icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Праздники

Что за праздник День семи отроков?

  • 1121
  • 17

Что за праздник День семи отроков?

А
Ах, как старались сдержать рыдания слуги императора Деция - Феодор и Варв, глядя на то, как воины закладывают вход в пещеру на горе Охлон. Там заживо замурованные толстым слоем камней должны были умереть семь юных воинов. Чудовищный приказ императора был выполнен. Противоречивые чувства терзали души Феодора и Варва, ведь они были христианами, хоть и тщательно хранили это в тайне, опасаясь за жизни своих детей. Посовещавшись, они решили, что уж если помешать казни и спасти отроков они не сумели, то их долг - оставить память об этом событии. Они описали и жестокое преступление императора, и совершенный во имя веры подвиг семи юношей. Не делая выводов, никого не проклиная, не подвергая осуждению, просто, скупо, без эмоций они описали только то, что видели своими глазами. Оловянные (в некоторых источниках упоминаются свинцовые) таблички был сложены в ковчежец и закопаны слева, в пяти шагах от входа.

Кем были эти семеро? За что их подвергли такой мучительной смерти? Дело было в глубокой древности, а конкретнее - в III веке. История христианства сохранила имена отроков из города Ефес. Их звали Максимилиан, Антоний, Иоанн, Дионисий, Иамвлих, Ексакустодиан (более привычное произношение - Константин) и Мартиниан. Были они очень молоды, почти дети, но уже находились на военной службе. Все семеро происходили из самых богатых и знатных семейств Ефеса. Росли вместе, дружили и, как водится, мечтали о воинской славе и подвигах.

Любимые и лелеемые родителями, полные жизни и надежд, они и не подозревали о том, что им свыше была приготовлена иная судьба. По замыслу Всевышнего, они должны были совершить подвиг во имя веры и стать для всех примером истинного служения Господу.

Борьбы язычества и христианства полна кровавых событий. Старое не сдается, новое пытается доказать, что оно лучше, а кровь льется с обеих сторон. Представьте Ефес в 250 году. В город из Константинополя прибил император Деций с приказом о том, что все жители города должны принять участие в жертвоприношении. На капище, воздвигнутом в честь языческих богов, обязаны явиться все. Кто не придет, будет обвинен в вероотступничестве и подвергнут жестокой казни. Конечно, сразу определить, кто не явился на жертвоприношение невозможно, поэтому был использован проверенный веками способ – соглядатаи и наушники бродили по улицам и сообщали обо всех, кто позволил себе не прийти на церемонию.

Так появился донос на семерых юношей. Их поведение показалось странным: они плакали, молясь в храме за невинных людей, убиенных по приказу императора. Отроков, конечно, тут же арестовали и допросили. Смело глядя в глаза императору, они заявили о своей принадлежности к христианской вере. Их должны были бросить в темницу, пытать, словом, наказать в назидание всем. Но вместо этого только лишили службы, сняв с них знаки военных – особые пояса. Правда, предупредили, что это только отсрочка, что император торопится, но по возвращении в Ефес снова призовет их. То есть он дает им время подумать, а точнее – передумать. И если они не отрекутся от своей веры, то будут казнены, причем самым жестоким образом.

Решение юноши приняли сразу. Чтобы не подвергать опасности жизни родных, они ушли из города. В горе Охлон была большая пещера, они решили, что на время она станет для них надежным убежищем. Почему на время? Несмотря на свой юный возраст, они понимали, что император все равно их казнит, потому что отказываться от веры отроки не собирались. На что надеялись? Конечно, на чудо! Раз в три для Иамвлих, прикрыв тело нищенским рубищем, уходил в город, покупал на рынке хлеб и узнавал новости. Утешительных не было.

Однажды Иамвлих услышал, что император, вернувшийся из похода, приказал найти всех семерых и судить их. Шпионы рыскали по округе, стражники опрашивали всех, родителей отроков тоже подвергли допросу. Услышав об этом, Максимилиан, как самый старший, принял решение: прятаться больше нельзя, нужно явиться на суд, а там… Как будет, так и будет – все в руках Божьих.

Но Децию не нужны были мученики за веру, он уже понял, как бесстрашны отроки. А потому приказал найти пещеру и заложить в нее вход. Там, за каменной толщей, заживо погребенные, они пропадут бесследно. Никто об отроках не вспомнит, и мужество их будет позабыто. Так бы и произошло, если бы не было явлено чудо – Всевышний даровал юношам сон вместо смерти.

Прошло почти 200 лет, пещеру вскрыли во время строительства, и отроки проснулись. Они не поняли, что пережили своих родителей, что имя злобного императора почти забыто, а христианская религия сменила язычество, и больше никто не подвергнет их гонениям за веру. И опять, как часто бывало раньше, Иамвлих отправился на рынок, чтобы купить хлеба и узнать новости. Ни одного здания не узнал он в родном городе, да еще и был арестован, когда протянул за хлеб монетку двухсотлетней давности.

Дальше был допрос, рассказ Иамвлиха показался неправдоподобным. Сомневающиеся требовали серьезных доказательств. В пещеру отправились сановники, сам император и высшее духовенство. Подтверждением слов отроков послужили таблички с записями Феодора и Варва из найденного во время раскопок ковчежца. Чудо поразило всех, а юноши, воскресшие через 200 лет, уснули снова. Похоронили их в той же пещере, которая стала местом паломничества - многие хотели приобщиться к чуду, к мощам причисленных к лику святых семи отроков.

Грустный и очень торжественный праздник День семи отроков Ефесских отмечают два раза в году - 4 августа и 22 октября. Это дни, когда они заснули в первый раз и во второй. Как отмечают? Молитвами и молебнами в память о святых отроках.

spe
Лариса Попруга

Прямо-таки чудесная история! А я о таком празднике даже не слыхала до сегодняшнего дня

top
Halida Rojkova

Мне об этом празднике свекровь рассказывала много лет назад. А вот написать о нем только сейчас удалось.

spe
Владислав Черных

Выходит, еще пару тысячелетий назад умудрялись экспериментировать с анабиозом. А результаты и поныне неутешительные )))

top
Halida Rojkova

Владислав, отроки воскресли, доказывая саму возможность воскрешения. К анабиозу никакого отношения это не имеет. Это как Вы понимаете, не мои слова. Я только рассказчик )

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+