icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

„то такое риторический вопрос?

  • 1030
  • 18

„то такое риторический вопрос?

√овор€т, что ораторское искусство зародилось в ƒревней √реции. ”тверждают также, что те граждане, которым удалось блест€ще овладеть искусством Ђговорени€ї, пользовались большим уважением. »х награждали лавровыми венками, в их честь воздвигали статуи, которые устанавливали на площад€х родных городов.

 аждый, кто хоть раз выступал перед аудиторией, знает, как трудно порой овладеть вниманием аудитории и удерживать его на прот€жении всей речи. „тобы этого добитьс€, давным- давно придуманы различные хитрые приемы и приемчики, в число которых входит и риторический вопрос. » за него тоже скажем спасибо древним ораторам.

’итра€ штука, скажу € вам, этот риторический вопрос! — одной стороны, это полноценный вопрос и задают его, использу€ вопросительную интонацию. ј с другой стороны, ответ на этот вопрос никому, и в первую очередь самому оратору, не требуетс€. ѕочему? “ак ведь и без ответа все предельно €сно. Ќе верите? „итайте вопросы:

- Ќастанет ли когда-нибудь то светлое будущее, о котором так мечтали наши отцы и деды?

-  ак долго мы будем страдать от разочарований?

- ѕочему люди так безжалостны к Ђбрать€м нашим меньшимї?

- ј не пора ли начать борьбу со вз€тками чиновниками?

Ќужны ли вам ответы на эти четыре вопроса? ƒавайте разберемс€.  аждый человек, услышав первый вопрос, пожмет плечами. ќтвет Ђникогдаї можно не озвучивать и даже не комментировать, потому что идеи наших отцов и дедов скончались, так не успев реализоватьс€ даже на 30 процентов. » еще потому, что говорить так сегодн€ могут только популисты: эти идеи реанимации не подлежат.

ќтвет на второй вопрос тоже не нужен: всю свою жизнь человек очаровываетс€ и разочаровываетс€, радуетс€, восхищаетс€ и, тер€€, страдает. Ёто нормальный процесс, а главное Ц неизбежный. ј долго страдать или недолго, зависит только от человека, его жизнелюби€ и глубины переживаемых им разочарований.

“ретий вопрос об отношении к животным может вызвать бурную дискуссию или вежливое, но равнодушное молчание аудитории. ѕоведение публики напр€мую будет зависеть от мастерства оратора. ≈сли, задав вопрос, он тут же начнет приводить примеры, рассказыва€ о зверствах, чинимых людьми, то реакци€ будет предсказуема€. Ќегодование, выкрики из зала и требование строго наказать виновных. »звините за пессимизм, но обычно этим все и заканчиваетс€: покричали, сотр€са€ воздух пустыми словесами, и разошлись. ¬торой вариант: задаем тот же вопрос, а продолжаем текст выступлени€ конструктивными предложени€ми. –азумеетс€, сразу же возникнет диалог, последуют предложени€ и, возможно, (во вс€ком случае очень хочетс€ на это наде€тьс€) даже их реализаци€ в последующем.

Ќу а на последний вопрос никто всерьез и отвечать не станет. Ѕезнадежное это дело! ¬от он какой - этот вопрос риторический. Ѕывает он разным, и, в зависимости от цели, оратор может выбрать, например, вопросительно-утвердительный вариант.

-  ак можно не любить своих родителей?

»ли:

-  ак не восторгатьс€ красотами горных долин!

„увствуете твердую уверенность автора в том, что каждый, кто хоть разочек видел это насто€щее чудо природы, просто об€зан замереть от восторга? » никака€ друга€ реакци€ не будет прин€та! “олько бурный восторг, подкрепленный междомети€ми ах! и ого!

¬опросительно-побудительные предложени€ Ц это отлична€ стимул€ци€ человека к действию.

- ј не пора ли, нам милый, купить мне новую шубку?

»ли вот так:

- ј не сделать ли нам ремонт на даче?

≈сть еще вопросительно-отрицательные риторические вопросы. Ќикаких слов вроде Ђнет, никогда, не былої они не содержат, и, следовательно, в них нет пр€мого отрицани€. Ќо эмоционально выразить мысль о том, что какое-то событие или действие невозможно, риторический вопрос способен. Ќапример, такой:

- „то может быть лучше чашечки гор€чего ароматного ча€ со свежеиспеченной булочкой?

ѕоследний вариант риторических вопросов Ц вопросительно-риторические предложени€. »ми можно выразить, например, сожаление о каких-то событи€х или люд€х.

-  ак можно было не заметить страдани€ этой девчушки?

»спользование разного вида риторических вопросов позвол€ет оратору многократно усилить воздействие на аудиторию, выделить какую-то отдельную мысль, особо подчеркнув ее. ¬ри этом, задава€ риторический вопрос, говор€щий как бы устанавливает св€зь со слушател€ми. ¬озникает некий вариант Ђпочти беседыї: есть вопрос, предполагаетс€ ответ, но его не ждут, продолжа€ свою мысль дальше и дела€ выводы.  онечно, на полемику и даже на простой диалог такой вариант разговора не похож, а вот дл€ публичного выступлени€ риторический вопрос, как вы€снилось, отлична€ находка.

mas
ћарк Ѕлау

Ќаиболее известный риторический вопрос когда-то изучали во всех классических гимнази€х:

ƒоколе же ты,  атилина, будешь злоупотребл€ть нашим терпением?  ак долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеватьс€ над нами? ƒо каких пределов ты будешь кичитьс€ своей дерзостью, не знающей узды?

Quo usque tandem abutere, Catilina, patientia nostra? quam diu etiam furor iste tuus nos eludet? quem ad finem sese effrenata iactabit audacia?

Ёти латинские слова учили наизусть. Ќадо сказать, красивое построение фразы. » гневное.

top
Halida Rojkova

ј € думала, что самый известный вопрос - это гамлетовское "Ѕыть или не быть?"

spe
Ћариса ѕопруга

To be, or not to be: that is the question - € тоже думаю, что этот риторический вопрос самый известный.
ј про  атилину и речь ÷ицерона сейчас мало кто помнит

pro
“амара ћеркулова

Ќет, девочки, гамлетовский вопрос как раз совсем не риторический. ƒальше следует большой содержательный монолог о жизни и смерти, и о том, надо ли смиритьс€ перед судьбой, или все-таки пытатьс€ что-то переделать. ќтвет не очевиден, и зритель наблюдает за решением геро€, которое определ€ет дальнейший ход пьесы.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+