icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое золотое сечение, и где его примен€ют?

  • 5471
  • 2

„то такое золотое сечение, и где его примен€ют?

Ё
Ёто поэтичное название Ц Ђзолотое сечениеї Ц впервые употребил немецкий математик ћартин ќм в 1835 г., впрочем, это не означает, что оно не было известно раньше. “ак, ещЄ в эпоху ¬озрождени€ его описал под названием Ђбожественна€ пропорци€ї Ћука ѕачоли, друг знаменитого Ћеонардо да ¬инчи, встречаетс€ его описание и в работах древнегреческого математика ≈вклида, где такой метод используетс€ в построении правильного п€тиугольникаЕ так что же представл€ет собой золотое сечение?

Ёто деление некой величины на два неравных отрезка таким образом, что меньший из этих отрезков относитс€ к большему так же, как больша€ к целому. ѕроще всего наблюдать эту пропорцию на примере п€тиконечной звезды: начертите еЄ, соедин€€ линии таким образом, чтобы в центре образовалс€ правильный п€тиугольник: обратите внимание на любой из отрезков, соедин€ющих еЄ боковые концы с нижней вершиной п€тиугольника, точнее, на те части, на которые делит их пересечение с другим отрезком, в соотношении их между собой и большего отрезка с их совокупностью как раз и наблюдаетс€ золотое сечение.

Ѕольшинство наших современников при словах Ђзолотое сечениеї сразу представл€ют известный рисунок Ћеонардо да ¬инчи Ц две наложенные друг на друга одинаковые человеческие фигуры в разных позах, при этом одна из поз вписываетс€ в круг, а друга€ Ц в квадрат. –исунок этот, известный как Ђвитрувианский человекї, был сделан художником как иллюстраци€ к книге, где анализировались труды древнеримского архитектора и инженера ¬итруви€, где говоритс€ о соотношении между разными част€ми человеческого тела (ступн€ равна трЄм ладон€м, рост равен четырЄм локт€м и т.д в этих пропорци€х и не.) и о том, что на таких пропорци€х должна строитьс€ архитектураЕ но вот как раз золотого сечени€ в пропорци€х, указанных ¬итрувием, и нет! —оответственно, не присутствует оно и в рисунке великого италь€нца Ц как и во многих других его произведени€х, вопреки распространЄнному заблуждению.

¬ообще, со времЄн пифагорейцев неистребимо в люд€х найти в числах и соотношени€х их какой-то тайный, мистический смысл! Ќе стало в этом плане и золотое сечение Ц мифы, окружившие его, поражают разнообразием. “ак, приходилось слышать, что женска€ фигура Ц в противоположность от мужской Ц не соответствует таким пропорци€м, и именно этот Ђпорокї призваны компенсировать высоченные каблуки (с этим утверждением как-то не в€жетс€ тот факт, что впервые обувь на высоких каблуках надели именно мужчины Ц в качестве приспособлени€ дл€ верховой езды).

Ќе меньше мифов св€зано и с египетскими пирамидами, прежде всего Ц с пирамидой ’еопса, €кобы спланированной по законам золотого сечени€ Ц и конечно же, поэтому €вл€ющейс€ Ђэнергетической линзойї, аккумулирующей какую-то неопределЄнную Ђэнергиюї.  акую именно Ц ни один подобный Ђисследовательї вам не объ€снит Ц зато может предложить приобрести сделанную по такому же принципу карманную пирамиду, котора€, разумеетс€, снижает стрессы, повышает иммунитет и урожайность сельскохоз€йственных растений и т.п.  арманную пирамиду купить, конечно, можно Ц неплохой сувенир Ц но следует знать, что использование принципа золотого сечени€ в строении пирамиды ’еопса не подтверждаетс€ расчЄтами (а чудодейственные свойства каких бы то ни было пирамид не подтверждаютс€ вообще ничем).

¬сЄ же в произведени€х искусства золотое сечение имеет место быть. “ак, например, на многих картинах Ђсмысловые центрыї совпадают с точками "божественной пропорции" Ц скажем, €блоко в руке ѕариса на гравюре ћ.–аймонди Ђ—уд ѕарисаї, а фигура —пасител€ на картине ј. »ванова Ђявление ’риста народуї кажетс€ движущейс€, приближающейс€ именно потому, что точку золотого сечени€ на картине ќн уже прошЄлЕ но если ћ.–аймонди и ј.»ванова ещЄ можно Ђзаподозритьї в сознательных расчЄтах, то вр€д ли это мог делать неизвестный умелец VIII века, создавший бронзовую фигурку поющего ќдина, найденную археологами в —тарой Ћадоге Ц он мог делать это только интуитивно.

≈щЄ удивительнее, что принцип золотого сечени€ встречаетс€ не только в изобразительном искусстве. “ак, в ЂЅожественной комедииї ƒанте именно в точке золотого сечени€ происходит встреча геро€ с Ѕеатриче Ц идеальной возлюбленной, олицетвор€ющей собой совершенную Ћюбовь. ¬ вокальном цикле ‘.Ўуберта Ђѕрекрасна€ мельничихаї точке золотого сечени€ соответствует песн€, где происходит драматургический перелом Ц у геро€ по€вл€етс€ счастливый соперник, и с этого момента действие неуклонно движетс€ к трагической разв€зке (самоубийству юноши)Е

¬сЄ это говорит о том, что золотое сечение действительно интуитивно св€зываетс€ с гармонией, красотой, соразмерностью. — чем это св€зано? ¬озможно, с тем, что пропорции человеческого тела приблизительно соответствуют ему Ц но именно приблизительно и далеко не всегдаЕ ¬озможно, это одна из тех тайн, которые никогда не будут разгаданы.


deb
Ќаталь€ –еутова

Ѕольшинство наших современников при словах Ђзолотое сечениеї сразу представл€ют известный рисунок Ћеонардо да ¬инчи... да, € одна из них, сразу представила! ќчень интересна€ стать€! +++

deb
ѕавел ястремский

я представл€ю себе сразу сионистов и масонов, эта символика по их "части" +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+