icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое золотое сечение, и где его применяют?

  • 4213
  • 2

Что такое золотое сечение, и где его применяют?

Э
Это поэтичное название – «золотое сечение» – впервые употребил немецкий математик Мартин Ом в 1835 г., впрочем, это не означает, что оно не было известно раньше. Так, ещё в эпоху Возрождения его описал под названием «божественная пропорция» Лука Пачоли, друг знаменитого Леонардо да Винчи, встречается его описание и в работах древнегреческого математика Евклида, где такой метод используется в построении правильного пятиугольника… так что же представляет собой золотое сечение?

Это деление некой величины на два неравных отрезка таким образом, что меньший из этих отрезков относится к большему так же, как большая к целому. Проще всего наблюдать эту пропорцию на примере пятиконечной звезды: начертите её, соединяя линии таким образом, чтобы в центре образовался правильный пятиугольник: обратите внимание на любой из отрезков, соединяющих её боковые концы с нижней вершиной пятиугольника, точнее, на те части, на которые делит их пересечение с другим отрезком, в соотношении их между собой и большего отрезка с их совокупностью как раз и наблюдается золотое сечение.

Большинство наших современников при словах «золотое сечение» сразу представляют известный рисунок Леонардо да Винчи – две наложенные друг на друга одинаковые человеческие фигуры в разных позах, при этом одна из поз вписывается в круг, а другая – в квадрат. Рисунок этот, известный как «витрувианский человек», был сделан художником как иллюстрация к книге, где анализировались труды древнеримского архитектора и инженера Витрувия, где говорится о соотношении между разными частями человеческого тела (ступня равна трём ладоням, рост равен четырём локтям и т.д в этих пропорциях и не.) и о том, что на таких пропорциях должна строиться архитектура… но вот как раз золотого сечения в пропорциях, указанных Витрувием, и нет! Соответственно, не присутствует оно и в рисунке великого итальянца – как и во многих других его произведениях, вопреки распространённому заблуждению.

Вообще, со времён пифагорейцев неистребимо в людях найти в числах и соотношениях их какой-то тайный, мистический смысл! Не стало в этом плане и золотое сечение – мифы, окружившие его, поражают разнообразием. Так, приходилось слышать, что женская фигура – в противоположность от мужской – не соответствует таким пропорциям, и именно этот «порок» призваны компенсировать высоченные каблуки (с этим утверждением как-то не вяжется тот факт, что впервые обувь на высоких каблуках надели именно мужчины – в качестве приспособления для верховой езды).

Не меньше мифов связано и с египетскими пирамидами, прежде всего – с пирамидой Хеопса, якобы спланированной по законам золотого сечения – и конечно же, поэтому являющейся «энергетической линзой», аккумулирующей какую-то неопределённую «энергию». Какую именно – ни один подобный «исследователь» вам не объяснит – зато может предложить приобрести сделанную по такому же принципу карманную пирамиду, которая, разумеется, снижает стрессы, повышает иммунитет и урожайность сельскохозяйственных растений и т.п. Карманную пирамиду купить, конечно, можно – неплохой сувенир – но следует знать, что использование принципа золотого сечения в строении пирамиды Хеопса не подтверждается расчётами (а чудодейственные свойства каких бы то ни было пирамид не подтверждаются вообще ничем).

Всё же в произведениях искусства золотое сечение имеет место быть. Так, например, на многих картинах «смысловые центры» совпадают с точками "божественной пропорции" – скажем, яблоко в руке Париса на гравюре М.Раймонди «Суд Париса», а фигура Спасителя на картине А. Иванова «Явление Христа народу» кажется движущейся, приближающейся именно потому, что точку золотого сечения на картине Он уже прошёл… но если М.Раймонди и А.Иванова ещё можно «заподозрить» в сознательных расчётах, то вряд ли это мог делать неизвестный умелец VIII века, создавший бронзовую фигурку поющего Одина, найденную археологами в Старой Ладоге – он мог делать это только интуитивно.

Ещё удивительнее, что принцип золотого сечения встречается не только в изобразительном искусстве. Так, в «Божественной комедии» Данте именно в точке золотого сечения происходит встреча героя с Беатриче – идеальной возлюбленной, олицетворяющей собой совершенную Любовь. В вокальном цикле Ф.Шуберта «Прекрасная мельничиха» точке золотого сечения соответствует песня, где происходит драматургический перелом – у героя появляется счастливый соперник, и с этого момента действие неуклонно движется к трагической развязке (самоубийству юноши)…

Всё это говорит о том, что золотое сечение действительно интуитивно связывается с гармонией, красотой, соразмерностью. С чем это связано? Возможно, с тем, что пропорции человеческого тела приблизительно соответствуют ему – но именно приблизительно и далеко не всегда… Возможно, это одна из тех тайн, которые никогда не будут разгаданы.

deb
Наталья Реутова

Большинство наших современников при словах «золотое сечение» сразу представляют известный рисунок Леонардо да Винчи... да, я одна из них, сразу представила! Очень интересная статья! +++

deb
Павел Ястремский

Я представляю себе сразу сионистов и масонов, эта символика по их "части" +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+