icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Интересные факты

Как аргентинское танго завоевало мир?

  • 1171
  • 11

Как аргентинское танго завоевало мир?

Л
Любили ли вы?

Любили ли так страстно, так нежно, мучаясь подозрениями, ревностью, до скрипа зубов, так, что выворачивает суставы, сводит судорогой мышцы, хочется рыдать и хохотать одновременно?

Вас слепила ярость и слёзы? Вы не могли спать по ночам, обжигаясь о холодные простыни, стискивая в пальцах подушку, повторяя снова и снова единственное имя, заполняющее собой весь мир? Да?

Тогда вам дан этот шанс - понять самую душу аргентинского танго!

Это не просто танец, это – слияние двоих в единое целое, диалог без слов. Это – страсть и чувственность, пронизанные едиными эмоциями. Это – контакт. Контакт в импровизации, общение между мужчиной и женщиной, мгновенное понимание друг друга, проникновение в мысли и чувства, без слов, на ходу. Точнее – по ходу танца.

Танец – это такой же язык общения, как и речь, и не всем дано понимать этот язык, но в аргентинском танго этот язык страсти и чувственности доведён до такого совершенства, до такого накала, что не понять его просто невозможно.

Ты можешь быть слепым, но ты можешь слышать звуки танго! Ты можешь быть глухим, но ты можешь видеть танго! Даже если ты слепоглухой, ты можешь чувствовать ритм танго!

В аргентинском танго нет навязанных правил классической школы танца, нет прописанных стандартов движений и стоек, нет здесь и строгих судей, оценивающих правильность движений. Аргентинское танго – живое самовыражение двух людей, сохраняющих полный контакт в паре. Это не салонный танец изнеженных дам и утончённых аристократов, когда танец представляет собой монолог партнёра-ведущего, заботящегося о своей пассивно-ведомой партнёрше, это – абсолютно народный, социальный танец!

Здесь женщина подхватывает любую идею партнёра и имеет полное право либо развить её, либо отвергнуть. Тоже касается и партнёра. Он может оказаться внимательным и страстным, если женщина ему интересна, а может оказаться грубым и беспощадным, если женщина его больше не интересует.

Каждая пара выстраивает свой рисунок танца, и каждый танец не может быть похожим на предыдущий, ведь создаётся он, как единый организм, без черновиков и прямо «по ходу пьесы». Как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, так и рисунок каждого танго неповторим и изменчив, словно текущая вода. Это – танец «для двоих» и танец «на двоих».

Всё в этом танце, как в жизни, где чётко выражены мужские и женские роли. Ведь аргентинское танго – и есть сама жизнь, со своими моральными ценностями, эмоциями и нескончаемым ритмом биения вашего сердца.

Да! Таково аргентинское танго сейчас.

Но изначально в нём не было места женщине. Это был танец, который танцевали только мужчины. И в нём не было никакого подчёркнуто сексуального подтекста. Это был танец сильных, ловких и уверенных в себе охотников-завоевателей. Все эти поддержки, бросания, повороты, захваты и пр.элементы – не что иное, как вид «танцевальной» борьбы, в основе которой лежит дуэльное противоборство.

Подобных танцев история знает множество! Это и английский конт-данс, и кубинская хабанера, и украинский трепак, и русский перепляс, и пр. и пр.

А к концу XIX века население портового Буэнос-Айреса – колыбели аргентинского танго – состояло из огромного кол-ва неприкаянных мужчин-эмигрантов из разных стран, которые всё прибывали и прибывали сюда, охваченные «серебряной лихорадкой», в надежде на лучшую жизнь. В конечном итоге, получился некий перекос в сторону молодых (и не очень) лиц *мужеского полу*, выглядевший примерно так: 1 к 20. На одну женщину приходилось 20 здоровых *лбов*. Увы, мужчины Буэнос-Айреса были очень и очень одиноки!

Чем заняться одинокому мужчине вечером после дневной работы в порту? Пойти в гостеприимно распахнутые бары, кафе, игорные и прочие дома, благо индустрия развлечений, запущенная авантюристами со всего мира, уже работала и давала неплохой доход.

Эмигранты - выходцы разных стран, говорили на разных языках, танцевали разные танцы под разные инструменты своих родных стран, которые привезли с собой: скрипки, гитары, волынки, флейты… В музыкальные пристрастия внесли свой вклад и солдаты аргентинской армии, чьи казармы были расположены между портовыми городками и линией, где начинались кварталы добротных домов состоятельных аргентинцев и средней буржуазии.

Вот из этого смешения культурных, музыкальных, танцевальных стилей и традиций начал выкристаллизовываться новый танец – танец страсти, о котором потом скажут: «Танец – любовь на пять минут!» В этом танце есть всё: пара за эти 5 мин. успевает пережить все этапы, свойственные настоящей любви – внезапная встреча глазами, охватывающая страсть, горечь предчувствия расставания, и фонтанирующее эмоциями прощание. И это тоже жизнь: чем острее чувства, чем ярче огонь, тем короче роман-фантазия.

Роль мужчин в создании аргентинского танго была, безусловно, основной: за женщин приходилось жёстко конкурировать, а сделать это, не зная языка, весьма затруднительно, ведь женщина, как известно, любит ушами. И глазами она тоже, как выясняется, любить может!

Вот так спонтанно и начал возникать общий новый народный танец, на основе других народных танцев, - аргентинское танго – танец льда и пламени.

Происхождение слова «танго» весьма туманно. Одни говорят, что негры называли свои *дискотеки* словом «tango»; другие заверят вас, что в основе этого слова лежит лат. глагол «tangere» - «касаться»; третьи же будут настаивать, что название происходит от испанского «tambor» – «барабан»; найдутся и те, кто уверен, что это слово пришло в Аргентину вместе с переселенцами страны Восходящего Солнца. И пусть это не покажется вам фантастическим! Каждая из этих теорий имеет право на жизнь, а множественность их лишь указывает на многонациональную культурную связь с этим бесподобно-жгучем танцем, - настоящим *выходцем из низов*, ставшим универсальным языком общения не только между людьми разных национальностей, но и эффективным способом заполучить в свои объятия понравившуюся женщину.

Вот только не надо думать, что аргентинское танго – танец горячего мачо и потрёпанной проститутки!

Мужчин снедала тоска. Тоска по далёкой Родине, по оставленной за морем семье… Мужчины хотели женского тепла, участия, человеческого общения. Им не нужен был грубый дешёвый животный секс. Они хотели большего! И именно поэтому в Буэнос-Айресе процветали не только бордели, но и аргентинское танго!

И не стоит даже сравнивать его с бесшабашным разудалым канканом. Аргентинское танго – обязательное энергетическое взаимодействие, которое не потерпит отсутствия эмоциональной связи или тесно-телесного взаимопонимания партнёров.

Воплощённая в танго любовь, это не эфемерная сущность, это – любовь эротическая, земная и грешная, но не вульгарная в своих проявлениях, а именно чувственная, балансирующая, как говорят, на грани, с обнажёнными мыслями и чувствами, когда за вас говорит ваше тело, чутко отзываясь в танце на слитые воедино тоску, несчастную любовь, страсть и одиночество. Прислушайтесь! И вы услышите и гаванскую хабанеру, и испанское фламенко, и африканскую тангану, и ритуальные танцы индейцев, а заодно промелькнёт и польская мазурка и даже венский вальс.

Между прочим, аргентинское танго стало вторым танцем после венского вальса, в котором была столь близкая позиция партнёров по отношению друг к другу, что считалось вовсе скандально-неприличным!

И это был второй танец, после венского вальса, который строго осудил Римский Папа, после чего император Австрии запретил солдатам танцевать танго … в форме, а английская королева запретила появляться во дворце людям, танцующим «ЭТО».

Прощение от Папы пришло в 1914 году, когда пара смелых румын, учеников Казимира Аина, всё-таки рискнула станцевать аргентинское танго в Ватикане. Папа Пий X так расчувствовался, что снял-таки запрет на этот «вульгарный» танец.

А пока Папа решал, что делать с неприличным танцем, танго играли и танцевали уже по всей Аргентине: на улицах и площадях, во дворах и рабочих кварталах, в танцевальных залах и дорогих (да и дешёвых!) борделях! Услышать волнующие звуки можно было в «ромериях» и «карпасах»; зазывали эти мелодии в «байлонги» и «трингеты»… Высшим шиком было попасть в «академию». Не удивляйтесь! «Академиями» именовались дорогие рестораны, где работали женщины-официантки, и где играли не только новомодные ритмы, но и ностальгировали под звуки шарманки или скрипки. В таких заведениях «обитали» роскошные женщины, с которыми можно было выпить и потанцевать.

Вскоре в академиях, к необходимому набору инструментов для танго (скрипка, аккордеон и ударные), присоединяется бандонеон – инструмент, напоминающий по звучанию орган. Он придаёт ту необходимую нотку драматизма в общую мелодию, выкраивая из общего потока музыки ноты интимности, чарующей, обжигающей страсти.

Преображается и сам танец. Из него исчезают откровенно непристойные движения, но греховно-сексуальный подтекст всё-таки сохраняется. Танго становится более медленным, тягуче-янтарным, как фернет, с тем характерным привкусом красного вина Mendoza, и драматическими сценами, с которыми и ассоциируется у нас аргентинское танго – музыка Рио де ла Плата.

Танго потребовалось совсем немного времени, чтобы из баров и уличных кафешек оно перебралось в более пристойную среду – эль патио де лас конвентильос – многолюдные общежития, где оно становится популярным в кратчайшие сроки.

Чуть побольше понадобилось времени танго, чтобы достичь высших кругов аргентинского общества. Думаю, что молодые люди из состоятельных семей, после поиска приключений в пригородных районах, вернувшись домой, делились впечатлениями с сёстрами, соседками и подругами и, конечно, показывали и учили их танцевать новый волнующий танец. Как запретный плод становится всё слаже, так и «запретный танец» всё глубже проникает в разные слои населения.

Бурное развитие Аргентины до 1930 года повлекло за собой налаживание не только экономических, но и культурных связей с Европой.

Старый Свет охотно принимал у себя богатых людей из высшего общества Аргентины и Уругвая, многие молодые «богатеи» получали образование в Европе. Произошёл своеобразный товарообмен: вы нам – возможность получать знания, мы вам – аргентинское танго!

А, как известно, аргентинское танго завораживает любого, словно драгоценный камень, стоит лишь к нему прикоснуться. Прикосновение прошло удачно: через самое короткое время аргентинское танго становится всеобщим увлечением, особенно у парижан. Из свободного Парижа танго высокими взмахами длинных ног расходится по всему миру, под влияние этого танца попадают Англия, Германия, другие европейские страны, не миновала этого влияния и Российская Империя.

Однако длилась эта танго-вакханалия недолго, т.к. быстро попала под запрет религиозных, а за ними и политических лидеров Европы.

Про Папу Пия помните? Такой вот «Папа Пий» нашёлся и в России.

В 1914г. появляется специальный указ министра народного просвещения, строго-настрого запрещающий «в учебных, общественных, присутственных местах и заведениях упоминать о вошедшем в большое распространение неприличном танце под названием «танго»!»

Но, не смотря на официальный запрет, эпидемию танго-мании остановить было уже невозможно! Улицы Москвы, Питера, Одессы уже пропитались духами «Танго»; почти в каждой *забегаловке* в меню числилось пирожное или мясное ассорти под названием «Танго» (на Крещатике выпекали целые торты под этим сладким названием!); модистки поточным методом *гнали* платья «Танго» с узкими рукавами, разрезами на верхних юбках и, непременным атрибутом этого танца – большим цветком в зоне декольте или хотя бы на шейной бАрхотке. А сколько было открыто *подпольных* танцевальных классов… просто - не перечесть!!!

Второе *понижение в статусе* аргентинское танго в России получает в 20-30гг. при Советской власти, когда вновь попадает под бдительное око уже у новых блюстителей морали. Нет, танго не то, чтобы запрещают, его осуждают, признают танцем «упадочного буржуазного общества», а заодно и «представителем чуждой для нас культуры».

Но танго живёт! Из рук в руки передаются «заезженные» пластинки Родригиса, звучат «Брызги шампанского», «Ревность»… А кто не помнит: «Утомлённое солнце нежно с морем прощалось, в этот час ты призналась, что нет любви. Без тоски, без печали мне слова прозвучали, мне слова прозвучали, слова твои!»?! Есть люди, которым ничего не скажет имя Оскара Строка? Найдутся ли те, кто не вспомнит Александра Вертинского, Вадима Козина, Константина Сокольского? Это были те, кто пел и играл, ставшее почти русским, аргентинское танго!

В эти же года в Буэнос-Айресе происходит нечто совершенно противоположное: там, «гонимое миром» танго расцветает до таких масштабов, что признаётся НАЦИОНАЛЬНЫМ танцем Аргентины.

Самым популярным исполнителем сентиментальных песен, затрагивающих струны души (прежде всего, конечно – женской!) становится Карлос Гардель. Карлос Гардель не только поёт танго, он ещё и великолепно танцует танго! Его грустная, лиричная «Прогулка вдвоём» о влюблённом мужчине-неудачнике в любви приобретает бешенную популярность не только в Аргентине, пластинки с его голосом входят в дома любителей музыки по всей планете.

Карлос Гардель – несомненная икона аргентинского танго. Но надо было дожить до 1977 года, чтобы в Аргентине появился праздник «Национальный день танго», который отмечают 11 декабря – в день рождения «короля танго» - Карлоса Гарделя.

Это ещё впереди, а пока, как грибы после дождя, возникают, распадаются и вновь собираются многочисленные танго-оркестры, которые играют танго не только в больших залах, но и в небольших салонах, где совсем мало места для танца. Такие салончики с небольшим пятачком танцпола, окружённого столиками с посетителями называется «милонг» или «милонга». Посещение милонг по вечерам или просто в свободные часы становится правилом хорошего тона, там собирается местное население квартала, в основном – люди среднего класса, которые могут сытно и недорого поесть, выпить, пообщаться между собой и, конечно, потанцевать.

В 80-е года были очень популярны *американческие* фильмы, в которых мелонги изображались чуть ли не «гангстерскими гнёздами разврата». Возможно, такими они и были в США, но только не в Аргентине! Обозвать милонг «гнездом гангстеров» могли только те, кто и ирландский паб считает «рассадником террористов». Бог с ними, болезными!

Итак, *поблукав* по Европе, набравшись новых впечатлений, впитав в себя ещё пару-тройку культур, оставив наместников по всем европейским и заокеанским землям, танго возвращается к своей alma mater – в Аргентину, как вполне пристойный танец приличных людей.

30-40гг. это, безусловно, - «золотой век» аргентинского танго!

Дальше – Вторая мировая война (1939-1945гг.), которая не особо сказалась на самой Аргентине, но вот молодёжь начинает предпочитать другие танцы и иные формы общения.

А потом – военный переворот, после которого начинаются самые настоящие гонения на танго непосредственно на его Родине. Уничтожен уникальный архив записей танго. Погибают и видеозаписи. Молодёжи внушаются иные ценности. Нарушилась преемственность поколений.

Забвение было нарушено уже после падения милитаристского режима, когда в 1983 году в Париже выходит спектакль-шоу «Танго навсегда» («Forever Tango»), известный в России, под названием «Аргентинское танго».

Не смотря на то, что сценическое танго здорово отличается от своего прародителя, страстное танго вновь выходит на сцену, и вновь покоряет мир.

Немного жаль, что у современных европейцев впечатление об этом танце тонких чувств и чувственных желаний, о танце- «Прогулке вдвоём», о танце-«Ревности», о танце-желании, которое бьёт в голову, как «Брызги шампанского», складывается впечатление по успешным сценическим шоу.

У людей вызывают ажиотаж множественные акробатические трюки, которые на заре рождения танца выполнялись исключительно мужчинами.

Это уже не танец-диалог, требующий от танцующих снова и снова открывать очарование и удовольствие от общения двоих. Это – популярное игровая постановка. И чем лучше сделано это шоу, тем лучше оно продаётся, как товар под известным брендом «Танго. Аргентинское.» The Show Must Go On! – не так ли?

НО! Именно благодаря «взрыву общественного интереса» к танго-шоу, нашлись энтузиасты, которые возрождают истинное аргентинское танго.

Это ещё одна волна танго-мании, новое направление неоромантизма, которое возвращает нам тот исконный стиль «танцевания», как его танцевали и до сих пор танцуют в самой Аргентине.

И не постановочное шоу, а классическое аргентинское танго на IV сессии комитета ЮНЕСКО в 2009 г. было внесено в список нематериального культурного наследия человечества.

«Всё подлинное хранит в себе секрет. Поэты часто пытаются выразить в словах, мучающую их тайну. Похоже на то, что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса подлинное, мучительно-пламенное, настоящее аргентинское танго создать невозможно!»

Хорхе Луис Борхес.

top
Halida Rojkova

Очень красивый танец - трепетный, страстный! Сама любовь! И статья красивая, написана с полным пониманием темы. ++++++++++++++++++

spe
Владислав Черных

Говорят, что когда танго проникло в Европу, один предприимчивый французский торговец тканями подписал на ярлычке под залежавшейся оранжево-красной тканью "цвет Танго". В момент расхватали...

spe
Лариса Попруга

Превосходная статья! И сразу же вспомнился "Запах женщины" с Аль Пачино... Какой танец, какая музыка!

spe
Юлия Дворникова

Спасибо, дорогие мои! На столько люблю танго, что даже в строках: "Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень..." прямо вижу шаг танго!
Вот не знаю, связано ли происшествие с предприимчивым торговцем с цветом танго, но такой яркий, переливчатый ало-оранжевый цвет до сих пор до сих пор называется "Танго".
Танго из "Запах женщины" - уникально! Мне ещё очень нравится танго из "Обливион" Астора Пьяццолу. Танго нравится, а вот сам фильм не очень.

deb
Иван Иванов

Читать не перечитать, спасибо очень порадовала статья

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+