначени€ нот. “ут всЄ очень просто: точка отсчЄта Ц нота л€, она обозначаетс€ латинской буквой ј, далее Ц по алфавиту; исключение составл€ет буква B Ц она обозначает не си, а си-бемоль, а си обозначаетс€ H. ƒалее Ц по пор€дку: C Ц до, D Ц ре, E Ц ми, F Ц фа, G Ц сольЕ ¬от теперь вы сможете пон€ть, что стоит за обозначени€ми гитарных аккордов, приводимым в виде цифровок. ѕо сложившейс€ традиции, мажорные трезвучи€ обозначаютс€ просто большой буквой, минорные Ц с добавлением маленькой буквы m, а цифра 7 обозначает септаккорд Ц диссонирующий (Ђострыйї, Ђрежущийї аккордЕ дл€ чего он нужен Ц поговорим чуть позже). “аким образом, Am Ц это л€-минор (минорное трезвучие, построенное на ноте л€), G Ц соль-мажор, H7 Ц си-септаккорд и т.д. „то же со всем этим делать?

ƒл€ этого нам придЄтс€ разобратьс€ в ЂтрЄх столбахї, на которых держитс€ тональна€ музыка (а другой широка€ публика, желающа€ освоить Ђтри блатных аккордаї, как правило, и не знает). ƒл€ начала пропойте любую песню Ц и убедитесь, что еЄ нельз€ прервать, где попало: некоторые ноты оставл€ют впечатление незавершЄнности, Ђподвешенности в воздухеї Ц такие называютс€ неустойчивыми. »м противосто€т устойчивые звуки Ц спокойные Ђточки опорыї, на которых можно безболезненно остановитьс€Е среди них выдел€етс€ сама€ устойчива€ нота Ц чаще всего (хот€ и не всегда) ею мелоди€ заканчиваетс€, а если мы соберЄм звуки, составл€ющие мелодию, в гамму Ц она будет в ней первой ступенью; называетс€ эта ступень Ц тоника, вместе с ладом она составл€ет тональность (ми-минор Ц минор, Ђприн€вший за точку отсчетаї ми и т.п. ¬ какой тональности вы будете петь Ц скорее всего, будет определ€тьс€ тем, где имена эта мелоди€ удобнее дл€ вашего голосаЕ скажем, если в песне встречаетс€ Ђнижн€€ї шеста€ ступень, а фа малой октавы дл€ вас слишком низко Ц не стоит брать л€-минор Ц возьмите лучше ми-минор). »так, если мы поЄм в ми-миноре Ц самые устойчивые звуки, Ђточки опорыї сопровождаем аккордом Am, если в соль мажоре Ц G и т.п.

Ќеустойчивые же звуки группируютс€ вокруг п€той ступени лада Ц т.н. доминанты. “.е отсчитываем по звукор€ду, кака€ ступень в нашей тональности будет п€той: если тоника у нас до Ц значит, п€та€ соль (G), если ми Ц значит, си (H). „тобы подчеркнуть неустойчивость, резкость доминанты, еЄ чаще используют не в виде трезвучи€, а в виде септаккорда (помним Ц в цифровках он обозначаетс€ цифрой 7). “.о., чтобы гармонизовать самые напр€жЄнные, самые неустойчивые звуки, берЄм аккорд, соответствующий септаккорду п€той ступени в нашей тональности (так, если тональность ми-минор (тоника Ц Em), то доминанта Ц септаккорд на ноте си (H7).

 роме усто€ и неусто€ существует ещЄ и нейтрал Ц звучит не настолько напр€жЄнно, как доминанта, но завершить здесь всЄ-таки нельз€ Ц этака€ Ђсерединка на половинкуїЕ такие звуки группируютс€ вокруг четвЄртой ступени (тоже отсчитываем по гамме) Ц субдоминанты. ≈Є трезвучие Ц как и тоника с доминантой Ц мажорное в мажоре и минорное в миноре. “.о. нейтральные звуки до-мажора поддержим фа-мажорным трезвучием (F), ми-минора Ц л€-минорным (Am) и т.д.

«на€ это, вы уже не будете прив€заны к конкретной тональности, в которой вам кто-то может Ђпоказать аккорды к песнеї (или которые приведены где-то) Ц вы легко можете помен€ть тональностьЕ поэтому тем из моих учеников, которые всЄ-таки пытались учитьс€, € сначала давала не буквенные обозначени€ аккордов, а именно тональные (тоника, субдоминанта, доминанта) Ц а подставл€ть под них обозначени€ конкретных аккордов они учились уже сами Ц в зависимости от тональностиЕ проще всего это пон€ть на такой аналогии: вот есть гражданин »ванов, вот он дома Ц и он муж, вот он в автобусе Ц и он пассажир, вот он на работе Ц и он директор и т.п. ¬от так же и аккорд Am, например, в л€-миноре будет тоникой, в ми-миноре Ц субдоминантой.

≈стественный пор€док следовани€ этих ЂтрЄх столбовї (которые по-научному называютс€ гармоническими функци€ми) таков: тоника-субдоминанта-доминанта-тоникаЕ в большинстве современных эстрадных песен (или в том, что неизвестно почему возвышенно именуют Ђрусским шансономї) дальше этого Ђскелетаї и не идЄтЕ так или иначе, прежде всего надо научитьс€ ориентироватьс€ на слух в нЄм. Ќо в более живой музыке гармони€ бывает более сложной Ц есть двойна€ доминанта (доминанта к доминанте Ц п€та€ от п€той), есть минорна€ субдоминанта в мажоре, есть трезвучи€ и септаккорды второй и седьмой ступеней, есть прерванный оборот Ц когда после доминанты вдруг врываетс€ субдоминанта параллельной тональностиЕ словом, это целый мир, который невозможно описать в одной статьеЕ советуйтесь с музыкантами, а главное Ц слушайте (и анализируйте) музыку!

¬озможно, на первый взгл€д такой подход покажетс€ слишком сложным Ц но именно на первыйЕ вспомните, как трудно выучить стихотворение на €зыке, которого вы не знаете, вот так и с гитарными аккордами: пока они будут оставатьс€ дл€ вас иностранным €зыком, пока не будут иметь смыслового наполнени€ Ц вы их не запомните и Ђговорить на €зыке музыкиї не сможете.

deb
Ќаталь€ «убова

Ћен, ¬ы написали целый трактат. Ќо все пон€тно и доходчиво. ј выражение "говорить на €зыке музыки" затронуло особенно. ƒа, собственно, и вс€ ¬аша стать€ посв€щена тому, чтобы люди этому учились. ћои +++

spe
Ћариса ѕопруга

Ћена, скажу честно, € человек несведущий в музыке, поэтому мало чего пон€ла))))) Ќо объем статьи и ¬аше желание научить людей "говорить на €зыке музыки" впечатл€ют ++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+