icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Орехова
Обучение

Что вы знаете об альтернативной педагогике? Школы Вальдорфа

  • 2446
  • 19

Что вы знаете об альтернативной педагогике? Школы Вальдорфа

Р
Реформы – реформами, но принцип, система образования в нашей стране, впрочем, как и во многих других странах, остается незыблемой, вот уже на протяжении нескольких веков: урок - перемена, вопрос-ответ, лекция – опрос. Неужели нет альтернативного обучения, помогающего более эффективному усвоению материала, выявлению и развитию талантов подрастающего поколения? Такая система есть!

Основой педагогики Вальдорфа (или Штайнер – Вальдорфской педагогики) является развитие духовности ребенка, с учетом его типа темперамента – холерического, сангвинистического, флегматического или меланхолического. По этой теории, каждый человек – яркая индивидуальность, и не только на словах, поэтому одинаково уважаемо развитие любой профессии: пекаря или ученого-математика. Согласитесь, столяру – краснодеревщику, вдохновенно сочиняющему уникальные образцы мебели, не нужны познания в математике или астрономии в том объеме, в котором традиционная школа буквально вдалбливает в головы несчастных школьников, а шеф-повар знаменитого ресторана вряд ли будет в перерывах между приготовлением фирменных блюд листать словарь, чтобы поднатореть в знании иностранного языка. И тому, и другому, если возникнет такая необходимость, может помочь специалист в данной области, и сделает это легко и быстро, возможно, даже с удовольствием. А вот будущему Оливье, Вячеславу Зайцеву или Шумахеру двойка по нелюбимым предметам не только снижает его самооценку, но и нарушает психическое равновесие, грозя нервным расстройством.

Итак, школа Вальдорфа. Первая такая школа возникла на территории Германии в 1919 году, и к 2011 году методы образования Вальдорфа используют в шестидесяти странах мира 998 частных, общественных и государственных учреждений детского образования.

Педагогическая система Вальдорфа предполагает проводить обучение детей в 4 этапа, начиная с дошкольного (от рождения до 6-7 лет), затем начальное образование (7-14 лет), среднее или подростковое, и завершающее учебное, когда студент получает выбранную профессию.

У каждого ребенка, посещающего детское учреждение, есть свой ментор (дословно – ведущий за руку). Это в России слово «ментор» стало синонимом нудности и нравоучений, его же первоначальный смысл – мудрый учитель, за руку вводящий нового члена общества в окружающий его мир, помогающий ему в нем адаптироваться и развиваться. Такой «индивидуальный воспитатель» прикрепляется к ребенку на весь этап обучения, чтобы щадить психику ребенка, получающего большой объем информации.

Каждый учебный день для ребенка 3-10 лет начинается одинаково: входя к ученикам, учитель здоровается с каждым (а в группе бывает до 10 учеников), беря его руки в свои. И это не только дань уважения к своему питомцу – таким образом учитель передает ученику свою положительную энергетику, успокаивает малыша и одновременно определяет его эмоциональный настрой в каждый конкретный день, чтобы определить его готовность к обучению. Затем, каждый из детей «рисует» свое настроение. Так, оптимальным для обучения считается настрой ребенка, «отраженный» в оранжево-солнечных тонах (для сангвиников) или зеленовато-голубых (для флегматиков). Красный цвет, преобладающий в рисунке, сигнализирует об опасности, излишней перевозбужденности ученика: возможно, он плохо себя чувствует, или дома его чем-то расстроили. Коричневый, темно-фиолетовый или черный цвет кричат о беде: в таком состоянии ребенок просто не может заниматься!

Ребенку просто противопоказано сидеть на месте более 10 минут, он не только быстро устает от этого, но и перенагружает свой неокрепший скелет. Поэтому до среднего этапа в классах ученики сидят за партами только по необходимости что-нибудь написать или нарисовать, в остальное время они могут сидеть или лежать на ковре или стоять. Обучение на начальном этапе идет, в основном, в виде игры (так, например, изучая виды геометрических фигур, дети «рисуют» их, вставая в круг, треугольник и др.), причем основной упор делается на развитие их духовности. Чтение, вокальные уроки, изобразительное искусство, обществознание, ритмика – вот основные направления в обучении по данной системе.

Кроме этого, ежедневно ведутся индивидуальные занятия с ментором, которые проводятся обычно наедине в неспешной беседе, когда ученик может задавать воспитателю любые (!) интересующие его на данный момент вопросы, а тот, отвечая на них, снимает излишнее эмоциональное напряжение или эмоциональную вялость, выявленную у ребенка с утра.

К сожалению, данная статья не позволяет рассказать об альтернативной системе обучения по Вальдорфу в полном объеме, но даже по этой информации видно, насколько она отличается от традиционного обучения, принятого в нашей стране. Можно, конечно, сказать, что страна не имеет достаточного количества умных педагогов, возможности достойной оплаты их труда, а также материальных возможностей для оборудования учебных помещений.

Но кто запретит стать такими менторами для своих детей родным папе или маме? Изучив внимательно принципы Вальдорфского обучения, приняв во внимание тип нервной организации своего ребенка, можно обучать его без насилия над его возможностями и желаниями, и постараться не ругать за плохие оценки, полученные в «нормальной» школе, а обратить внимание на увлечения ребенка.

deb
Надежда Орехова

Эта статья - предисловие к предложенным темам по типу темперамента. К сожалению, статья о темпераменте холерика уже написана. Вопрос к администрации: можно ли написать еще одну статью, так как считаю, что уже написанная не совсем полно и не совсем верно отражает суть заданной темы? Не будет ли моя статья удалена, как написанная на заказанную тему дважды?

deb
Елена Хламова

Надежда, браво! Вальдорфская система обучения уникальна. Когда училась в педколледже, много времени уделяли именно изучению нетрадиционных форм. Но в нашей стране, к сожалению, как вы правильно заметили, нет специалистов и материальных возможностей. Да и развивать пришлось бы целую систему от дет.садов до вузов.

deb
Надежда Орехова

Елена, спасибо! постараюсь и дальше продолжить эту тематику, возможно, за неимением желания и средств на государственном уровне, родители сами применят нетрадиционную форму обучения к своим детям.

mas
Дмитрий Неткачев

Еще раз убеждаюсь, что Надежда ответила на многие вопросы разом. Ваши изыскания и тексты отличаются от многих предельной продуманностью. Само изложение проблемы на отличном русском языке. Я аплодирую Вам. +.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+