icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Авто-мото

Что такое вариаторная коробка передач?

  • 1699
  • 3

Что такое вариаторная коробка передач?

К
Когда я пересел с двух педальной Scodы на Nissan, в автосалоне меня предупредили, что у меня не «автомат», а «вариатор». Тогда я не придал этому значение и ездил, продолжая утрачивать десятилетний навык вождения авто с механикой. Но сейчас я чувствую разницу. Вариатор CVT – (continuously variable transmission) - бесступенчатая коробка передач работает намного мягче, плавно и, в сочетании с японскими «мозгами», экономичнее.

Хотя это изобретение возникло благодаря гению Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения, реализовано оно было спустя 500 лет, в 50х годах прошлого столетия. Первый легковой автомобиль CVT был собран голландцами на заводах DAF, затем Volvo попробовала эту трансмиссию. Некоторые модели скутеров и большинство снегоходов уже давно используют вариаторы. По мнению ведущих специалистов вариаторные коробки передач в ближайшее время вытеснят классические передаточные устройства.

Как работает вариатор? Представьте два конуса обращенных друг к другу вершинами, соединенных ремнем. Один из конусов ведущий, другой ведомый. Передаточное число можно менять, перемещая ремень от основания конуса к его вершине. В реальности используются шкивы, с одновременным изменением радиуса. При начале движения радиус ведущего имеет наибольшее значение, а ведомого наименьшее, и, наоборот, при движении с максимальной скоростью.

Разумеется, педаль газа действует весьма опосредованно. Её положение обрабатывается электроникой, различными датчиками и, после этого, выдаются команды исполнительным устройствам. Таким образом, двигатель всегда работает в щадящем режиме без рывков и перегрузок, в предельно экономичном режиме. Система «прощает» ошибки неопытных водителей, стабильно работает в городском режиме, при затяжных подъемах и выгодно отличается от своих собратьев с механической АКПП при разгоне.

Машиной с CVT легче управлять, водитель чувствует себя намного комфортнее, не задумывается над износом дисков сцепления и выжимных подшипников при пробках, расходом топлива на холостых оборотах. Авто никогда не заглохнет на семафорах, не скатится назад при подъемах, всегда плавно начинает движение.

Большинство моделей допускают управление авто в режиме эмулятора фиксированных скоростей (тип-троник), или спортивный режим (кик-даун) - при необходимости быстро завершить обгон. Не случайно, авто подобного типа, набирают популярность у прекрасной половины человечества.

Благодаря электронному управлению двигатель работает в оптимальном режиме и меньше изнашивается. Вариаторы намного дешевле и легче механических автоматов.

Вместе с тем вариаторы, увы, имеют и недостатки:

- на автомобилях с мощными двигателями, CVT пока большая редкость (Audi A4, Nissan Murano с 3.5-литровым V6),

- обслуживание и ремонт заметно дороже АКПП, более дорогая специальная трансмиссионная жидкость, мало квалифицированных специалистов,

- есть серьезные ограничения на буксировку прицепа или другого авто,

- при выходе из строя одного из многочисленных датчиков система полностью блокируется, или работает в режиме «авария» до ближайшей станции обслуживания.

Тем не менее, если соблюдать несложные правила эксплуатации, то можно спокойно оградить себя от этих неприятностей:

- избегать нагрузок на трансмиссию при начале движения в холодное время,

- не допускать резких нагрузок при старте и при преодолении бездорожья,

- следить за уровнем и состоянием трансмиссионной жидкости, своевременно производить ее замену,

- контроль за состоянием датчиков, целостности проводки и разъемов,

- и, конечно, не пытаться ремонтировать коробку самостоятельно.

Сочетание высокой динамичности и экономичности достигается за счет увеличения числа передач. Уже есть двигатели с 8 ми ступенями, недалеко то время, когда мы будем свидетелями 12 ступенчатых автоматических коробок. Вариаторы уже приблизились к решению этой задачи, число передач у него бесконечно.

mas
Дмитрий Неткачев

Впервые поездить на автомобиле с вариатором удалось лет тридцать назад, тогда - это были экспериментальные машины. Не помню, чтобы испытывал большое удовольствие от вождения. Видимо, сказывалась привычка к "механике". Прочитав статью, захотелось еще разок попробовать "вариатор". +.

deb
Юлия Бойко

Очень важная и интересная информация. Получается, что вариатор имеет много плюсов, особенно понравился тот момент, что на нем легче ездить.

top
Halida Rojkova

Информация полезная во всех отношениях, пригодится даже тем, кто давным-давно отвык от механики и вариаторов.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+