icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда ќрехова
ќбучение

„то вы знаете об альтернативной педагогике? Ўколы ¬альдорфа

  • 2160
  • 19

„то вы знаете об альтернативной педагогике? Ўколы ¬альдорфа

–еформы Ц реформами, но принцип, система образовани€ в нашей стране, впрочем, как и во многих других странах, остаетс€ незыблемой, вот уже на прот€жении нескольких веков: урок - перемена, вопрос-ответ, лекци€ Ц опрос. Ќеужели нет альтернативного обучени€, помогающего более эффективному усвоению материала, вы€влению и развитию талантов подрастающего поколени€? “ака€ система есть!

ќсновой педагогики ¬альдорфа (или Ўтайнер Ц ¬альдорфской педагогики) €вл€етс€ развитие духовности ребенка, с учетом его типа темперамента Ц холерического, сангвинистического, флегматического или меланхолического. ѕо этой теории, каждый человек Ц €рка€ индивидуальность, и не только на словах, поэтому одинаково уважаемо развитие любой профессии: пекар€ или ученого-математика. —огласитесь, стол€ру Ц краснодеревщику, вдохновенно сочин€ющему уникальные образцы мебели, не нужны познани€ в математике или астрономии в том объеме, в котором традиционна€ школа буквально вдалбливает в головы несчастных школьников, а шеф-повар знаменитого ресторана вр€д ли будет в перерывах между приготовлением фирменных блюд листать словарь, чтобы поднатореть в знании иностранного €зыка. » тому, и другому, если возникнет така€ необходимость, может помочь специалист в данной области, и сделает это легко и быстро, возможно, даже с удовольствием. ј вот будущему ќливье, ¬€чеславу «айцеву или Ўумахеру двойка по нелюбимым предметам не только снижает его самооценку, но и нарушает психическое равновесие, гроз€ нервным расстройством.

»так, школа ¬альдорфа. ѕерва€ така€ школа возникла на территории √ермании в 1919 году, и к 2011 году методы образовани€ ¬альдорфа используют в шестидес€ти странах мира 998 частных, общественных и государственных учреждений детского образовани€.

ѕедагогическа€ система ¬альдорфа предполагает проводить обучение детей в 4 этапа, начина€ с дошкольного (от рождени€ до 6-7 лет), затем начальное образование (7-14 лет), среднее или подростковое, и завершающее учебное, когда студент получает выбранную профессию.

” каждого ребенка, посещающего детское учреждение, есть свой ментор (дословно Ц ведущий за руку). Ёто в –оссии слово Ђменторї стало синонимом нудности и нравоучений, его же первоначальный смысл Ц мудрый учитель, за руку ввод€щий нового члена общества в окружающий его мир, помогающий ему в нем адаптироватьс€ и развиватьс€. “акой Ђиндивидуальный воспитательї прикрепл€етс€ к ребенку на весь этап обучени€, чтобы щадить психику ребенка, получающего большой объем информации.

 аждый учебный день дл€ ребенка 3-10 лет начинаетс€ одинаково: вход€ к ученикам, учитель здороваетс€ с каждым (а в группе бывает до 10 учеников), бер€ его руки в свои. » это не только дань уважени€ к своему питомцу Ц таким образом учитель передает ученику свою положительную энергетику, успокаивает малыша и одновременно определ€ет его эмоциональный настрой в каждый конкретный день, чтобы определить его готовность к обучению. «атем, каждый из детей Ђрисуетї свое настроение. “ак, оптимальным дл€ обучени€ считаетс€ настрой ребенка, Ђотраженныйї в оранжево-солнечных тонах (дл€ сангвиников) или зеленовато-голубых (дл€ флегматиков).  расный цвет, преобладающий в рисунке, сигнализирует об опасности, излишней перевозбужденности ученика: возможно, он плохо себ€ чувствует, или дома его чем-то расстроили.  оричневый, темно-фиолетовый или черный цвет кричат о беде: в таком состо€нии ребенок просто не может заниматьс€!

–ебенку просто противопоказано сидеть на месте более 10 минут, он не только быстро устает от этого, но и перенагружает свой неокрепший скелет. ѕоэтому до среднего этапа в классах ученики сид€т за партами только по необходимости что-нибудь написать или нарисовать, в остальное врем€ они могут сидеть или лежать на ковре или сто€ть. ќбучение на начальном этапе идет, в основном, в виде игры (так, например, изуча€ виды геометрических фигур, дети Ђрисуютї их, встава€ в круг, треугольник и др.), причем основной упор делаетс€ на развитие их духовности. „тение, вокальные уроки, изобразительное искусство, обществознание, ритмика Ц вот основные направлени€ в обучении по данной системе.

 роме этого, ежедневно ведутс€ индивидуальные зан€ти€ с ментором, которые провод€тс€ обычно наедине в неспешной беседе, когда ученик может задавать воспитателю любые (!) интересующие его на данный момент вопросы, а тот, отвеча€ на них, снимает излишнее эмоциональное напр€жение или эмоциональную в€лость, вы€вленную у ребенка с утра.

  сожалению, данна€ стать€ не позвол€ет рассказать об альтернативной системе обучени€ по ¬альдорфу в полном объеме, но даже по этой информации видно, насколько она отличаетс€ от традиционного обучени€, прин€того в нашей стране. ћожно, конечно, сказать, что страна не имеет достаточного количества умных педагогов, возможности достойной оплаты их труда, а также материальных возможностей дл€ оборудовани€ учебных помещений.

Ќо кто запретит стать такими менторами дл€ своих детей родным папе или маме? »зучив внимательно принципы ¬альдорфского обучени€, прин€в во внимание тип нервной организации своего ребенка, можно обучать его без насили€ над его возможност€ми и желани€ми, и постаратьс€ не ругать за плохие оценки, полученные в Ђнормальнойї школе, а обратить внимание на увлечени€ ребенка.


deb
Ќадежда ќрехова

Ёта стать€ - предисловие к предложенным темам по типу темперамента.   сожалению, стать€ о темпераменте холерика уже написана. ¬опрос к администрации: можно ли написать еще одну статью, так как считаю, что уже написанна€ не совсем полно и не совсем верно отражает суть заданной темы? Ќе будет ли мо€ стать€ удалена, как написанна€ на заказанную тему дважды?

deb
≈лена ’ламова

Ќадежда, браво! ¬альдорфска€ система обучени€ уникальна.  огда училась в педколледже, много времени удел€ли именно изучению нетрадиционных форм. Ќо в нашей стране, к сожалению, как вы правильно заметили, нет специалистов и материальных возможностей. ƒа и развивать пришлось бы целую систему от дет.садов до вузов.

deb
Ќадежда ќрехова

≈лена, спасибо! постараюсь и дальше продолжить эту тематику, возможно, за неимением желани€ и средств на государственном уровне, родители сами примен€т нетрадиционную форму обучени€ к своим дет€м.

mas
ƒмитрий Ќеткачев

≈ще раз убеждаюсь, что Ќадежда ответила на многие вопросы разом. ¬аши изыскани€ и тексты отличаютс€ от многих предельной продуманностью. —амо изложение проблемы на отличном русском €зыке. я аплодирую ¬ам. +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+