Это деление некой величины на два неравных отрезка таким образом, что меньший из этих отрезков относится к большему так же, как большая к целому. Проще всего наблюдать эту пропорцию на примере пятиконечной звезды: начертите её, соединяя линии таким образом, чтобы в центре образовался правильный пятиугольник: обратите внимание на любой из отрезков, соединяющих её боковые концы с нижней вершиной пятиугольника, точнее, на те части, на которые делит их пересечение с другим отрезком, в соотношении их между собой и большего отрезка с их совокупностью как раз и наблюдается золотое сечение.
Большинство наших современников при словах «золотое сечение» сразу представляют известный рисунок Леонардо да Винчи – две наложенные друг на друга одинаковые человеческие фигуры в разных позах, при этом одна из поз вписывается в круг, а другая – в квадрат. Рисунок этот, известный как «витрувианский человек», был сделан художником как иллюстрация к книге, где анализировались труды древнеримского архитектора и инженера Витрувия, где говорится о соотношении между разными частями человеческого тела (ступня равна трём ладоням, рост равен четырём локтям и т.д в этих пропорциях и не.) и о том, что на таких пропорциях должна строиться архитектура… но вот как раз золотого сечения в пропорциях, указанных Витрувием, и нет! Соответственно, не присутствует оно и в рисунке великого итальянца – как и во многих других его произведениях, вопреки распространённому заблуждению.
Вообще, со времён пифагорейцев неистребимо в людях найти в числах и соотношениях их какой-то тайный, мистический смысл! Не стало в этом плане и золотое сечение – мифы, окружившие его, поражают разнообразием. Так, приходилось слышать, что женская фигура – в противоположность от мужской – не соответствует таким пропорциям, и именно этот «порок» призваны компенсировать высоченные каблуки (с этим утверждением как-то не вяжется тот факт, что впервые обувь на высоких каблуках надели именно мужчины – в качестве приспособления для верховой езды).
Не меньше мифов связано и с египетскими пирамидами, прежде всего – с пирамидой Хеопса, якобы спланированной по законам золотого сечения – и конечно же, поэтому являющейся «энергетической линзой», аккумулирующей какую-то неопределённую «энергию». Какую именно – ни один подобный «исследователь» вам не объяснит – зато может предложить приобрести сделанную по такому же принципу карманную пирамиду, которая, разумеется, снижает стрессы, повышает иммунитет и урожайность сельскохозяйственных растений и т.п. Карманную пирамиду купить, конечно, можно – неплохой сувенир – но следует знать, что использование принципа золотого сечения в строении пирамиды Хеопса не подтверждается расчётами (а чудодейственные свойства каких бы то ни было пирамид не подтверждаются вообще ничем).
Всё же в произведениях искусства золотое сечение имеет место быть. Так, например, на многих картинах «смысловые центры» совпадают с точками "божественной пропорции" – скажем, яблоко в руке Париса на гравюре М.Раймонди «Суд Париса», а фигура Спасителя на картине А. Иванова «Явление Христа народу» кажется движущейся, приближающейся именно потому, что точку золотого сечения на картине Он уже прошёл… но если М.Раймонди и А.Иванова ещё можно «заподозрить» в сознательных расчётах, то вряд ли это мог делать неизвестный умелец VIII века, создавший бронзовую фигурку поющего Одина, найденную археологами в Старой Ладоге – он мог делать это только интуитивно.
Ещё удивительнее, что принцип золотого сечения встречается не только в изобразительном искусстве. Так, в «Божественной комедии» Данте именно в точке золотого сечения происходит встреча героя с Беатриче – идеальной возлюбленной, олицетворяющей собой совершенную Любовь. В вокальном цикле Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха» точке золотого сечения соответствует песня, где происходит драматургический перелом – у героя появляется счастливый соперник, и с этого момента действие неуклонно движется к трагической развязке (самоубийству юноши)…
Всё это говорит о том, что золотое сечение действительно интуитивно связывается с гармонией, красотой, соразмерностью. С чем это связано? Возможно, с тем, что пропорции человеческого тела приблизительно соответствуют ему – но именно приблизительно и далеко не всегда… Возможно, это одна из тех тайн, которые никогда не будут разгаданы.