Люди разные, и тяга к прекрасному у них тоже различна, но все ли знают о том, чем различаются эти, столь любимые, понятия: рассказ, повесть, роман, новелла. Хотя, если быть точным, то речь пойдет о рассказах.
Казалось бы, о чем тут говорить – объем. Именно он определяет рассказ это или уже повесть или даже роман. Но, оказывается, не всё так просто.
Бывают достаточно длинные рассказы и довольно-таки короткие повести, так что в этом случае, объем текста не главный параметр, хотя, обычно, рассказ и является именно что малой формой прозы.
Рассказ определяется единством стиля и краткостью – нет, речь не о форме, речь о жизни героя. Мы не видим в рассказе жизнь героя во время долгого периода, чаще, рассказ вырывает один момент, как яркий мазок. Или, как тоже бывает, о жизни героя рассказывается, но очень кратко, просто чтобы обозначить точки отсчета. Рассказ рассчитан на одну единственную идею или мысль, и всё в нём направлено на раскрытие этой мысли. И именно она же и связывает все части воедино. К примеру: два описания жизненного цикла человека.
Первый описывает его взросление, как он проходит те или иные жизненные ситуации, с целью показать, как именно он менялся за время течения жизни – это ближе к повести.
Второй же, показывает отрывочные куски из жизни этого персонажа, с той лишь целью, чтобы подвести читателя к какому-то крупному событию, которое сильно изменит жизнь персонажа и во время которого он поймет что-то важное для себя.
Впрочем, повесть изредка путают с рассказом, а вот роман же – никогда, хотя если посмотреть, то именно роман более похож на повесть. В нем тоже изложено жизнеописание героя, но не спокойной, текущей жизни, а во время какого-то кризиса, или стресса – тогда, когда он выбит из колеи и ему нужно действовать, чтобы исправить ситуацию.
В общем, главная отличительная черта рассказа – это что-то общее, которое финальной точкой прозвучит в конце. Самая же частая ошибка у начинающих писателей – это ненужные, лишние описания в рассказе. Нет, описания нужны, они окрашивают вещь, придавая ей многогранность, но не описания всего – это лучше оставить для повестей и романов, а описание именно тех вещей и событий, которые важны для финального аккорда.
Хотя, напоследок хочется сказать, что совсем не обязательно знать, что ты пишешь рассказ, новеллу, роман, повесть, очерк, миниатюру или что-то ещё. Важно знать и помнить, что именно ты хочешь донести этим и что именно хочешь показать людям – а уж способ этого донесения… да главное, чтобы он никому не вредил. Остальное уже совершенно не важно.