icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Интересные факты

Что вы знаете о самых опасных морских путях?

  • 430
  • 9

Что вы знаете о самых опасных морских путях?

Ч
Человечество так давно ходит по морям, что древнеримская чеканная фраза «Мореплавание необходимо, жизнь не необходима» («Navigare necesse est, vivere non est necesse») воспринимается нами нынче как явное преувеличение. Мореплавание опасно? Это при нашем-то техническом могуществе!

Да, мировой океан по-прежнему таит множество опасностей. Да, по-прежнему ежегодно происходит множество кораблекрушений. Да, по-прежнему в этих кораблекрушениях гибнут люди.

Последнее серьезное исследование на эту тему произвели ученые из университета Соулент в Саутгемптоне в 2013 году. Да, это британские ученые, но к их выводам следует относиться без обычных шуток.

Итак, в отчете говорится, что число кораблекрушений по сравнению с 1980-м годом (то есть, за 30 лет) сократилось на 18%. Самыми опасными в отношении аварий являются Северное море и моря вокруг Британских островов, а также восточное Средиземноморье и Черное море. Кроме того, опасными в смысле аварийности районами продолжают быть Южно-Китайское море, Юго-Восточная и Южная Азия. Главная опасность исходит не от пиратов (как думают романтики), а от столкновений, технических неисправностей и неправильных действий капитана и экипажей. То есть от причин сугубо прозаичных. Учитывались также экологические катастрофы.

Морские пути вокруг Великобритании в настоящее время – одни из наиболее напряженных трасс в мире. В эту же зону опасности входит и Северное море. Здесь каждый год проходит более 120 тысяч кораблей. Если учесть «узкие ворота», через которые корабли проходят в Северное море из Балтики – проливы с царапающими названиями Каттегат и Скагеррак, и где уже сейчас от капитанов и лоцманов требуется сугубое внимание, то район Северного моря остается самым опасным по ожидаемой вероятности столкновений и возможных экологических катастроф.

В Юго-Восточной Азии ситуация не менее тревожна. Здесь тоже велика интенсивность движения в узких проливах, что, без сомнения, приводит к повышению вероятности столкновения судов. С 1999 года (то есть за 15 лет) там произошло 293 кораблекрушения. Особенно опасны в этом районе различного рода экологические катастрофы. В первую очередь экологи опасаются разлива нефти при аварии танкеров. Почему? Потому что в этом регионе сосредоточено 76% видов всех кораллов, обитающих на Земле. А именно кораллы очень чувствительны к загрязнениям воды. Да и просто аварии, когда корабли врезаются в коралловые рифы, нанося им невосполнимые повреждения – серьезная угроза многообразной биосфере Мирового океана.

Около 25% серьезных аварий в открытом океане приходится на рыболовецкие суда. (Серьезной считается авария, в результате которой судно затонуло). Более 40% судов, попавших в аварию – грузовые. Это происходит из-за того, что хозяева торговых судов требуют от капитанов выбирать более короткие морские пути. Как отмечено в докладе, есть места в океане, где даже небольшие аварии могут привести к масштабным последствиям для окружающей среды. К таким местам относится, например, Большой Барьерный риф. Между тем, неподалеку от Большого Барьерного рифа построены новые порты для экспорта австралийского угля. Как следствие, здесь сильно увеличится интенсивность грузопотоков, а значит, возрастет давление на экологию.

В 2015 году вышло такое же исследование, которое подготовили специалисты страховой компании Allianz. Как свидетельствует из подготовленного доклада, самый большой риск в мореплавании – от ошибок командира и экипажа. «Звездой» отчета стало крупнейшее кораблекрушение 2012 года, затопление «Коста Конкордия» у берегов Италии. Не менее серьезными были аварии корабля «Рена» у Новой Зеландии и «Королева Рабаула» около Папуа Новой Гвинеи. Сотрудники компании Allianz связывают эти аварии с тем, что в экипажах сухогрузов и танкеров практически не тратятся деньги на обучение персонала. Расчет на то, что люди обучатся в ходе работы, не всегда оправдывается и приводит к серьезным авариям.

pro
Тамара Меркулова

Семен - такой универсал! Знает, как комнату обоями обклеить, знает, как карбюратор отрегулировать, знает где суда водить безопаснее всего.

А если серьезно, я думала, что главная опасность - у берегов Сомали, где много сомалийских пиратов.

top
Halida Rojkova

Моря и океаны до сих пор представляют опасность, пути, хоть и изучены, но пройти их иной раз очень сложно. А уж некомпетентность персонала - это общая беда всех компаний. +++++

deb
Анатолий Пастухов

Весьма познавательная статья. Собирался сам взять эту тему, но сейчас вижу, что до уровня Семена не дотянул бы ее.

mas
Марк Блау

Анатолий, я тоже намечал для себя эту тему. Но теперь не жалею, что "упустил". Интересно и познавательно, а самое главное, со ссылкой на документ. Жаль, конечно, что внешние ссылки в Топавторе не разрешаются, но по ключевым словам я сам документ отыскал, как в русском пересказе, так и в оригинале, на английском.

mas
Евгений Багдерин

Очень интересная статья. Море - стихия. Очень часто человеку трудно принять правильное решение. В этом противостоянии нередко море одерживает верх.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+