icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Дом и семья

Что такое прелюбодеяние?

  • 3318
  • 2

Что такое прелюбодеяние?

В
Вряд ли найдётся человек, который бы не слышал о десяти заповедях, дарованных Богом Моисею и подтверждённых Спасителем. И вроде бы всё в этих заповедях понятно: вряд ли надо объяснять кому-то, почему нельзя убивать, красть, более или менее ясно, почему не следует лжесвидетельствовать и завидовать («возжелать дома ближнего своего…»). А вот с седьмой заповедью у современного человека иной раз возникают проблемы.

«Не прелюбодействуй» – так звучит эта заповедь. Под прелюбодеянием понимается грех супружеской измены, причём ответственность за него несут обе стороны: не только женатый мужчина, имеющий любовницу, повинен в прелюбодеянии, но и его любовница, даже если она не замужем (т.е. формально никакой измены не совершает), точно так же виноват холостой мужчина, встречающийся с замужней женщиной. И если уж совсем строго – то нарушением этой заповеди считается и брак с разведённым человеком (опять же – для обоих). Более того, по словам Спасителя, смотреть на женщину с вожделением – уже прелюбодеяние.

Тревожные симптомы, характерные для нашего времени, состоят не в супружеских изменах как таковых – они, к сожалению, были всегда – а в изменении отношения к ним. Сколько в дамских журналах и в Интернете «добрых» советов примерно такого рода: не устраивайте трагедию из измены мужа, ну и что такого, что он время от времени «ходит налево» – он же самец, это его природа – ведь живёт-то он с вами! И страшнее всего, что некоторые женщины такие советы воспринимают как руководство к действию…

Впрочем, и противоположная сторона ничуть не лучше… вспоминается одна газетная заметка, опубликованная в рубрике смешных историй от читателей – но в данном случае впору было плакать. Человек, рассказавший эту историю, будучи в командировке, встретил старую знакомую, встреча завершилась в постели – и вдруг амурные забавы были прерваны телефонным звонком. Звонил… жених женщины (оказывается, она готовилась к свадьбе – т.е. была почти что замужем). Бросив «любимому» несколько успокоительных фраз, даме повесила трубку и вздохнула: «Как же он извёл меня своей беспочвенной ревностью!» Иными словами, эта дама искренне считала, что причин беспокоиться нет – т.е. подобный поступок не был изменой в её глазах: она же не бросила жениха, не отменила свадьбу, не прекратила отношений с ним, а то, что она из своего тела устроила проходной двор – так это не должно его оскорблять…

Вспоминается героиня фильма «День выборов», недоумевающая, почему её бросил муж, не выдержав постоянных измен: «Я же духовно ему не изменяла!» Эта женщина как бы «разобрала на части» саму себя – душа отдельно, тело отдельно, душа принадлежит мужу, тело – кому угодно. Между тем, человек изначально создавался как единое духовно-телесное существо, и нарушение этого единства рассматривается как нечто противоестественное. В этом смысле прелюбодеяние сопоставимо со смертью, которая тоже разделяет душу и тело. Не случайно состояние, противоположное прелюбодеянию, называется «целомудрием» – и речь идёт, вопреки распространённому заблуждению, вовсе не о сохранении целостности девственной плевы (целомудрие может быть присуще и замужней женщине, и мужчине – в том числе женатому) – это сохранение целостности собственного существа: «Кому душа, тому и тело», – выражаясь словами героини рыцарского романа «Клижес». К слову, эта героиня, насильственно выданная замуж, избегает интимной близости с мужем, поскольку любит другого – не любя мужа, она хотя бы уважает его. Прелюбодействующий же человек, не уважает ни жену/мужа, ни любовницу/любовника, ни даже себя – разбирая себя «на части» как неодушевлённый предмет, и видя такие же «машины», которые можно разобрать, в людях, которых использует…

Впрочем, мы не знаем, каких убеждений придерживалась эта женщина – но о тревожных симптомах сообщают священники. Сегодня каждый батюшка знает: исповедующегося (особенно мужчину) обязательно надо спрашивать – не было ли супружеской неверности, сами многие не догадываются об этом сказать, т.е. даже среди христиан не все воспринимают прелюбодеяние как грех (если человек действительно чувствует себя в чём-то виноватым – можно не сомневаться, он на исповеди об этом не забудет!).

Между тем, по своим последствиям для пострадавшей стороны этот грех едва ли не самый тяжёлый. Вот украли у вас кошелёк – да, неприятно, да, будет нелегко, если это случилось в день зарплаты, но всё-таки вы это переживёте – где-то сэкономите, где-то близкие помогут – но выберетесь за месяц-другой, не больше. Вот вас оклеветали – да, тяжело, но, в конце концов, есть люди, которые клевете не поверят, благодаря их поддержке вы это переживёте. Убийство… да, страшно – но по крайней мере с последствиями убийства не приходится жить. Прелюбодеяние же – это предательство человека, ближе которого нет, это поистине «крушение мира» перед глазами, после которого жить нельзя, но жить приходится – точнее, мучительно доживать одиноким, оплёванным и опозоренным, не верящим никому. Мы прекрасно понимаем, что сломать человеку руку или ногу – это нельзя, это плохо, а вот то, что сломать жизнь тоже отвратительно – почему-то задумываемся не всегда.

С прелюбодеянием близко соприкасается другой грех – блуд, так называется любая физическая близость за пределами брака – если даже ни один из «партнёров» в браке не состоит… даже если они планируют пожениться… даже если день свадьбы уже назначен! Почему так строго? Как говорится в одной архангельской сказке – «Без свадьбы только мухи женятся». Таинства и обряды, к которым принадлежит и свадьба – это выражение жизни человеческой души, духа, следовательно, пренебрегая ими, мы пренебрегаем душой, опять же отделяем её от тела, позволяя телу жить своей отдельной жизнью… а человеческое тело вне духовного начала – это животное!

О грехе блуда не говорится в заповедях, но высказываний на эту тему в Священном писании предостаточно: «знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога», – говорится в одном из посланий апостола Павла. Примечательно, что блудники здесь сопоставляются с идолослужителями – в современном мире соитие действительно превратилось в идол, которому приносятся жертвы: девочка допускает до своего тела какого-нибудь пренеприятнейшего субъекта – ведь все подруги «уже», а она «ещё не…» (конечно, никакого удовольствия она не получит – но при жертвоприношении идолу удовольствие и не обязательно); вот мужчина «хождением налево» треплет нервы беременной жене, по сути дела, принося в жертву идолу-сексу здоровье будущего ребёнка… К слову, блуд очень легко может переходить в прелюбодеяние: вот женщина встречается с мужчиной (так сказать, со всеми вытекающими) – и ей в голову не приходит поинтересоваться: а почему он не высказывает намерения на ней жениться? Может, он скрывает, что уже женат? Может, этот «невинный секс раз в неделю» ломает жизнь другой женщине?

Не забудем и о том, что и прелюбодеяние, и блуд очень часто заканчиваются самым страшным из грехов – убийством нерождённого ребёнка, а то и самоубийством.

Следует внести ясность ещё по одному вопросу: Церковь не считает блудом жизнь в гражданском браке – именно в гражданском браке, а не во внебрачном сожительстве, которое сейчас почему-то называют так. Т.е. жить в невенчанном, но зарегистрированном в государственных органах браке – это не грех.

Многие также задаются вопросом: почему в наше время венчать в Церкви не станут без свидетельства о браке? Это связано с тем, что у Церкви нет такой системы «защиты от негодяев», как у государства. Как и государство, Церковь запрещает вступать в брак людям, уже состоящим в браке с кем-то другим – а как она это проверит своими средствами? Участвовать же в чьём-то прелюбодеянии Церковь не обязана! К тому же, церковный брак мог бы стать очень удобной «лазейкой» для мужчин, желающих пользоваться женщинами, не имея при этом обязанностей. Ты хочешь брака – так вот тебе брак с благословеньем Божьим, это же гораздо лучше, чем какой-то там штамп в паспорте – зачем он нам! Между тем, правовых последствий церковное венчание не порождает – и бросить такую женщину так же легко, как без всякого брака… бросить – и бежать «обрабатывать» следующую доверчивую даму, с которой так же легко можно будет обвенчаться в другом храме… Естественно, Церковь не может допустить, чтобы её использовали в таких грязных делах, потому и требует от желающих соединиться в таинстве брака подтверждения серьёзности своих намерений.

mas
Марк Блау

У Салтыкова-Щедрина в сказке «Добродетели и Пороки» есть такая добродетель "неприлюбысотворение". Смешное слово!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+