icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Как быстро выучить аккорды?

  • 17622
  • 7

Как быстро выучить аккорды?

К
Как известно, есть гитара-королева – а есть гитара-уличная девка… когда я когда-то (то было далеко не самое счастливое в моей жизни) вынуждена была ради копеечной прибавки к зарплате преподавать гитару, я поняла одно: моих учеников интересовала даже не уличная девка, а панельная – причём такая, которую даже в стельку пьяный клиент бесплатно не возьмёт (кажется, ни один музыкальный инструмент не терпит такого отношения к себе, какое терпит гитара)… единственное, что они говорили, приходя на очередной урок – это «Покажите аккорды к…» – далее следовало название песни, и я должна была благодарить судьбу, если песня была не совсем уж низкопробной…

В общем-то, главное, что интересует среднестатистического далёкого от музыки гражданина, проявляющего интерес к гитаре – это именно «аккорды». И самое худшее, что при этом можно сделать – залезать во всякого рода сборники для любителей, где эти самые аккорды приведены в виде цифровок (схематического изображения струн и грифа гитары с отмеченными ладами, которые следует зажать), а песни – в виде текста, над которым в нужных местах поставлены буквенные обозначения аккордов… Как правило, осмысленного исполнения при таком раскладе добиться достаточно сложно, и если вы попытаетесь такой «серенадой» очаровать девушку – то она расколотит гитару о вашу голову (если она этого не сделала – значит, она страдает тотальной глухотой)… а что же делать?

Итак, если вы решили научиться петь под гитару – прежде всего научитесь петь! Поясняем для несведущих: «петь» – это не «выкрикивать текст под аккомпанемент, более или менее укладываясь в ритм», петь – это хотя бы «интонировать», «точно выдерживать определённую высоту тянущегося звука», по возможности – не очень «открытым» голосом, желательно – опирая его на диафрагмальное дыхание. Без соблюдения указанных условий ваше пение будет представлять опасность для психики окружающих!

Далее – переходим собственно к гитаре… умоляю, не надо изучать аккорды по принципу «Am – ставим пальцы сюда, а G – сюда»… разберитесь для начала, что стоит за этими обозначениями, поэтому освоение нотной грамоты – обязательно, а также понимание, что означают понятия «мажор» и «минор» (в принципе, все это помнят со школьных уроков музыки).

Теперь разберёмся со строем гитары… мы будем говорить о гитаре шестиструнной. Первая струна (если кто не знает, первая – эта та, у которой самый высокий звук) – это ми первой октавы, следующая – си малой, далее – соль малой, ре малой, ля большой, ми большой (к слову, для удобства записывается музыка для гитары на октаву выше реального звучания). Лады располагаются по полутонам – это наименьшее расстояние между звуками, два полутона (через лад – это тон). Т.о., если шестая струна – ми, то на первом ладу будет фа, на втором фа-диез, на третьем – соль и т.д.

Следующее, что следует выучить – это буквенные обозначения нот. Тут всё очень просто: точка отсчёта – нота ля, она обозначается латинской буквой А, далее – по алфавиту; исключение составляет буква B – она обозначает не си, а си-бемоль, а си обозначается H. Далее – по порядку: C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль… Вот теперь вы сможете понять, что стоит за обозначениями гитарных аккордов, приводимым в виде цифровок. По сложившейся традиции, мажорные трезвучия обозначаются просто большой буквой, минорные – с добавлением маленькой буквы m, а цифра 7 обозначает септаккорд – диссонирующий («острый», «режущий» аккорд… для чего он нужен – поговорим чуть позже). Таким образом, Am – это ля-минор (минорное трезвучие, построенное на ноте ля), G – соль-мажор, H7 – си-септаккорд и т.д. Что же со всем этим делать?

Для этого нам придётся разобраться в «трёх столбах», на которых держится тональная музыка (а другой широкая публика, желающая освоить «три блатных аккорда», как правило, и не знает). Для начала пропойте любую песню – и убедитесь, что её нельзя прервать, где попало: некоторые ноты оставляют впечатление незавершённости, «подвешенности в воздухе» – такие называются неустойчивыми. Им противостоят устойчивые звуки – спокойные «точки опоры», на которых можно безболезненно остановиться… среди них выделяется самая устойчивая нота – чаще всего (хотя и не всегда) ею мелодия заканчивается, а если мы соберём звуки, составляющие мелодию, в гамму – она будет в ней первой ступенью; называется эта ступень – тоника, вместе с ладом она составляет тональность (ми-минор – минор, «принявший за точку отсчета» ми и т.п. В какой тональности вы будете петь – скорее всего, будет определяться тем, где имена эта мелодия удобнее для вашего голоса… скажем, если в песне встречается «нижняя» шестая ступень, а фа малой октавы для вас слишком низко – не стоит брать ля-минор – возьмите лучше ми-минор). Итак, если мы поём в ми-миноре – самые устойчивые звуки, «точки опоры» сопровождаем аккордом Am, если в соль мажоре – G и т.п.

Неустойчивые же звуки группируются вокруг пятой ступени лада – т.н. доминанты. Т.е отсчитываем по звукоряду, какая ступень в нашей тональности будет пятой: если тоника у нас до – значит, пятая соль (G), если ми – значит, си (H). Чтобы подчеркнуть неустойчивость, резкость доминанты, её чаще используют не в виде трезвучия, а в виде септаккорда (помним – в цифровках он обозначается цифрой 7). Т.о., чтобы гармонизовать самые напряжённые, самые неустойчивые звуки, берём аккорд, соответствующий септаккорду пятой ступени в нашей тональности (так, если тональность ми-минор (тоника – Em), то доминанта – септаккорд на ноте си (H7).

Кроме устоя и неустоя существует ещё и нейтрал – звучит не настолько напряжённо, как доминанта, но завершить здесь всё-таки нельзя – этакая «серединка на половинку»… такие звуки группируются вокруг четвёртой ступени (тоже отсчитываем по гамме) – субдоминанты. Её трезвучие – как и тоника с доминантой – мажорное в мажоре и минорное в миноре. Т.о. нейтральные звуки до-мажора поддержим фа-мажорным трезвучием (F), ми-минора – ля-минорным (Am) и т.д.

Зная это, вы уже не будете привязаны к конкретной тональности, в которой вам кто-то может «показать аккорды к песне» (или которые приведены где-то) – вы легко можете поменять тональность… поэтому тем из моих учеников, которые всё-таки пытались учиться, я сначала давала не буквенные обозначения аккордов, а именно тональные (тоника, субдоминанта, доминанта) – а подставлять под них обозначения конкретных аккордов они учились уже сами – в зависимости от тональности… проще всего это понять на такой аналогии: вот есть гражданин Иванов, вот он дома – и он муж, вот он в автобусе – и он пассажир, вот он на работе – и он директор и т.п. Вот так же и аккорд Am, например, в ля-миноре будет тоникой, в ми-миноре – субдоминантой.

Естественный порядок следования этих «трёх столбов» (которые по-научному называются гармоническими функциями) таков: тоника-субдоминанта-доминанта-тоника… в большинстве современных эстрадных песен (или в том, что неизвестно почему возвышенно именуют «русским шансоном») дальше этого «скелета» и не идёт… так или иначе, прежде всего надо научиться ориентироваться на слух в нём. Но в более живой музыке гармония бывает более сложной – есть двойная доминанта (доминанта к доминанте – пятая от пятой), есть минорная субдоминанта в мажоре, есть трезвучия и септаккорды второй и седьмой ступеней, есть прерванный оборот – когда после доминанты вдруг врывается субдоминанта параллельной тональности… словом, это целый мир, который невозможно описать в одной статье… советуйтесь с музыкантами, а главное – слушайте (и анализируйте) музыку!

Возможно, на первый взгляд такой подход покажется слишком сложным – но именно на первый… вспомните, как трудно выучить стихотворение на языке, которого вы не знаете, вот так и с гитарными аккордами: пока они будут оставаться для вас иностранным языком, пока не будут иметь смыслового наполнения – вы их не запомните и «говорить на языке музыки» не сможете.

deb
Наталья Зубова

Лен, Вы написали целый трактат. Но все понятно и доходчиво. А выражение "говорить на языке музыки" затронуло особенно. Да, собственно, и вся Ваша статья посвящена тому, чтобы люди этому учились. Мои +++

spe
Лариса Попруга

Лена, скажу честно, я человек несведущий в музыке, поэтому мало чего поняла))))) Но объем статьи и Ваше желание научить людей "говорить на языке музыки" впечатляют ++++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+