icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
ќбучение

„то такое шариат?

  • 3663
  • 5

„то такое шариат?

"„иста€, протоптанна€ тропа к водеї именно так перевод€т арабы слово шариат. Ёто образное выражение означает дл€ каждого мусульманина - «акон, который им дал јллах через своих пророков и последнего пророка посланника ћухаммеда. ѕравила шариата также важны дл€ верующего, как чиста€ вода дл€ ума и души.  аждый правоверный должен строго следовать правилам и нормам, заложенным в мусульманской системе права.

Ўариат €вл€етс€ основной судебной нормой в таких странах, как: —аудовска€ јрави€, »ран, »ордани€, …емен, ќман и Ћиви€. ¬ ћалайзии, ѕакистане, јфганистане, »раке, —ирии, Ћиване, ќјЁ,  увейте,  атаре, Ѕрунее, Ѕахрейне, ƒжибути, ≈гипте, “унисе, Ћивии и ћавритании, а в таких странах как ѕакистан, —удан он используетс€ наравне с другими правовыми нормами

√лавными источниками шариата служат  улам - улла (слова јллаха) и суп наг наби (изречение пророка ћухаммеда). ¬ мусульманском праве признаютс€ и иджма, фетвы, ки€с Ц изречени€ очень авторитетных богословов, теологов при условии, что они никак не должны противоречить  орану и хадисам.

 оран - слово јллаха, а хадис слово пророка (хадис - рассказывать, передавать сообщение). —лова  орана Ц абсолютны, категоричны, слова пророка хадисы - средства понимани€  орана. Ќапример, в  оране предписано молитьс€ каждому правоверному. Ќо как? ќтветы дают хадисы ћухаммеда: Ђ ак € молилс€, так и вы молитесьЕї. ѕриверженцы пророка ћухаммеда в практике отправлени€ религиозного культа и в светской жизни довод€т хадисы до всех верующих. Ўариат Ц сложна€ и многогранна€ система правил и норм, поведени€ в которой правовые вопросы тесно переплетаютс€ с духовно нравственными и имеют некоторые отличи€ в трактовке в отдельных направлени€х »слама.

»сламский мир был расколот в VII веке на суннитов и шиитов.(в ходе противосто€ни€ политической оппозиции значительной части мусульман јрабскому халифату). Ѕолее склонные к самопожертвованию, признающие верховенство имама јли составл€ют меньшую, воинствующую часть. ќт общего числа мусульман они составл€ют около 16%.ќтношение к нормам шариата и у суннитов и шиитов одинаково, за исключением некоторых особенностей правоприменительной практики. ќднако  оран, сунны и хадисы неизменны и общеоб€зательны дл€ всех мусульман. јвторитет ¬севышнего не поддаетс€ никакому сравнению, а слово Ђ»сламї дл€ мусульманина означает покорность и полное поклонение

¬опреки истерическим представлени€м, нав€занными средствами массовой информации шариат не имеет ничего общего с мракобесием и жестокостью. ¬се поступки мусульманина должны совершатьс€ только с благими намерени€ми. Ќормы шариата никогда не выступали против передовых технологий и достижений науки, шариат приветствует знани€, которые и даруют просветленное мировоззрение.

ѕоступки, которые может совершать правоверный, имеют несколько категорий: об€зательные, разрешенные или рекомендуемые, неодобр€емые и запрещенные. ќт мотивации действи€ полностью зависит возда€ние или наказание.

Ўариат это свод правил, запретов, предписаний рекомендаций. Ќекоторые из них нос€т весьма странный, трудно объ€снимый характер и св€заны, скорее всего, с образом жизни арабских племен в древности . Ќапример: Ђмочитьс€ против ветраї, Ђне дуть на водуї, Ђне заходить в туалет без головного убораї и т.д.

Ќо абсолютное большинство правил вполне разумны и не только не противоречат цивилизованным нормам жизни общества, но и обогащают их. ¬от только некоторые из них:

- ‘арз-айн ЂЌа суде, будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительностьї, Ђќб€зан трудитьс€ и добывать средства дл€ содержани€ себ€ и своей семьи, чтобы мог спокойно выполн€ть предписанные постановлени€ шариатаї, Ђћуж об€зан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не про€вл€€ к ней актов насили€ї, Ђƒети об€заны содержать родителей, если они наход€тс€ в бедностиї.

- ‘арз кифа€. Ђѕроизводить общественно-необходимые средства производства и средства потреблени€ї. Ђ—одержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованиюї.

-¬ажиб. Ђ”чащийс€ (шакирд) об€зан подчин€тьс€ и уважать своего учител€ї —казать покупателю о недостатках своего товараї. Ђ≈сли кому-то предъ€влено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступитьс€, рассказать правдуї. Ђ¬ырабатывать в себе хороший характерї.

- —уннат Ђќказывать почет пожилым люд€м, ученымї. ¬ хоз€йственных вопросах необходимо советоватьс€ с женойї.

- ћустахаб Ђ«а столом вести себ€ приличної. Ђƒл€ ликвидации самовосхвалени€ одевать одежду, имеющую заплаткиї. Ђ–азрешаетс€ пользоватьс€ новшествами, не противоречащими духу ислама и шариатаї и т. д.

ј за запретные проступки может последовать очень суровое наказание:

- ’арам, к ним относитс€: убийство невинного человека; воровство; приЄм алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родител€м или мужу. »менно за такие действие полагаетс€ самое суровое наказание:

- 100 ударов плетью за прелюбоде€ние дл€ женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);

- побиение камн€ми за прелюбоде€ние дл€ замужней женщины или женатого мужчины;

- 80 ударов плетью за употребление опь€н€ющих и одурманивающих веществ;

- 80 ударов плетью за ложное обвинение;

- отсечение руки за воровство;

- смертна€ казнь за вероотступничество.

’ристианский мир неоднозначно относитс€ к тому, что шариатские суды, которые имеют много общего с обычным процессуальным правом, могут стать в ближайшее врем€ полноценными органами правосуди€ в некоторых мусульманских странах. Ќа практике в ≈вропе уже многие годы рассматриваютс€ судебные иски преимущественно гражданского характера между гражданами мусульманского вероисповедани€ в соответствии с нормами шариата. ¬ –оссии шариатские суды запрещены с 1920 года.

¬ интервью Ђ–усской службе новостейї представитель ћосковского патриархата ¬севолод „аплин неожиданно сказал буквально следующее: ЂЌе стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. »менно такой путь, € думаю, актуален в будущем и дл€ –оссии, и дл€ «ападной ≈вропы.

 онечно современный мир без особого восторга воспринимает средневековые методы наказани€, некоторые формы мусульманского правосуди€, ƒаже в самых ортодоксальных исламистстких кругах зреют настроени€ некоторых перемен, новых толкований  орана. ¬оинствующий и непримиримый к "кафырам" и инаковерцам »слам приобретает новые черты, расставл€€ акценты на гумманистической сущности этой древней религии.


top
Halida Rojkova

ќчень глубокое исследование, очень дипломатичное, без предвз€тости. —пасибо за хорошую статью!

deb
»ван »ванов

“ема очень сложна€, ≈¬√≈Ќ»… ќ“Ћ»„Ќќ! присоедин€юсь к комментарию ’алиды. —ѕј—»Ѕќ!

mas
ћарк Ѕлау

ѕопытка легализовать шариатские суды в ≈вропе равносильна хождению в чужой монастырь со своим уставом. √раждане одной страны должны быть подсудны единому суду. ’очешь жить по другим законам - уезжай туда, где эти законы прин€ты и работают.

spe
ёли€ ƒворникова

Ќепредвз€той информации о шариате практически нет. “ака€ сложна€ тема и так хорошо подана! —пасибо!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+