icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Праздники

Хотите прикоснуться к язычеству? В Грецию – на Пировассию!

  • 163
  • 0

Хотите прикоснуться к язычеству? В Грецию – на Пировассию!

Н
На севере Греции живет маленький народ – анастенарийцы. В конце мая они справляют особый праздник, который длится три дня – с 21 мая по 23 – Пировассию, что значит «Огнехождение». Праздник этот парадоксален: Православная церковь расценивает его как языческую традицию, но сами анастенарийцы посвящают его святым Константину и Елене и рассказывают о нем легенду, повествующую о христианском чуде.

В 1250 году на анастенарийское селение напали враги и подожгли церковь. Рискуя жизнью, местные жители вынесли из горящего храма иконы святых Константина и Елены – и чудесным образом остались невредимы. В награду за подвиг не только им самим, но и им потомкам была дарована неуязвимость к огню.

Такова легенда. Трудно сказать, что тут правда, а что вымысел. Но каждый год 21 мая анастенарийцы начинают день с всеобщей молитвы и покаяния – такого искреннего, что люди даже рыдают. На главных площадях двух деревень, где справляют праздник – Лангадас и Айя Елени – разводят большие костры, и начинаются танцы, в ходе которых люди входят в состояние транса. Когда костер догорает, и на месте его остаются только тлеющие угли, наступает кульминация праздника: босые люди медленно проходят по горячим углям, неся над головой иконы святых Константина и Елены.

Можно не верить легендам, но факт остается фактом: анастенарийцы при этом не чувствуют боли и не получают ожогов. Объяснения тому существуют разные. Предполагают, например, что пот, выделяющийся из пор на коже стопы, испаряется, создавая нечто вроде парового барьера (примерно то же самое происходит, когда вы проверяете степень нагрева утюга мокрым пальцем). Играет роль и плохая теплопроводность угля – если не стоять на нем, а идти, ненадолго соприкасаясь стопой с углем, опасность ожога сводится к минимуму. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и чудеса самовнушения – ведь непосредственно перед огнехождением люди посредством танцев вводят себя в измененное состояние сознания.

Так или иначе, анастенарийцы при совершении этого обряда не испытывают страданий и воспринимают его не как тяжкое испытание, а как действо, приносящее радость. Но праздник на этом не заканчивается – какой же праздник без застолья!

В первый день Пировассии к столу традиционно подаются блюда из говядины и баранины. Застолье сопровождается песнями и танцами. На второй день люди ходят друг к другу в гости, и гостей принято угощать вином и изюмом. В третий же – последний день праздника селяне собираются в доме старейшины. Здесь основой трапезы становятся продукты, считающиеся «дарами земли» – хлеб, лук и фасоль.

Традиция огнехождения распространена и на юго-востоке Болгарии, и здесь она тоже связана с днем святых Константина и Елены. В отличии от греческих селений, у болгар на горячие угли ступают не все участники праздника, а только люди, специально обучающиеся такому искусству. Их называют нестинарами и нестинарками (сходство с названием народа анастенарийцев очевидно). Эти люди не просто ходят по углям, а танцуют на них. Этому обряду предшествует крестный ход и принесение ягненка в жертву.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+