icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Лариса Попруга
Интересные факты

Где впервые появилось метро?

  • 5311
  • 24

Где впервые появилось метро?

Т
Транспортные пробки – бич современных городов, особенно страдают от них жители мегаполисов. А впервые с этой проблемой столкнулись жители Лондона еще в начале XIX века. Да, да, не удивляйтесь! В 1800 году население Лондона составляло один миллион человек, а к 1854 году достигло уже двух миллионов. Благодаря стремительному развитию промышленности, Лондон стал мировым промышленным, финансовым и торговым центром. В середине XIX века с ним могли соперничать только Париж и Нью-Йорк.

Несмотря на то, что городской транспорт в то время был другой, на конной тяге – повозки, кареты, дилижансы, омнибусы, кэбы, конки – пробки и заторы на центральных лондонских улицах были такой же проблемой, как и для современных жителей. Особенно много неприятностей и неудобств доставляли заторы, возникающие на мостах через Темзу, которые соединяли разные районы города. К тому же много людей, живущих в пригородах, ежедневно ездили в Лондон на работу, что еще больше усугубляло транспортную проблему и раздражало чиновников и аристократию.

И вот, в 1818 году, живущий в Лондоне инженер французского происхождения Марк Изамбар Брюнель (сэр Брюнель) запатентовал проходческий щит, с помощью которого в 1825 году был построен первый пешеходный тоннель под Темзой. Проходческий щит представлял собой подвижную сборную металлическую конструкцию, которая обеспечивала безопасное проведение горной выработки, и сооружение в ней постоянной крепи (отделки). В дальнейшем проходческий щит применялся при сооружении различных по своему назначению тоннелей. Своим изобретением Брюнель доказал возможность строительства тоннелей под водоемами и открыл путь для развития метростроения. Интересно, что идея тоннелепроходческого щита появилась у Брюнеля после наблюдения за морским моллюском-древоточцем, который своей раковиной просверлил длинные отверстия в обломках затонувшего корабля.

В первой половине XIX века в Англии велось активное строительство железных дорог. К 1854 году в Лондоне действовало уже шесть железнодорожных вокзалов, но все они находились далеко от центра города (Сити), что не решало транспортную проблему центральных районов. Поэтому все чаще стали звучать предложения о постройке в Лондоне подземной железной дороги, которая соединила бы Сити с основными железнодорожными вокзалами.

Наконец, в 1855 году актом парламента было утверждено строительство подземной железной дороги, а воплощением в жизнь этого проекта занялась компания «Metropolitan Railway» («Столичные железные дороги»), поэтому в дальнейшем подземку стали называть метрополитеном. Но из-за недостатка бюджетных средств строительство метро задержалось на пять лет. Возможно, его бы и вовсе свернули, если бы не старания Чарльза Пирсона – адвоката Лондонской городской корпорации, ярого сторонника транспортных реформ. Пирсон всячески продвигал в городском парламенте этот проект и доказывал целесообразность выделения средств на его реализацию. Естественно, чиновники боялись выделять деньги на такое нововведение.

В конце концов, Пирсон убедил чиновников, и в феврале 1860 года под руководством инженера Джона Фоулера начались работы по строительству лондонского метро. Первая линия Лондонского метрополитена протяженностью шесть километров открылась в шесть часов утра 10 января 1863 года. Линия насчитывала семь станций, локомотивы отправлялись с очередностью в 15 минут, а поездка из одного конца в другой занимала 33 минуты.

Новый вид транспорта сразу же обрел небывалую популярность. Только в первый день услугами метрополитена воспользовались тридцать тысяч пассажиров, за год – девять миллионов, а в 1864 году годовой пассажиропоток составил уже двенадцать миллионов. Лондонцев даже не смущали явные неудобства. Дело в том, что от паровозов, работающих на угле, шла копоть, которая оседала на лице и одежде, мешала дышать. Из-за плохой вентиляции подземки у людей нередки были случаи удушья.

После такой популярности нового вида транспорта, который лондонцы назвали «трубой», и полученной прибыли, городские власти стали продолжать строительство метро, прокладывая новые маршруты. К концу 1880 года сеть лондонского метро была уже достаточно разветвлена, а к концу XIX века линия метрополитена вышла и за пределы Лондона. А с 1900 года на смену паровозам в лондонскую подземку приходят электрические локомотивы.

Кстати, Чарльз Пирсон так и не увидел свое детище, он умер 14 сентября 1862 года, несколько месяцев не дожив до открытия подземки, но его, наряду с инженерами, по праву считают одним из основателей лондонского метрополитена.

tra
Марина Александрова

Замечательная статья, Лариса! А у нас в Казани хоть и есть метро, так ни разу на нем и не прокатилась... Вам +++++

spe
Анна Моисеенко

Лариса, очень хорошая тема и так легко читается, написано просто отлично!!!! Спасибо за экскурс в историю )))) ++++++++++

spe
Милана Гейко

Да, тема классная, интересно написала, Ларисочка, как всегда. Прочла с удовольствием!!! :):):) +++++

spe
Лариса Попруга

Девочки, спасибо за такие хорошие отзывы! Кстати, в этом году лондонскому метрополитену исполняется 150 лет. А вообще, подумать только, в 1863 году англичане уже ездили на метро, а в России только-только отменили крепостное право ( в 1861 году).

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+