icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

Ёкологи€. „то такое экологи€?

  • 3331
  • 2

Ёкологи€. „то такое экологи€?

«
Ђ«агр€знили всю экологию!ї, Ђ¬се проблемы со здоровьем Ц из-за плохой экологии!ї Ц эти и другие подобные фразы за последние дес€тилети€, что называетс€, нав€зли в зубах, кочу€ из статьи в статью (сначала в газетах, потом в »нтернете), из телепередачи в телепередачу Ц да и в бытовых разговорах на кухне или в автобусах в них недостатка нет.

ћежду тем, мало кто задумываетс€, что фразы эти совершенно лишены смысла. Ёкологию нельз€ Ђзагр€знитьї, экологи€ не может быть Ђплохой и хорошейї. ¬се эти сокрушени€ относ€тс€ вовсе не к ней, а к окружающей среде. Ёкологи€ же Ц это не синоним окружающей среды, а название науки.

„то же изучает наука, именуема€ экологией?

—лово это Ц как и множество других научных терминов Ц происходит от греческих корней: Ђэкосї Ц Ђдомї, Ђжилищеї, Ђобиталищеї Ц и Ђлогосї Ц Ђслово, учение, наукаї. “.о., экологи€ Ц Ђнаука об обиталищеї, а если быть точным Ц о взаимоотношении живых организмов со средой обитани€ Ц любых организмов, и человек Ц только один из них (разница только в том, что его отношени€ со средой обитани€ оказались весьма своеобразными). ¬вЄл этот термин немецкий учЄны Ёрнст √еккель в книге Ђќбща€ морфологи€ организмовї, изданной в 1866 г.

Ќо это не значит, что взаимоотношени€ организмов со средой обитани€ не были предметом изучени€ раньше: ещЄ в древнеиндийской поэме Ђћахабхаратеї описываетс€ образ жизни более 50 видов животных (где они обитают, как мен€етс€ их поведение при изменении природной обстановки). ѕервым же научным изложением такого рода сведений можно считать трактат јристотел€ Ђ»стори€ животныхї.

¬несли свой вклад в развитие экологии многие учЄные Ќового времени: ј.ЋЄвенгук описал пищевые цепи, –.Ѕойль экспериментально изучал вли€ние изменени€ атмосферного давлени€ на животных, Ё.÷иммерман установил зависимость распространени€ млекопитающих от климата Ц как непосредственную, так и опосредованную (через растени€, служащие пищей животным), и др.

Ќемалое вли€ние на развитие экологии оказали труды „.ƒаврина: он классифицировал взаимоотношени€ организмов и описал их взаимосв€зь Ц например, Ђкошки-мыши-шмели-клеверї (подобную экологическую взаимосв€зь впоследствии изложил в виде сказки ¬.Ѕианки Ц только вместо кошки там присутствует сова).

¬ыделение экологии как самосто€тельной науки следует св€зать с именем американского учЄного Ѕ. оммонераЕ вообще, наука Ц в отличие от области знани€ Ц обладает собственными законами, так вот Ѕ. оммонер сформулировал основные законы, на которых зиждетс€ современна€ классическа€ экологи€:

1.¬сЄ св€зано со всем.

2.Ќичто не исчезает в никуда.

3.ѕрирода знает лучше.

4.Ќичто не даЄтс€ даром.

“акова Ц в общих чертах Ц наука, именуема€ экологией.

 ак случилось, что в обыденном сознании этот термин превратилс€ в синоним окружающей среды и даже еЄ охраны?

ќчевидно, потому, что сво€ Ђрубашка ближе к телуї: с практической точки зрени€ нас интересуют взаимоотношени€ именно нашего вида со средой обитани€. Ќе следует думать, что наносить вред среде обитани€ способен только человек Ц так, территори€, где ныне находитс€ пустын€ —ахара, некогда была покрыта пышной растительностью Ц и всю еЄ в буквальном смысле съели козы (правда, коз тоже разводили люди). Ќо только человек научилс€ переделывать окружающую среду Ђпод себ€ї Ц и только человек способен оценивать отдалЄнные последстви€ своих действийЕ так что с человека и спрос больше!


deb
“ать€на Ѕалабан

≈лена, спасибо, расскрыли глаза на то, как мы неправильно примен€ем слово экологи€.+++

pro
Ћеонид ƒев€тых

Ёкологи€ как и медицина: вроде, наука, а копни глубже - ни черта не известно...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+