Имеются сведения и о самом большом фотоаппарате в истории.
Справедливости ради следует заметить, что создатели этого «чуда техники» вовсе не ставили себе цели установить какой-то рекорд. Точнее, рекорд-то имел место, но касался он не фотографической техники, а создание исполинской фотокамеры оказалось своего рода «побочным продуктом», следствием, а не причиной.
Итак, началось все с того, что в американском городе Чикаго в конце 1900 г. был построен поезд, который был чудом техники для своей эпохи – самый современный, самый комфортабельный – хоть на выставку! Собственно, в расчете на всемирную выставку, проходящую в Париже, его и создавали, да только что-то не заладилось. Может, отправка такого сооружения через океан была слишком сложна технически, может, слишком дорого обошлась бы – но, так или иначе, на выставку во Францию поезд не отправился.
Но создателям суперпоезда не хотелось, чтобы их труд пропал даром, не удалось сам поезд отправить – так хоть его достоверное изображение послать! Искусство фотографии уже существовало, но железнодорожникам непременно хотелось, чтобы поезд «влез в объектив» целиком. Но это какой же должен быть объектив? И какой при таком объективе должен быть сам фотоаппарат?
Заказ железнодорожной компании Чикаго сумел выполнить инженер Дж.Р.Лоуренс. Спроектированный им фотоаппарат изготовила фирма «Роллс-Ройс». Получилась фотокамера длиной 10,68 м, высотой – 2,69 м, а шириной 2,51 м. Весил колоссальный фотоаппарат 507 кг, а кассета для него – 226 кг.
Разумеется, в одиночку справиться с такой конструкцией было невозможно: в фургон его грузили 15 человек. Обошелся фотоаппарат в 50 000 долларов – сумма впечатляет даже сейчас, а тогда вообще особняк купить было можно! Зато и формат фотографии впечатлял – 2,4 на 1,4 метра… это вам не 10 на 15!
Задачу свою фотоаппарат-гигант выполнил. Были выпущены рекламные буклеты: «Величайшая в мире фотография самого современного поезда в мире».
Сейчас о фототехнике предпочитают судить по принципу «чем меньше, тем лучше», но и в наше время лавры Дж.Р.Лоуренса кое-кому не дают покоя. Современный чикагский фотограф Д.Мэнэрки решил побить рекорд своего земляка и 10 лет строил пленочную фотокамеру в 10,5 м длиной, шириной в 2,5 м и вы 3,5 метра высотой. Негативы получаются соответствующие – 1,8 на 1,37 м, приспособления для их просмотра тоже нужны весьма внушительные… Зато и результат впечатляет: утверждают, что на фотографиях людей, сделанных таким фотоаппаратом, можно разглядеть не только самые мелкие морщинки, но и поры на коже.
Если фотоаппарат Дж.Р.Лоуренса сделал одну-единственную фотографию, то у Д.Мэнэрки на его детище грандиозные планы. Он намерен отправиться в путешествие по родной стране и сфотографировать коренных ее жителей – индейцев, эскимосов – и ветеранов Второй мировой войны.