icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Обучение

Что такое шариат?

  • 5018
  • 5

Что такое шариат?

Ч
"Чистая, протоптанная тропа к воде» именно так переводят арабы слово шариат. Это образное выражение означает для каждого мусульманина - Закон, который им дал Аллах через своих пророков и последнего пророка посланника Мухаммеда. Правила шариата также важны для верующего, как чистая вода для ума и души. Каждый правоверный должен строго следовать правилам и нормам, заложенным в мусульманской системе права.

Шариат является основной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании, а в таких странах как Пакистан, Судан он используется наравне с другими правовыми нормами

Главными источниками шариата служат Кулам - улла (слова Аллаха) и суп наг наби (изречение пророка Мухаммеда). В мусульманском праве признаются и иджма, фетвы, кияс – изречения очень авторитетных богословов, теологов при условии, что они никак не должны противоречить Корану и хадисам.

Коран - слово Аллаха, а хадис слово пророка (хадис - рассказывать, передавать сообщение). Слова Корана – абсолютны, категоричны, слова пророка хадисы - средства понимания Корана. Например, в Коране предписано молиться каждому правоверному. Но как? Ответы дают хадисы Мухаммеда: «Как я молился, так и вы молитесь…». Приверженцы пророка Мухаммеда в практике отправления религиозного культа и в светской жизни доводят хадисы до всех верующих. Шариат – сложная и многогранная система правил и норм, поведения в которой правовые вопросы тесно переплетаются с духовно нравственными и имеют некоторые отличия в трактовке в отдельных направлениях Ислама.

Исламский мир был расколот в VII веке на суннитов и шиитов.(в ходе противостояния политической оппозиции значительной части мусульман Арабскому халифату). Более склонные к самопожертвованию, признающие верховенство имама Али составляют меньшую, воинствующую часть. От общего числа мусульман они составляют около 16%.Отношение к нормам шариата и у суннитов и шиитов одинаково, за исключением некоторых особенностей правоприменительной практики. Однако Коран, сунны и хадисы неизменны и общеобязательны для всех мусульман. Авторитет Всевышнего не поддается никакому сравнению, а слово «Ислам» для мусульманина означает покорность и полное поклонение

Вопреки истерическим представлениям, навязанными средствами массовой информации шариат не имеет ничего общего с мракобесием и жестокостью. Все поступки мусульманина должны совершаться только с благими намерениями. Нормы шариата никогда не выступали против передовых технологий и достижений науки, шариат приветствует знания, которые и даруют просветленное мировоззрение.

Поступки, которые может совершать правоверный, имеют несколько категорий: обязательные, разрешенные или рекомендуемые, неодобряемые и запрещенные. От мотивации действия полностью зависит воздаяние или наказание.

Шариат это свод правил, запретов, предписаний рекомендаций. Некоторые из них носят весьма странный, трудно объяснимый характер и связаны, скорее всего, с образом жизни арабских племен в древности . Например: «мочиться против ветра», «не дуть на воду», «не заходить в туалет без головного убора» и т.д.

Но абсолютное большинство правил вполне разумны и не только не противоречат цивилизованным нормам жизни общества, но и обогащают их. Вот только некоторые из них:

- Фарз-айн «На суде, будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность», «Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата», «Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия», «Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».

- Фарз кифая. «Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления». «Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».

-Важиб. «Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя» Сказать покупателю о недостатках своего товара». «Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду». «Вырабатывать в себе хороший характер».

- Суннат «Оказывать почет пожилым людям, ученым». В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».

- Мустахаб «За столом вести себя прилично». «Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки». «Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата» и т. д.

А за запретные проступки может последовать очень суровое наказание:

- Харам, к ним относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);

- побиение камнями за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины;

- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ;

- 80 ударов плетью за ложное обвинение;

- отсечение руки за воровство;

- смертная казнь за вероотступничество.

Христианский мир неоднозначно относится к тому, что шариатские суды, которые имеют много общего с обычным процессуальным правом, могут стать в ближайшее время полноценными органами правосудия в некоторых мусульманских странах. На практике в Европе уже многие годы рассматриваются судебные иски преимущественно гражданского характера между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В России шариатские суды запрещены с 1920 года.

В интервью «Русской службе новостей» представитель Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.

Конечно современный мир без особого восторга воспринимает средневековые методы наказания, некоторые формы мусульманского правосудия, Даже в самых ортодоксальных исламистстких кругах зреют настроения некоторых перемен, новых толкований Корана. Воинствующий и непримиримый к "кафырам" и инаковерцам Ислам приобретает новые черты, расставляя акценты на гумманистической сущности этой древней религии.

top
Halida Rojkova

Очень глубокое исследование, очень дипломатичное, без предвзятости. Спасибо за хорошую статью!

deb
Иван Иванов

Тема очень сложная, ЕВГЕНИЙ ОТЛИЧНО! присоединяюсь к комментарию Халиды. СПАСИБО!

mas
Марк Блау

Попытка легализовать шариатские суды в Европе равносильна хождению в чужой монастырь со своим уставом. Граждане одной страны должны быть подсудны единому суду. Хочешь жить по другим законам - уезжай туда, где эти законы приняты и работают.

spe
Юлия Дворникова

Непредвзятой информации о шариате практически нет. Такая сложная тема и так хорошо подана! Спасибо!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+