Кем были эти семеро? За что их подвергли такой мучительной смерти? Дело было в глубокой древности, а конкретнее - в III веке. История христианства сохранила имена отроков из города Ефес. Их звали Максимилиан, Антоний, Иоанн, Дионисий, Иамвлих, Ексакустодиан (более привычное произношение - Константин) и Мартиниан. Были они очень молоды, почти дети, но уже находились на военной службе. Все семеро происходили из самых богатых и знатных семейств Ефеса. Росли вместе, дружили и, как водится, мечтали о воинской славе и подвигах.
Любимые и лелеемые родителями, полные жизни и надежд, они и не подозревали о том, что им свыше была приготовлена иная судьба. По замыслу Всевышнего, они должны были совершить подвиг во имя веры и стать для всех примером истинного служения Господу.
Борьбы язычества и христианства полна кровавых событий. Старое не сдается, новое пытается доказать, что оно лучше, а кровь льется с обеих сторон. Представьте Ефес в 250 году. В город из Константинополя прибил император Деций с приказом о том, что все жители города должны принять участие в жертвоприношении. На капище, воздвигнутом в честь языческих богов, обязаны явиться все. Кто не придет, будет обвинен в вероотступничестве и подвергнут жестокой казни. Конечно, сразу определить, кто не явился на жертвоприношение невозможно, поэтому был использован проверенный веками способ – соглядатаи и наушники бродили по улицам и сообщали обо всех, кто позволил себе не прийти на церемонию.
Так появился донос на семерых юношей. Их поведение показалось странным: они плакали, молясь в храме за невинных людей, убиенных по приказу императора. Отроков, конечно, тут же арестовали и допросили. Смело глядя в глаза императору, они заявили о своей принадлежности к христианской вере. Их должны были бросить в темницу, пытать, словом, наказать в назидание всем. Но вместо этого только лишили службы, сняв с них знаки военных – особые пояса. Правда, предупредили, что это только отсрочка, что император торопится, но по возвращении в Ефес снова призовет их. То есть он дает им время подумать, а точнее – передумать. И если они не отрекутся от своей веры, то будут казнены, причем самым жестоким образом.
Решение юноши приняли сразу. Чтобы не подвергать опасности жизни родных, они ушли из города. В горе Охлон была большая пещера, они решили, что на время она станет для них надежным убежищем. Почему на время? Несмотря на свой юный возраст, они понимали, что император все равно их казнит, потому что отказываться от веры отроки не собирались. На что надеялись? Конечно, на чудо! Раз в три для Иамвлих, прикрыв тело нищенским рубищем, уходил в город, покупал на рынке хлеб и узнавал новости. Утешительных не было.
Однажды Иамвлих услышал, что император, вернувшийся из похода, приказал найти всех семерых и судить их. Шпионы рыскали по округе, стражники опрашивали всех, родителей отроков тоже подвергли допросу. Услышав об этом, Максимилиан, как самый старший, принял решение: прятаться больше нельзя, нужно явиться на суд, а там… Как будет, так и будет – все в руках Божьих.
Но Децию не нужны были мученики за веру, он уже понял, как бесстрашны отроки. А потому приказал найти пещеру и заложить в нее вход. Там, за каменной толщей, заживо погребенные, они пропадут бесследно. Никто об отроках не вспомнит, и мужество их будет позабыто. Так бы и произошло, если бы не было явлено чудо – Всевышний даровал юношам сон вместо смерти.
Прошло почти 200 лет, пещеру вскрыли во время строительства, и отроки проснулись. Они не поняли, что пережили своих родителей, что имя злобного императора почти забыто, а христианская религия сменила язычество, и больше никто не подвергнет их гонениям за веру. И опять, как часто бывало раньше, Иамвлих отправился на рынок, чтобы купить хлеба и узнать новости. Ни одного здания не узнал он в родном городе, да еще и был арестован, когда протянул за хлеб монетку двухсотлетней давности.
Дальше был допрос, рассказ Иамвлиха показался неправдоподобным. Сомневающиеся требовали серьезных доказательств. В пещеру отправились сановники, сам император и высшее духовенство. Подтверждением слов отроков послужили таблички с записями Феодора и Варва из найденного во время раскопок ковчежца. Чудо поразило всех, а юноши, воскресшие через 200 лет, уснули снова. Похоронили их в той же пещере, которая стала местом паломничества - многие хотели приобщиться к чуду, к мощам причисленных к лику святых семи отроков.
Грустный и очень торжественный праздник День семи отроков Ефесских отмечают два раза в году - 4 августа и 22 октября. Это дни, когда они заснули в первый раз и во второй. Как отмечают? Молитвами и молебнами в память о святых отроках.