icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое протестантизм?

  • 2317
  • 4

„то такое протестантизм?

¬
¬ истории человечества есть €влени€, которые, единожды возникнув, мен€ют облик мира до неузнаваемости. » потому чтобы пон€ть некоторые €влени€ современности, приходимс€ переноситьс€ на несколько веков назад.

ѕеренесЄмс€ же в XVI век, когда над ≈вропой разразилась гроза под названием –еформаци€. „то послужило еЄ причиной, почему зашатались основы  атолической церкви, веками господствующей на «ападе?

¬ определЄнной степени виновато в этом было само католическое духовенство. ≈сли мы обратимс€ к фольклору и литературе —редних веков и эпохи ¬озрождени€, мы увидим, что монах там Ц герой хоть и любимый, то далеко не положительный: он-то и пь€ница, и развратник, и жадина Ц и даже развесЄлый брат ∆ан из романа ‘.–абле Ђ√аргантюа и ѕантагрюэльї при всей своей привлекательности далЄк от идеалов св€тостиЕ

¬озможно, причина в том, что в средневековой ≈вропе уход в монахи далеко не всегда определ€лс€ религиозным рвением. ¬ монастырь уходили, чтобы заниматьс€ наукой. ƒуховна€ карьера была единственный Ђсоциальным лифтомї дл€ человека энергичного и способного, но незнатного. ¬ монастыри часто пристраивали незаконнорожденных детей феодалы, да и дл€ законных младших сыновей, которым не светило наследство, выбор был невелик: либо стать странствующим рыцарем (по сути дела, грабителем) Ц либо св€щенником. ≈сли в бедной кресть€нской семье было больше детей, чем могли прокормить Ц Ђлишние ртыї тоже могли отдать в монастырьЕ “аком образом, в духовном сословии оказывалось немало случайных людей. ј когда человек занимаетс€ делом, к которому не имеет никакой склонности, когда обет безбрачи€ даЄт тот, у кого нет врождЄнного призвани€ к девственности Ц ничего хорошего из этого не выйдетЕ конечно, такое положение дел не прибавл€ло пастве уважени€ к св€тым отцам.

 роме того,  атолическа€ церковь была феодалом Ц и очень крупным (так, в јнглии ей принадлежала треть всех земель в королевстве) Ц и потому антифеодальна€ борьба зачастую приобретала антицерковный пафос.

Ќо были причины и более глубокие. ќни заключались в самой философии ¬озрождени€, провозгласившей человека Ђмерой всех вещейї Ц достаточно вспомнить трактат ѕико дела ћирандолы, где Ѕог даже не ставит „еловека в центр, а предлагает ему выбрать своЄ место во ¬селеннойЕ пока ещЄ Ѕог. Ќо первый шаг к тому, чтобы объ€вить „еловека новым Ѕогом уже был сделан. » такой человек уже не хочет, чтобы кто-то сто€л между ним и Ѕогом, чтобы его Ђсв€зывалаї кака€-то общностьЕ чтобы кто-то вообще напоминал ему, что он Ц не центр мира!

»сторию протестантизма следует отсчитывать от 31 декабр€ 1517 г. ¬ этот день монах јвгустинского ордена по имени ћартин Ћютер (человек, которого по праву называют Ђотцом –еформацииї) вывесил на двери замковой центре в ¬иттенберге документ, известный как Ђ95 тезисовї. ќсновной темой этого документа был протест против продажи индульгенций, переход€щий в отрицание главенствующей роли ѕапы –имского, утверждение приоритетной роли —в€щенного писани€ перед ÷ерковью, отрицание роли ÷еркви с еЄ таинствами в деле —пасени€.

Ѕыл ли ћ.Ћютер первым, кто высказывал подобные идеи? Ќет, не был. “ак, ещЄ в XIV веке такие мысли высказывал английский философ ƒжон ”иклиф Ц его высказывани€ были услышаны и привели к по€влению секты лоллардов. Ќо должно было пройти врем€, чтобы эти идеи упали на почву поистине благодатную Ц чтобы породить €вление, коренным образом изменившее облик «ападной цивилизации. „исло последователей Ћютера множилось в геометрической прогрессии. –еакци€ не заставила себ€ ждать: в 1520 г. Ћютер был отлучЄн от католической церкви (вр€д ли это его особо беспокоило Ц он же на еЄ роли Ђпоставил крестї!) а в 1521 г. император —в€щенной –имской империи  арл V издал указ (т.н. ¬ормсский эдикт), которым объ€вил Ћютера еретиком и преступником, а любое предоставление ему помощи и убежища расценивалось как преступление. ¬идимо, саксонского курфюрста ‘ридриха III эти угрозы не испугали Ц Ћютер несколько лет скрывалс€, пользу€сь его покровительством. ƒа и суровые меры против его последователей, прописанные в эдикте, так и не были реализованы (преследование протестантов началось позднее), а в 1526 г. действие его вообще было приостановленоЕ правда, его возобновили в 1529 г. Ц на 2м Ўпейерском рейхстаге. » тогда представители 14 свободных городов —в€щенной –имской империи подписали документ, известный как Ўпейерский протест Ц вот отсюда и пошло название Ђпротестантизмї.

»ногда приходитс€ слышать, что в ’ристианстве существует множество направлений. Ёто не так. ¬ действительности, их всего четыре: ƒревневосточные церкви (объедин€емые скорее по историко-географическому принципу), ѕравославна€ и  атолическа€ церкви, возникшие в результате раскола 1056 г., и протестантизм. Ёто всЄ! ¬се многочисленные секты, гордо именующие себ€ Ђцеркв€миї Ц это всЄ разновидности протестантизма, восход€щего к иде€м ћартина Ћютера (исключение составл€ет разве что јнгликанска€ церковь, созданна€ Ђ«ащитником —еми таинствї √енрихом VIII по мотивам исключительно политическим) Ц и сейчас мы рассмотрим эти идейные основы подробнее.

1. Sola scriptura (Ђтолько ѕисаниемї): Ѕибли€ Ц единственный авторитет, всЄ, что возникло позднее (почитание ƒевы ћарии и других св€тых, таинства Ц кроме  рещени€ и ≈вхаристии, безбрачие духовенства, иконы и т.д.) не имеет права на существование (словом Ц никаких нововведений, никакого развити€, ’ристианство должно застыть раз и навсегда, как некий ЂмЄртвый пам€тникї). Ѕибли€ должна быть доступна любому христианину на его родном €зыке Ц вот это было ценным завоеванием. —ейчас это кажетс€ нам чем-то обычным Ц а в —редние века чтение Ѕиблии мир€нином каралось очень сурово (да и не вс€кий мир€нин мог еЄ читать Ц не все же знали латынь). Ќа родном €зыке ведутс€ и богослужени€. Ќо главное Ц Ѕибли€ не нуждаетс€ в интерпретацииЕ точнее, интерпретировать еЄ может кто угодно Ц и не надо дл€ этого получать божественную благодать, полученную некогда апостолами, через таинство рукоположени€. ¬от потому-то в русле протестантизма возникали толковани€ Ѕиблии настолько причудливые, что диву даЄшьс€ Ц где они такое в Ѕиблии нашли? ƒостаточно вспомнить иеговистов с их отрицанием божественности »исуса ’риста (впрочем, их уже даже к протестантизму не причисл€ют, выдел€€ в отдельное направление антитринитариев). ≈щЄ Ђинтереснееї обосновывают адвентисты своЄ отрицание бессмерти€ души: такой вывод делаетс€ на основании тех мест в Ѕиблии, где смертьЕ сравниваетс€ со сном (видимо, основатель их вероучени€ никогда не видел снов).

2. Sola fide (Ђтолько веройї): вера Ц единственное условие спасени€, добрые дела никакого значени€ не имеют. ”дивительно, как это при таком пристальном внимании к тексту —в€щенного ѕисани€ можно было не заметить слов из —оборного послани€ јпостола »акова: ЂЌо хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?ї.

3. Sola gratia (Ђтолько благодатьюї): благодать Ѕожью невозможно заслужить Ц она определ€етс€ исключительно волей Ѕога. »ными словами, вера (о которой шла речь в предыдущем пункте) никоим образом не зависит от воли человека Ц свободной воли у людей вообще нет (Ћютер сравнивал человеческую волю с Ђвьючным животнымї) Ц только Ѕог определ€ет, кто уверует и будет спасЄн, а кто Ц нет (право же, трудно довер€тьс€ Ѕогу, который кого-то изначально предопределил к духовной гибелиЕ но у протестантов вообще много странного). ќтсюда вытекает кардинальное различие между ѕравославием и  атолицизмом с одной стороны и протестантизмом с другой. ¬ древних ветв€х христианства верующие трактуютс€ как Ђспасаемыеї, в протестантизме Ц как ЂспасЄнныеї. ѕо образному выражению одного св€щенника, мы плывЄм в лодке по бурному морю, вот св€тые Ц те уже доплыли, а мы доплывЄм или нет Ц ещЄ неизвестно. — точки зрени€ протестантизма же любой уверовавший (разумеетс€, в Ђистинную веруї, каковой мнит себ€ люба€ секта) Ц уже Ђдоплылї, и если даже он согрешит Ц Ѕог всЄ равно так или иначе приведЄт его к спасению (так, один американский проповедник, загл€нувший как-то раз в моЄ родное училище, доказывал нам, что он Ц св€той, поскольку уверовал).

4.Solus Christus (Ђтолько ’ристосї): каждый христианин получает доступ к непосредственному общению к Ѕогу Ц и никто ему дл€ этого не нужен. “.о. различие между св€щенником и мир€нином упраздн€етс€ (св€щенник сохран€етс€ лишь как проповедник). ”праздн€етс€ и подвиг пока€ни€ (таинство исповеди), через который в об€зательном пор€дке проход€т православные и католики (впрочем, как уже говорилось выше, дл€ спасени€ подвигов и не нужно: уверовал Ц и будь спокоен).

5. Soli Deo gloria (Ђтолько Ѕогу славаї): почитани€ достоин только ’ристос, св€тые почитани€ не достойны. ƒаже удивительно, как религи€, порождЄнна€ философией ¬озрождени€ с еЄ благоговением перед „еловеком, могла дойти до такого принижени€ „еловекаЕ

—ледует упом€нуть и о некоторых чертах, не имеющих характера доктрин, но определ€ющих облик протестантизма. ѕрежде всего, это пристальное внимание к ¬етхому «авету. ¬ ¬етхом «авете, как мы помним, большое значение придаЄтс€ идее Ђизбранного народаї, упразднЄнной Ќовым «аветом. ≈щЄ одна иде€, вз€та€ протестантами из ¬етхого «авета Ц понимание успешности в земных делах как признак Ђблагодати Ѕожьейї (Ђкто богат, тот и св€тї). ¬ совокупности эти две идеи определили облик государства, основанного на протестантизме Ц самой агрессивной цивилизации современного мира. »де€ собственно избранности читаетс€ там на всех уровн€х: от простых граждан, которые, приехав в чужую страну, возмущаютс€ Ц почему вывески не на английском €зыке! Ц до правительства, полагающего себ€ в праве мен€ть положение дел в других странах по своему усмотрению (или уничтожать народы, которые им не нрав€тс€ Ц например, сербов) Ц они же избранный народ, им всЄ позволено!

¬ ≈вангелии сказано: Ђѕо плодам их узнаете ихї.  аковы же плоды протестантизма?

¬ ≈вропе врем€ –еформации было отмечено эпидеми€ми бесоодержимости. ћожет, и можно было бы счесть это простым совпадени€м, если бы в некоторых течени€х протестантизма (конвульсионеры в XVII в., п€тидес€тники и др.) про€влени€, напоминающие бесоодержимость, не трактовались как про€вление Ђблагодатиї.

Ќу, а что мы наблюдаем в современном мире?

ѕротестантска€ √олланди€ узаконила наркотики, эвтаназию и однополые браки. ¬ протестантской Ўвеции предали суду св€щенника, который зачитал на проповеди фрагмент из Ѕиблии, где осуждаетс€ мужеложство (подумать только Ц св€щенника судили за публичное чтение Ѕиблии!). ¬ протестантской јнглии запрещено называть –ождество –ождеством Ц и раздаютс€ голоса в пользу запрещени€ слов Ђматьї и ЂотецїЕ „то это, если не бесоодержимость?

“аковы факты. ¬ыводы каждый может сделать сам Ц стоит ли беседовать на улице с мило улыбающимис€ гражданами, толкующими о Ѕоге? »ли всЄ-таки лучше пойти в старый-добрый православный храм?


deb
»горь ѕереверзев

литературе —редних веков и эпохи ¬озрождени€, мы увидим, что монах там Ц герой хоть и любимый, то далеко не положительный: он-то и пь€ница, и развратник, и жадина. „уть позже, «ощенко, примерно в таких же тонах описывает православных св€щенников уже у нас в стране. —тать€ очень круто написана! +++

spe
Ќадежда «аколюкина

 ј ќ… “–”ƒ!!! ќчень информативно, подробно и интересно...¬сегда хотелось пон€ть, в чЄм разница между католиками, православными и протестантами. —пасибо, ≈лена, просветили! ќтлична€ работа! +++

top
≈лена јсвойнова-“равина

–азница между католиками и православными менее разительна - но тоже имеет место быть... пожалуй, надо будет развить и эту тему.

pro
Ћеонид ƒев€тых

Ќе работа - трактат. » очень хороший!  ака€ все же молодец вы, Ћен!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+