Шариат является основной судебной нормой в таких странах, как: Саудовская Аравия, Иран, Иордания, Йемен, Оман и Ливия. В Малайзии, Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливане, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Брунее, Бахрейне, Джибути, Египте, Тунисе, Ливии и Мавритании, а в таких странах как Пакистан, Судан он используется наравне с другими правовыми нормами
Главными источниками шариата служат Кулам - улла (слова Аллаха) и суп наг наби (изречение пророка Мухаммеда). В мусульманском праве признаются и иджма, фетвы, кияс – изречения очень авторитетных богословов, теологов при условии, что они никак не должны противоречить Корану и хадисам.
Коран - слово Аллаха, а хадис слово пророка (хадис - рассказывать, передавать сообщение). Слова Корана – абсолютны, категоричны, слова пророка хадисы - средства понимания Корана. Например, в Коране предписано молиться каждому правоверному. Но как? Ответы дают хадисы Мухаммеда: «Как я молился, так и вы молитесь…». Приверженцы пророка Мухаммеда в практике отправления религиозного культа и в светской жизни доводят хадисы до всех верующих. Шариат – сложная и многогранная система правил и норм, поведения в которой правовые вопросы тесно переплетаются с духовно нравственными и имеют некоторые отличия в трактовке в отдельных направлениях Ислама.
Исламский мир был расколот в VII веке на суннитов и шиитов.(в ходе противостояния политической оппозиции значительной части мусульман Арабскому халифату). Более склонные к самопожертвованию, признающие верховенство имама Али составляют меньшую, воинствующую часть. От общего числа мусульман они составляют около 16%.Отношение к нормам шариата и у суннитов и шиитов одинаково, за исключением некоторых особенностей правоприменительной практики. Однако Коран, сунны и хадисы неизменны и общеобязательны для всех мусульман. Авторитет Всевышнего не поддается никакому сравнению, а слово «Ислам» для мусульманина означает покорность и полное поклонение
Вопреки истерическим представлениям, навязанными средствами массовой информации шариат не имеет ничего общего с мракобесием и жестокостью. Все поступки мусульманина должны совершаться только с благими намерениями. Нормы шариата никогда не выступали против передовых технологий и достижений науки, шариат приветствует знания, которые и даруют просветленное мировоззрение.
Поступки, которые может совершать правоверный, имеют несколько категорий: обязательные, разрешенные или рекомендуемые, неодобряемые и запрещенные. От мотивации действия полностью зависит воздаяние или наказание.
Шариат это свод правил, запретов, предписаний рекомендаций. Некоторые из них носят весьма странный, трудно объяснимый характер и связаны, скорее всего, с образом жизни арабских племен в древности . Например: «мочиться против ветра», «не дуть на воду», «не заходить в туалет без головного убора» и т.д.
Но абсолютное большинство правил вполне разумны и не только не противоречат цивилизованным нормам жизни общества, но и обогащают их. Вот только некоторые из них:
- Фарз-айн «На суде, будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность», «Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата», «Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия», «Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».
- Фарз кифая. «Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления». «Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».
-Важиб. «Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя» Сказать покупателю о недостатках своего товара». «Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду». «Вырабатывать в себе хороший характер».
- Суннат «Оказывать почет пожилым людям, ученым». В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».
- Мустахаб «За столом вести себя прилично». «Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки». «Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата» и т. д.
А за запретные проступки может последовать очень суровое наказание:
- Харам, к ним относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:
- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины (незамужней) или мужчины (неженатого);
- побиение камнями за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины;
- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ;
- 80 ударов плетью за ложное обвинение;
- отсечение руки за воровство;
- смертная казнь за вероотступничество.
Христианский мир неоднозначно относится к тому, что шариатские суды, которые имеют много общего с обычным процессуальным правом, могут стать в ближайшее время полноценными органами правосудия в некоторых мусульманских странах. На практике в Европе уже многие годы рассматриваются судебные иски преимущественно гражданского характера между гражданами мусульманского вероисповедания в соответствии с нормами шариата. В России шариатские суды запрещены с 1920 года.
В интервью «Русской службе новостей» представитель Московского патриархата Всеволод Чаплин неожиданно сказал буквально следующее: «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы.
Конечно современный мир без особого восторга воспринимает средневековые методы наказания, некоторые формы мусульманского правосудия, Даже в самых ортодоксальных исламистстких кругах зреют настроения некоторых перемен, новых толкований Корана. Воинствующий и непримиримый к "кафырам" и инаковерцам Ислам приобретает новые черты, расставляя акценты на гумманистической сущности этой древней религии.