icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое риторика?

  • 4477
  • 3

„то такое риторика?

¬
¬ гоголевском Ђ¬иеї нар€ду с главным героем Ц философом ’омой Ѕрутом Ц в гости к ведьме заход€т ещЄ два персонажа: богослов ’ал€ва и ритор √оробец Ц семинаристов именуют по названию наук, которые они изучают. — философией и богословием всЄ более или менее пон€тно Ц а вот что за наука риторика?

«а ответом мы отправимс€ дл€ начала в ƒревнюю √рецию. “огда слово Ђриторї обозначало оратора Ц а оратором в той или иной степени приходилось быть каждому свободному мужчине (например, чтобы представл€ть свои интересы в суде). Ќо Ц как и в любом деле Ц были и истинные Ђвиртуозыї, и одни из них Ц  оракс, ученик философа Ёмпедокла. Ѕлагодар€ своему ораторскому искусству он встал во главе республики после восстановлени€ демократии в —иракузах, а главное Ц он впервые изложил теоретические основы ораторского искусства, именно его труд (к сожалению, не сохранившийс€) можно считать Ђточкой отсчЄтаї риторики как науки.

„то же сделал  оракс? ¬о-первых, он выстроил структуру ораторской речи, выделив в ней 6 частей: вступление, предложение, изложение, доказательство, падение и заключение. ќпределил он и главную цель оратора: это отнюдь не раскрытие истины, а убедительностьЕ звучит немного цинично Ц но ораторы с успехом двигаютс€ в этом направлении вплоть до наших дней (в чЄм можно убедитьс€ на любом митинге). √лавным Ђоружиемї при достижении такой цели станов€тс€ софизмы Ц умозаключени€, основанные на нарушении логики, но при этом формально выгл€д€щие правильными.

ћожно без преувеличени€ сказать, что в таких Ђиграх разумаї античные риторы толк знали! »звестные софизм про рога (ты имеешь то, что ты не потер€л Ц ты не потер€л рога Ц следовательно, ты их имеешь) Ц это ещЄ не предел, можно было запутать до полной неразрешимости. ¬от например: человек, обучавшийс€ ораторскому искусству, договорилс€ с учителем, что заплатим ему после своей первой т€жбы Ц но только при условии, что он эту т€жбу выиграет (ведь в противном случае окажетс€, что учитель его ничему не научил). » вот, закончив обучение, ученик за€вил, что платить не будет Ц пусть учитель требует деньги через суд! ≈сли суд решит дело в пользу ученика Ц значит, он не об€зан платить по решению суда, если в пользу учител€ Ц он не об€зан платить по договору (ведь т€жбу-то он проиграл). ЂЌет, Ц ответил учитель. Ц ≈сли суд решит дело в мою пользу, ты заплатишь по решению суда, если в твою Ц заплатишь по договору (ведь ты выиграешь т€жбу)ї. “акое построение в принципе невозможно разрешить Ц противоречие заключено в нЄм самом, а вот доказать можно любую из противоположных точек зрени€.

Ќеудивительно, что риторика нередко становилась предметом иронии. Ќапример, рассказывали такой анекдот Ц простой, необразованный человек спрашивает своего сына, учившегос€ в јфинах Ц что за наука риторика? —ын объ€снил, что владение риторикой позвол€ет доказать любое утверждение Ц даже заведомо ложное.

Ц Ќу вот, на столе два €йца Ц докажи мне, что их три, Ц просит отец.

Ц ’орошо, давай сначала их сосчитаем: один, два. ќдин плюс два будет три Ц следовательно, €иц три.

Ц “огда, Ц ответил отец. Ц одно €йцо съем €, другое Ц тво€ мать, а ты то самое третье €йцо и ешь.

Ќо сколько бы ни иронизировали по поводу риторики Ц а без неЄ в античном мире было не обойтись, и она продолжала развиватьс€, подраздел€€сь на инвенцию (систематизацию содержани€), диспозицию (выстраивание структуры речи), элокуцию (отбор слов, их сочетаний и риторических фигур Ц оборотов, придающих речи определЄнную эмоциональную окраску, не внос€ никакой информации), запоминание и произнесение.

“огда же возникло учение о трЄх стил€х Ц низком, среднем и высоком.

¬о времена поздней античности риторика очень пригодилась раннехристианским мыслител€м Ц дл€ дискуссии с €зычниками. Ќа первый план выходит построение посланий и проповедей. ќдним из выдающихс€ ораторов той эпохи был, в частности, »оанн «латоуст. »з 5 частей античной классической риторики сохран€ютс€ три Ц инвенци€, диспозици€ и элокуци€. ¬ таком виде риторика Ђнаследуетс€ї —редневековьем, распростран€€сь не только на ораторское искусство как таковое, но и на литературу.

Ёпоха ¬озрождени€, а затем Ц классицизма с их любовью к античному наследию перенимают у древних и риторику. ќсобенно же она оказываетс€ близка классицизму Ц с его иде€ми разума и меры, с жЄсткими канонами. ¬ этом плане как нельз€ более кстати оказываетс€ теори€ трЄх стилей, возникша€ в рамках классической античной риторики. —тиль здесь соотноситс€ с целью речи: убеждать (обыкновенный стиль), живописать (средний), увлекать (высокий).   русскому €зыку теорию трЄх стилей впервые применил ћ.¬.Ћомоносов в Ђ–ассуждении о пользе книг церковныхї.

¬ XIX веке риторика, по сути дела, вырождаетс€: учение стил€х, о словесном выражении уходит в область литературоведени€ (как стилистика), прочие же направлени€ и вовсе тер€ют значение. ƒаже само слово Ђриторикаї приобретает негативный оттенок Ц им начинают обозначать высокопарное Ђсловоплетениеї, не имеющее особого смысла.

Ќо это не значит, что риторики не существует сейчас Ц нет, эта филологическа€ дисциплина занимает своЄ место в современном мире как учение о правильном построении речи (судебной, политической и любой другой).

Ђѕервым пунктомї тут идЄт культура речи Ц соответствие €зыковым правилам (имеетс€ в виду речь не только устна€, но и письменна€). ”вы, уже на этом пункте Ђсрезаютс€ї многие наши современникиЕ пришлось как-то раз редактировать труд одного уважаемого профессора (!), так на каждом шагу попадалась формулировка Ђв этой св€зиї, а также предложени€, построенные по принципу Ђоткрыва€ дверь, она громко скрипнулаї. » профессор не одинок: такое употребление деепричастного оборота стало пр€мо-таки бичом нашего времени (примечательно, что фраза про дверь у всех вызывает смех, а вот в собственной речи люди таких ошибок не замечают).

ƒалее следуют законы риторики:

1.«акон гармонирующего диалога (внимание к адресату, близость содержани€ его интересам, конкретность).

2.«акон продвижени€ и ориентации (ориентировать слушател€ в пространстве своей речи).

3.«акон эмоциональности речи.

4.«акон удовольстви€ (и оратор, и слушатель должны получить удовлетворение от речи).

Ќасколько владеют риторикой современные прокуроры и адвокаты Ц судить не могу (к счастью, сталкиватьс€ не приходилось).  то определЄнно владеет Ц так это св€тые отцы (вот кто умеет и убеждать, и живописать, и увлекать). ј вот тележурналистам и политикам определЄнно следовало бы серьЄзно поучитьс€ риторике Ц реже вызывали бы смех у публики!


deb
ћарина ”денцова

–ечь юристов полна штампов.Ќо они как пароли в привилегированном клубе - не усвоишь не попадешь в члены.+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+