icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое сунна?

  • 4738
  • 0

„то такое сунна?

—в€щенной книгой мусульман, как известно, €вл€етс€  оран. Ќо есть в этой мировой религии ещЄ один источник, который приверженцы ислама чт€т не меньше, это Ц сунна.

—амо слово Ђсуннаї означает Ђобычайї, Ђпуть, которым надлежит следоватьї. ƒо возникновени€ ислама така€ Ђсуннаї была у каждого арабского племени Ц свод неписаных законов и обычаев, унаследованный от предыдущих поколений и сохран€емый традицией (историки называют такое €вление Ђобычным правомї, т.е. правом, основанном на обычае).

¬ исламе же пон€тие сунны приобрело другое смысловое наполнение: путь пророка ћухаммеда, которым надлежит следовать, который надо считать ориентиром. Ќеобходимость такого ориентира стала очевидна после смерти пророка, когда оказалось, что не дл€ вс€кой ситуации есть предписание в  оране Ц в первую очередь это касалось решени€ государственных проблем и судебных дел. ¬от тогда и возникает традици€ обращени€ к личному примеру самого ћухаммеда. ¬ысказывани€ и поступки пророка, будучи зафиксированы, стали вторым после  орана источником ответов на все возможные вопросы дл€ мусульман.

—унна регламентирует не только правовые вопросы (имущественные, государственные, вопросы семейного и уголовного права), но и поведение в повседневной жизни. —унна существует в трЄх видах: кауль, филь и такрир. „то подразумеваетс€ под этим?  ауль Ц это высказывани€ пророка. ‘ииль Ц это его дела, поступки, которые должны служить мусульманом образцом дл€ подражани€. », наконец, такрир Ц это молчаливое одобрение пророком чьих-то слов и поступков, которое тоже рассматриваетс€ как своеобразное руководство к действию: если пророк против чего-то не возражал Ц значит, он это одобр€л, значит, это следует считать разрешЄнным.

¬сЄ это было известно благодар€ асхабам Ц ближайшим сподвижникам пророка Ц и фиксировалось в хадисах (предани€х). ћусульмане очень ревностно относ€тс€ к достоверности хадисов Ц ведь пророк предупреждал, что тот, кто станет ему приписывать что-то, чего он не делал и не говорил, будет гореть в огне! »менно поэтому каждому хадису соответствует иснад Ц своего рода Ђцепочкаї людей, передававших его друг другу. ѕервым звеном в такой цепочке €вл€етс€ либо сам ћухаммед, либо кто-то из его сподвижников, последним Ц учЄные, составл€вшие собрани€ хадисов (впрочем, как раз наоборот: позднейшее считаетс€ началом, а древнейшее звено Ц завершением иснада). ѕричЄм, учЄные, изучавшие науку о хадисах (мухаддисы), тщательно провер€ли биогрфию каждого человека, упоминаемого в иснаде: не страдал ли он душевной болезнью или плохой пам€тью, не зап€тнал ли себ€ нечестностью? “олько тогда можно считать хадис достоверным. —амый известный мухаддис Ц мусульманский богослов јбу́ јбдулла́х ћуха́ммад ибн »смаи́л аль-Ѕухари́, живший в IX в. ќн составил сборник Ђ—ахих аль-Ѕухариї, включающий несколько тыс€ч хадисов.

—унна имеет дл€ мусульман не меньшее значение, чем  оран: она подтверждает, разъ€сн€ет, уточн€ет то, что говоритс€ в нЄм, а также предписывает некоторые вещи, о которых в  оране не сказано (например, именно в сунне содержитс€ запрет на золотые украшени€ дл€ мужчин, в  оране об это не говоритс€).

»менно от слова Ђсуннаї происходит слово Ђсуннитыї Ц последователи самого многочисленного направлени€ в исламе.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+