icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое протестантизм?

  • 2840
  • 4

Что такое протестантизм?

В
В истории человечества есть явления, которые, единожды возникнув, меняют облик мира до неузнаваемости. И потому чтобы понять некоторые явления современности, приходимся переноситься на несколько веков назад.

Перенесёмся же в XVI век, когда над Европой разразилась гроза под названием Реформация. Что послужило её причиной, почему зашатались основы Католической церкви, веками господствующей на Западе?

В определённой степени виновато в этом было само католическое духовенство. Если мы обратимся к фольклору и литературе Средних веков и эпохи Возрождения, мы увидим, что монах там – герой хоть и любимый, то далеко не положительный: он-то и пьяница, и развратник, и жадина – и даже развесёлый брат Жан из романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» при всей своей привлекательности далёк от идеалов святости…

Возможно, причина в том, что в средневековой Европе уход в монахи далеко не всегда определялся религиозным рвением. В монастырь уходили, чтобы заниматься наукой. Духовная карьера была единственный «социальным лифтом» для человека энергичного и способного, но незнатного. В монастыри часто пристраивали незаконнорожденных детей феодалы, да и для законных младших сыновей, которым не светило наследство, выбор был невелик: либо стать странствующим рыцарем (по сути дела, грабителем) – либо священником. Если в бедной крестьянской семье было больше детей, чем могли прокормить – «лишние рты» тоже могли отдать в монастырь… Таком образом, в духовном сословии оказывалось немало случайных людей. А когда человек занимается делом, к которому не имеет никакой склонности, когда обет безбрачия даёт тот, у кого нет врождённого призвания к девственности – ничего хорошего из этого не выйдет… конечно, такое положение дел не прибавляло пастве уважения к святым отцам.

Кроме того, Католическая церковь была феодалом – и очень крупным (так, в Англии ей принадлежала треть всех земель в королевстве) – и потому антифеодальная борьба зачастую приобретала антицерковный пафос.

Но были причины и более глубокие. Они заключались в самой философии Возрождения, провозгласившей человека «мерой всех вещей» – достаточно вспомнить трактат Пико дела Мирандолы, где Бог даже не ставит Человека в центр, а предлагает ему выбрать своё место во Вселенной… пока ещё Бог. Но первый шаг к тому, чтобы объявить Человека новым Богом уже был сделан. И такой человек уже не хочет, чтобы кто-то стоял между ним и Богом, чтобы его «связывала» какая-то общность… чтобы кто-то вообще напоминал ему, что он – не центр мира!

Историю протестантизма следует отсчитывать от 31 декабря 1517 г. В этот день монах Августинского ордена по имени Мартин Лютер (человек, которого по праву называют «отцом Реформации») вывесил на двери замковой центре в Виттенберге документ, известный как «95 тезисов». Основной темой этого документа был протест против продажи индульгенций, переходящий в отрицание главенствующей роли Папы Римского, утверждение приоритетной роли Священного писания перед Церковью, отрицание роли Церкви с её таинствами в деле Спасения.

Был ли М.Лютер первым, кто высказывал подобные идеи? Нет, не был. Так, ещё в XIV веке такие мысли высказывал английский философ Джон Уиклиф – его высказывания были услышаны и привели к появлению секты лоллардов. Но должно было пройти время, чтобы эти идеи упали на почву поистине благодатную – чтобы породить явление, коренным образом изменившее облик Западной цивилизации. Число последователей Лютера множилось в геометрической прогрессии. Реакция не заставила себя ждать: в 1520 г. Лютер был отлучён от католической церкви (вряд ли это его особо беспокоило – он же на её роли «поставил крест»!) а в 1521 г. император Священной Римской империи Карл V издал указ (т.н. Вормсский эдикт), которым объявил Лютера еретиком и преступником, а любое предоставление ему помощи и убежища расценивалось как преступление. Видимо, саксонского курфюрста Фридриха III эти угрозы не испугали – Лютер несколько лет скрывался, пользуясь его покровительством. Да и суровые меры против его последователей, прописанные в эдикте, так и не были реализованы (преследование протестантов началось позднее), а в 1526 г. действие его вообще было приостановлено… правда, его возобновили в 1529 г. – на 2м Шпейерском рейхстаге. И тогда представители 14 свободных городов Священной Римской империи подписали документ, известный как Шпейерский протест – вот отсюда и пошло название «протестантизм».

Иногда приходится слышать, что в Христианстве существует множество направлений. Это не так. В действительности, их всего четыре: Древневосточные церкви (объединяемые скорее по историко-географическому принципу), Православная и Католическая церкви, возникшие в результате раскола 1056 г., и протестантизм. Это всё! Все многочисленные секты, гордо именующие себя «церквями» – это всё разновидности протестантизма, восходящего к идеям Мартина Лютера (исключение составляет разве что Англиканская церковь, созданная «Защитником Семи таинств» Генрихом VIII по мотивам исключительно политическим) – и сейчас мы рассмотрим эти идейные основы подробнее.

1. Sola scriptura («только Писанием»): Библия – единственный авторитет, всё, что возникло позднее (почитание Девы Марии и других святых, таинства – кроме Крещения и Евхаристии, безбрачие духовенства, иконы и т.д.) не имеет права на существование (словом – никаких нововведений, никакого развития, Христианство должно застыть раз и навсегда, как некий «мёртвый памятник»). Библия должна быть доступна любому христианину на его родном языке – вот это было ценным завоеванием. Сейчас это кажется нам чем-то обычным – а в Средние века чтение Библии мирянином каралось очень сурово (да и не всякий мирянин мог её читать – не все же знали латынь). На родном языке ведутся и богослужения. Но главное – Библия не нуждается в интерпретации… точнее, интерпретировать её может кто угодно – и не надо для этого получать божественную благодать, полученную некогда апостолами, через таинство рукоположения. Вот потому-то в русле протестантизма возникали толкования Библии настолько причудливые, что диву даёшься – где они такое в Библии нашли? Достаточно вспомнить иеговистов с их отрицанием божественности Иисуса Христа (впрочем, их уже даже к протестантизму не причисляют, выделяя в отдельное направление антитринитариев). Ещё «интереснее» обосновывают адвентисты своё отрицание бессмертия души: такой вывод делается на основании тех мест в Библии, где смерть… сравнивается со сном (видимо, основатель их вероучения никогда не видел снов).

2. Sola fide («только верой»): вера – единственное условие спасения, добрые дела никакого значения не имеют. Удивительно, как это при таком пристальном внимании к тексту Священного Писания можно было не заметить слов из Соборного послания Апостола Иакова: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?».

3. Sola gratia («только благодатью»): благодать Божью невозможно заслужить – она определяется исключительно волей Бога. Иными словами, вера (о которой шла речь в предыдущем пункте) никоим образом не зависит от воли человека – свободной воли у людей вообще нет (Лютер сравнивал человеческую волю с «вьючным животным») – только Бог определяет, кто уверует и будет спасён, а кто – нет (право же, трудно доверяться Богу, который кого-то изначально предопределил к духовной гибели… но у протестантов вообще много странного). Отсюда вытекает кардинальное различие между Православием и Католицизмом с одной стороны и протестантизмом с другой. В древних ветвях христианства верующие трактуются как «спасаемые», в протестантизме – как «спасённые». По образному выражению одного священника, мы плывём в лодке по бурному морю, вот святые – те уже доплыли, а мы доплывём или нет – ещё неизвестно. С точки зрения протестантизма же любой уверовавший (разумеется, в «истинную веру», каковой мнит себя любая секта) – уже «доплыл», и если даже он согрешит – Бог всё равно так или иначе приведёт его к спасению (так, один американский проповедник, заглянувший как-то раз в моё родное училище, доказывал нам, что он – святой, поскольку уверовал).

4.Solus Christus («только Христос»): каждый христианин получает доступ к непосредственному общению к Богу – и никто ему для этого не нужен. Т.о. различие между священником и мирянином упраздняется (священник сохраняется лишь как проповедник). Упраздняется и подвиг покаяния (таинство исповеди), через который в обязательном порядке проходят православные и католики (впрочем, как уже говорилось выше, для спасения подвигов и не нужно: уверовал – и будь спокоен).

5. Soli Deo gloria («только Богу слава»): почитания достоин только Христос, святые почитания не достойны. Даже удивительно, как религия, порождённая философией Возрождения с её благоговением перед Человеком, могла дойти до такого принижения Человека…

Следует упомянуть и о некоторых чертах, не имеющих характера доктрин, но определяющих облик протестантизма. Прежде всего, это пристальное внимание к Ветхому Завету. В Ветхом Завете, как мы помним, большое значение придаётся идее «избранного народа», упразднённой Новым Заветом. Ещё одна идея, взятая протестантами из Ветхого Завета – понимание успешности в земных делах как признак «благодати Божьей» («кто богат, тот и свят»). В совокупности эти две идеи определили облик государства, основанного на протестантизме – самой агрессивной цивилизации современного мира. Идея собственно избранности читается там на всех уровнях: от простых граждан, которые, приехав в чужую страну, возмущаются – почему вывески не на английском языке! – до правительства, полагающего себя в праве менять положение дел в других странах по своему усмотрению (или уничтожать народы, которые им не нравятся – например, сербов) – они же избранный народ, им всё позволено!

В Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их». Каковы же плоды протестантизма?

В Европе время Реформации было отмечено эпидемиями бесоодержимости. Может, и можно было бы счесть это простым совпадениям, если бы в некоторых течениях протестантизма (конвульсионеры в XVII в., пятидесятники и др.) проявления, напоминающие бесоодержимость, не трактовались как проявление «благодати».

Ну, а что мы наблюдаем в современном мире?

Протестантская Голландия узаконила наркотики, эвтаназию и однополые браки. В протестантской Швеции предали суду священника, который зачитал на проповеди фрагмент из Библии, где осуждается мужеложство (подумать только – священника судили за публичное чтение Библии!). В протестантской Англии запрещено называть Рождество Рождеством – и раздаются голоса в пользу запрещения слов «мать» и «отец»… Что это, если не бесоодержимость?

Таковы факты. Выводы каждый может сделать сам – стоит ли беседовать на улице с мило улыбающимися гражданами, толкующими о Боге? Или всё-таки лучше пойти в старый-добрый православный храм?

deb
Игорь Переверзев

литературе Средних веков и эпохи Возрождения, мы увидим, что монах там – герой хоть и любимый, то далеко не положительный: он-то и пьяница, и развратник, и жадина. Чуть позже, Зощенко, примерно в таких же тонах описывает православных священников уже у нас в стране. Статья очень круто написана! +++

spe
Надежда Заколюкина

КАКОЙ ТРУД!!! Очень информативно, подробно и интересно...Всегда хотелось понять, в чём разница между католиками, православными и протестантами. Спасибо, Елена, просветили! Отличная работа! +++

top
Елена Асвойнова-Травина

Разница между католиками и православными менее разительна - но тоже имеет место быть... пожалуй, надо будет развить и эту тему.

pro
Леонид Девятых

Не работа - трактат. И очень хороший! Какая все же молодец вы, Лен!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+