icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

’отите прикоснутьс€ к €зычеству? ¬ √рецию Ц на ѕировассию!

  • 323
  • 0

’отите прикоснутьс€ к €зычеству? ¬ √рецию Ц на ѕировассию!

Ќ
Ќа севере √реции живет маленький народ Ц анастенарийцы. ¬ конце ма€ они справл€ют особый праздник, который длитс€ три дн€ Ц с 21 ма€ по 23 Ц ѕировассию, что значит Ђќгнехождениеї. ѕраздник этот парадоксален: ѕравославна€ церковь расценивает его как €зыческую традицию, но сами анастенарийцы посв€щают его св€тым  онстантину и ≈лене и рассказывают о нем легенду, повествующую о христианском чуде.

¬ 1250 году на анастенарийское селение напали враги и подожгли церковь. –иску€ жизнью, местные жители вынесли из гор€щего храма иконы св€тых  онстантина и ≈лены Ц и чудесным образом остались невредимы. ¬ награду за подвиг не только им самим, но и им потомкам была дарована неу€звимость к огню.

“акова легенда. “рудно сказать, что тут правда, а что вымысел. Ќо каждый год 21 ма€ анастенарийцы начинают день с всеобщей молитвы и пока€ни€ Ц такого искреннего, что люди даже рыдают. Ќа главных площад€х двух деревень, где справл€ют праздник Ц Ћангадас и јй€ ≈лени Ц развод€т большие костры, и начинаютс€ танцы, в ходе которых люди вход€т в состо€ние транса.  огда костер догорает, и на месте его остаютс€ только тлеющие угли, наступает кульминаци€ праздника: босые люди медленно проход€т по гор€чим угл€м, нес€ над головой иконы св€тых  онстантина и ≈лены.

ћожно не верить легендам, но факт остаетс€ фактом: анастенарийцы при этом не чувствуют боли и не получают ожогов. ќбъ€снени€ тому существуют разные. ѕредполагают, например, что пот, выдел€ющийс€ из пор на коже стопы, испар€етс€, создава€ нечто вроде парового барьера (примерно то же самое происходит, когда вы провер€ете степень нагрева утюга мокрым пальцем). »грает роль и плоха€ теплопроводность угл€ Ц если не сто€ть на нем, а идти, ненадолго соприкаса€сь стопой с углем, опасность ожога сводитс€ к минимуму. Ќаконец, нельз€ сбрасывать со счетов и чудеса самовнушени€ Ц ведь непосредственно перед огнехождением люди посредством танцев ввод€т себ€ в измененное состо€ние сознани€.

“ак или иначе, анастенарийцы при совершении этого обр€да не испытывают страданий и воспринимают его не как т€жкое испытание, а как действо, принос€щее радость. Ќо праздник на этом не заканчиваетс€ Ц какой же праздник без застоль€!

¬ первый день ѕировассии к столу традиционно подаютс€ блюда из гов€дины и баранины. «астолье сопровождаетс€ песн€ми и танцами. Ќа второй день люди ход€т друг к другу в гости, и гостей прин€то угощать вином и изюмом. ¬ третий же Ц последний день праздника сел€не собираютс€ в доме старейшины. «десь основой трапезы станов€тс€ продукты, считающиес€ Ђдарами землиї Ц хлеб, лук и фасоль.

“радици€ огнехождени€ распространена и на юго-востоке Ѕолгарии, и здесь она тоже св€зана с днем св€тых  онстантина и ≈лены. ¬ отличии от греческих селений, у болгар на гор€чие угли ступают не все участники праздника, а только люди, специально обучающиес€ такому искусству. »х называют нестинарами и нестинарками (сходство с названием народа анастенарийцев очевидно). Ёти люди не просто ход€т по угл€м, а танцуют на них. Ётому обр€ду предшествует крестный ход и принесение €гненка в жертву.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+