icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое синдром јспергера?

  • 2418
  • 2

„то такое синдром јспергера?

Ё
Ёто психическое расстройство, как €вствует из его названи€, впервые описал в 1944 г. немецкий психиатр √.јспергер. ѕравда, сам исследователь предложил при этом другой термин Ц Ђаутистическа€ психопати€ї.  ритерии диагностики были разработаны только в 90-е годы, но и сейчас не все специалисты признают этот диагноз, предпочита€ говорить о Ђболезни аутистического спектраї определЄнной степени т€жести. „то же это за расстройство?

ѕрежде всего, синдром јспергера Ц это нарушение взаимоотношений человека с окружающим миром, точнее, с социумом. ќн характеризуетс€ т.н. Ђтриадой нарушенийї, которую мы сейчас рассмотрим по пунктам.

1.“рудности в социальной коммуникации, проще говор€ Ц в общении.

ѕрежде всего, это касаетс€ невербальных средств общени€ Ц жестов, речевых интонаций, мимики. „еловек, страдающий синдромом јспергера, не умеет Ђсчитыватьї такие сигналы у других людей и не Ђсигнализируетї сам о своЄм эмоциональном состо€нии. ќни либо вообще не смотр€т в глаза при разговоре Ц либо смотр€т Ђвытаращеннымї, Ђпустымї взгл€дом, раздража€ собеседника, либо не жестикулируют вообще Ц либо делают это неуместно и преувеличенно, а главное Ц не может Ђчитать между строкї при разговоре, и потому не всегда понимает, что имел в виду собеседник.

» уж совсем беда, если собеседник начинает иронизировать, шутить или говорить в переносном смысле Ц таких сложных Ђконструкцийї эти люди не понимают, Ђвторое дної Ц это не дл€ них, они всЄ понимают буквально, причЄм до предела. Ќапример, одна така€ больна€, услышав по телефону вопрос: Ђѕавел здесь?ї, огл€дела комнату и, не увидев ѕавла, ответила, что его нет, хот€ этот человек был дома. “олько когда перезвонили, объ€снили ей, что она должна найти в доме ѕавла и позвать его к телефону, она пон€ла, что от неЄ требуетс€.

¬прочем, не следует думать, что люди с синдромом јспергера вообще не способны к юмору Ц только юмор у них специфический, основанный на Ђигре словамиї, придумывании каламбуров, новых слов.

–ечь таких больных тоже своеобразна: преувеличенно Ђправильнаї, упор€дочена, причЄм это про€вл€етс€ уже в детстве Ц п€тилетний ребЄнок может изъ€сн€тьс€ в стиле, в каком пишутс€ учебники дл€ вузов.

2.“рудности в социальном взаимодействии.

Ќельз€ сказать, что люди с синдромом јспергера не общительны Ц они зачастую хот€т и общатьс€, и установить дружеские отношени€, но это им трудно, необходимость вступить с кем-то в контакт вызывает сильную тревогу. ƒело осложн€етс€ ещЄ и тем, что они не воспринимают Ђнеписаных законовї, которые дл€ нас с вами как бы сами собой разумеютс€ Ц например, могут при разговоре подходить слишком близко к человеку, тем самым раздража€ его, производ€ непри€тное впечатление, или пытатьс€ зав€зать разговор, который в данной ситуации неуместен.

3.“рудности в социальном воображении.

„то такое социальное воображение? Ёто прогнозирование результатов собственных поступков, умение Ђпоставить себ€ на местої другого человека, представить себе его точку зрени€, его возможные поступки в какой-то ситуации Ц всЄ это человеку с синдромом јспергера недоступно (в детстве они даже не могут играть в ролевые игры, где надо кого-то изображать, побыть временно Ђв чужой шкуреї). Ёто нагл€дно демонстрирует один из тестов, с помощью которого диагностируют синдром јспергера: ребЄнку показывают картинки, на одной из которых две девочки пр€чут м€ч в красную коробку, на другой Ц одна девочка уходит, а друга€ перекладывает м€ч в синюю коробку, на третьей перва€ девочка возвращаетс€ Ц где она будет искать м€ч? ѕравильный ответ Ц в красной, ведь она видела, как его положили туда. Ќо ребЄнок с этим синдромом ответит: Ђ¬ синейї Ц не потому, что он невнимательный или недогадливый: он видел, как м€ч переложили в синюю коробку, и то, что кто-то может этого не знать, ему в голову не придЄт. ѕоистине, человеческое сообщество дл€ такого человека Ц ЂтЄмный лесї, в котором он совершенно не ориентируетс€.

»ме€ Ђпровалї в социальном воображении, люди с синдромом јспергера могут иметь замечательное воображение вообще Ц могут становитьс€ художниками, музыкантами, писател€ми Ц особенно если учесть, что письменна€ речь зачастую даЄтс€ им лучше, чем устна€. ќни могут преуспевать в том, что требует системности и логики Ц например, в математике. ¬ообще, системность, пор€док они люб€т Ц завод€т дл€ себ€ повседневные ритуалы, которых строго придерживаютс€.

Ќередко они наход€т себе какую-то узкую сферу интересов Ц это может быть всЄ, что угодно: динозавры, астрономи€, гимны африканских государств, конструирование моделей из спичек и проч. Ц и отдаватьс€ этому полностью, до одержимости. —фера интересов может изменитьс€ Ц но редко бывает больше 1-2 Ђпунктиковї одновременно, и каждый раз это будет увлечение до одержимости Ц даже при знакомстве с кем-то они могут, не представившись толком, завести разговор о предмете своего увлечени€. ¬ своей любимой сфере такой человек может демонстрировать пр€мо-таки энциклопедические знани€ (сам √анс јспергер даже называл своих юных пациентов Ђмаленькими профессорамиї), но во всЄм остальном они весьма ленивы.

 роме этих основным про€влений бывают и другие Ц например, в двигательной сфере: неуклюжесть, странна€ походка (раскачивающа€с€ или тандемна€ Ц пальцы одной ноги касаютс€ п€тки другой), плохой почерк, в детстве они отстают в развитии таких навыков, как открывание коробок или езда на велосипеде.

 аковы причины этого €влени€, толком не знает никто. ≈сть гипотеза о генетическом происхождении, но доказательств пока нет. “очно так же нет единого мнени€, как его лечить. Ћекарства примен€ют с осторожностью, в больше степени полагаютс€ на психотерапию, тренинг социальных навыков, лечебную физкультуру, улучающую координацию движений. ¬ целом у 20% таких детей во взрослом состо€нии уже нет синдрома јспергера как такового, хот€ и остаютс€ некоторые трудности в социальном взаимодействии, они более подвержены депресси€м. ¬ целом, такие люди вполне могут научитьс€ жить, даже известны случаи, когда они становились нобелевскими лауреатами. —овременные исследователи предполагают, что черты синдрома јспергера наблюдались у таких знаменитых людей, как ј.Ёйнштейн и ».Ќьютон.  онечно, не об€зательно такой человек станет гением Ц но при правильном подходе может стать высококвалифицированным сотрудником, полностью отдающимс€ работе.

≈сли судьба свела вас с таким человеком, старайтесь говорить кратко, чЄтко, предельно объ€сн€ть, что от него хотите, будьте готовы объ€снить что-то несколько раз. Ќе обижайтесь, если он ведЄт себ€ не вполне адекватно Ц и ни в коем случае не смейтесь над ним. Ќе скупитесь на похвалы и комплименты (Ђћне при€тно, что вы мне помогаетеї и т.п.).

» в заключении хотелось бы разве€ть одно заблуждение, возникшее не так давно с лЄгкой руки некоторых безответственных журналистов. ¬ декабре прошлого года в городе Ќьютауне в американском штате  оннектикут произошла трагеди€: 2-летний юноша ј.Ћэнза убил свою мать, затем отправилс€ в школу, где прин€лс€ расстреливать учителей и детей, а затем покончил с собой. —редства массовой информации поспешили объ€снить поведение преступника тем, что он страдал синдромом јспергера Ц что заставл€ет теперь многих граждан, впервые услышавших этот термин в св€зи с упом€нутым происшествием, думать, что люди с синдромом јспергера Ц сплошь мань€ки-убийцы. “ак вот, это не так. —индромом јспергера убийца из Ќьютауна действительно страдал, но само это заболевание не толкает на преступлени€ Ц испытыва€ агрессию, такой человек скорее замкнЄтс€ в себе, чем будет Ђраспускать рукиї. ѕоступок ј.Ћэнза мог быть св€зан с каким-то другим расстройством, но никак не с синдромом јспергера.


deb
Ќаталь€ –еутова

прочитала с большим интересом. —ама € таких людей в жизни не встречала. ќчень серьезный труд получилс€! ќгромный +!!!!!

spe
≈лена  «атуранова

≈лена, стать€ замечательна€ и без преувеличени€ - информативна€.+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+