icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
јвто-мото

„то такое вариаторна€ коробка передач?

  • 1934
  • 3

„то такое вариаторна€ коробка передач?

 
 огда € пересел с двух педальной Scodы на Nissan, в автосалоне мен€ предупредили, что у мен€ не Ђавтоматї, а Ђвариаторї. “огда € не придал этому значение и ездил, продолжа€ утрачивать дес€тилетний навык вождени€ авто с механикой. Ќо сейчас € чувствую разницу. ¬ариатор CVT Ц (continuously variable transmission) - бесступенчата€ коробка передач работает намного м€гче, плавно и, в сочетании с €понскими Ђмозгамиї, экономичнее.

’от€ это изобретение возникло благодар€ гению Ћеонардо да ¬инчи в эпоху ¬озрождени€, реализовано оно было спуст€ 500 лет, в 50х годах прошлого столети€. ѕервый легковой автомобиль CVT был собран голландцами на заводах DAF, затем Volvo попробовала эту трансмиссию. Ќекоторые модели скутеров и большинство снегоходов уже давно используют вариаторы. ѕо мнению ведущих специалистов вариаторные коробки передач в ближайшее врем€ вытесн€т классические передаточные устройства.

 ак работает вариатор? ѕредставьте два конуса обращенных друг к другу вершинами, соединенных ремнем. ќдин из конусов ведущий, другой ведомый. ѕередаточное число можно мен€ть, перемеща€ ремень от основани€ конуса к его вершине. ¬ реальности используютс€ шкивы, с одновременным изменением радиуса. ѕри начале движени€ радиус ведущего имеет наибольшее значение, а ведомого наименьшее, и, наоборот, при движении с максимальной скоростью.

–азумеетс€, педаль газа действует весьма опосредованно. ≈Є положение обрабатываетс€ электроникой, различными датчиками и, после этого, выдаютс€ команды исполнительным устройствам. “аким образом, двигатель всегда работает в щад€щем режиме без рывков и перегрузок, в предельно экономичном режиме. —истема Ђпрощаетї ошибки неопытных водителей, стабильно работает в городском режиме, при зат€жных подъемах и выгодно отличаетс€ от своих собратьев с механической ј ѕѕ при разгоне.

ћашиной с CVT легче управл€ть, водитель чувствует себ€ намного комфортнее, не задумываетс€ над износом дисков сцеплени€ и выжимных подшипников при пробках, расходом топлива на холостых оборотах. јвто никогда не заглохнет на семафорах, не скатитс€ назад при подъемах, всегда плавно начинает движение.

Ѕольшинство моделей допускают управление авто в режиме эмул€тора фиксированных скоростей (тип-троник), или спортивный режим (кик-даун) - при необходимости быстро завершить обгон. Ќе случайно, авто подобного типа, набирают попул€рность у прекрасной половины человечества.

Ѕлагодар€ электронному управлению двигатель работает в оптимальном режиме и меньше изнашиваетс€. ¬ариаторы намного дешевле и легче механических автоматов.

¬месте с тем вариаторы, увы, имеют и недостатки:

- на автомобил€х с мощными двигател€ми, CVT пока больша€ редкость (Audi A4, Nissan Murano с 3.5-литровым V6),

- обслуживание и ремонт заметно дороже ј ѕѕ, более дорога€ специальна€ трансмиссионна€ жидкость, мало квалифицированных специалистов,

- есть серьезные ограничени€ на буксировку прицепа или другого авто,

- при выходе из стро€ одного из многочисленных датчиков система полностью блокируетс€, или работает в режиме Ђавари€ї до ближайшей станции обслуживани€.

“ем не менее, если соблюдать несложные правила эксплуатации, то можно спокойно оградить себ€ от этих непри€тностей:

- избегать нагрузок на трансмиссию при начале движени€ в холодное врем€,

- не допускать резких нагрузок при старте и при преодолении бездорожь€,

- следить за уровнем и состо€нием трансмиссионной жидкости, своевременно производить ее замену,

- контроль за состо€нием датчиков, целостности проводки и разъемов,

- и, конечно, не пытатьс€ ремонтировать коробку самосто€тельно.

—очетание высокой динамичности и экономичности достигаетс€ за счет увеличени€ числа передач. ”же есть двигатели с 8 ми ступен€ми, недалеко то врем€, когда мы будем свидетел€ми 12 ступенчатых автоматических коробок. ¬ариаторы уже приблизились к решению этой задачи, число передач у него бесконечно.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

¬первые поездить на автомобиле с вариатором удалось лет тридцать назад, тогда - это были экспериментальные машины. Ќе помню, чтобы испытывал большое удовольствие от вождени€. ¬идимо, сказывалась привычка к "механике". ѕрочитав статью, захотелось еще разок попробовать "вариатор". +.

deb
ёли€ Ѕойко

ќчень важна€ и интересна€ информаци€. ѕолучаетс€, что вариатор имеет много плюсов, особенно понравилс€ тот момент, что на нем легче ездить.

top
Halida Rojkova

»нформаци€ полезна€ во всех отношени€х, пригодитс€ даже тем, кто давным-давно отвык от механики и вариаторов.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+