icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое похороны?

  • 1573
  • 1

„то такое похороны?

 
 огда вникаешь в историю зарождени€ человечества, всегда возникает вопрос: а когда же всЄ-таки мы можем с уверенностью сказать, что перед нами не обезь€на, а человек, и не просто человек Ц а разумный человеческий вид? Ќа этот счЄт у учЄных есть разные критерии: изготовление орудий труда, объЄм и структура мозга и др., но есть один признак, который уже со всей определЄнностью говорит и о сознании, и о разумности, и даже о по€влении пон€ти€ души. Ётим признаком обладали только два человеческих вида Ц мы и неандертальцы, наши Ђстаршие современникиї, практически ничем не уступавшие нам (но почему-то проигравшие Ђэволюционную гонкуї). Ётот признак Ц похоронный обр€д.

ѕочему по€вились похороны? ѕочему люди перестали бросать умерших там, где они умерли (разве что вынес€ за пределы сто€нки, чтобы тление не причинило вреда живым) и окружили смерть обр€дами? ѕрежде всего, это означало, что человек уже не перестаЄт существовать дл€ своих сородичей, когда умирает: умерший по-прежнему воспринимаетс€ как член рода, который имеет право на заботу сородичей.  роме того, это предполагает представление о некой части человеческого существа, котора€ продолжает жить, когда умирает тело Ц о том, что мы называем душой. »ными словами, там, где есть похороны Ц есть религиозно-мистические представлени€.

 акими были Ђвзаимоотношени€ї древних людей с умершими? — одной стороны, их уважали, на их помощь наде€лись Ц так же, как уважали родителей и вообще стариков при их жизни Ц за их мудрость, жизненный опыт Ц почтение к живым старшим преломилось в почитании умерших предков, которые становились покровител€ми рода. — другой стороны, смерть была окружена страхом: она открывала дверь в потусторонний мир, вдруг и живых Ђзат€нетїЕ Ќа пересечении двух таких взгл€дов и возникает похоронный обр€д.

„тобы мЄртвые были р€дом с оставшимис€ в живых сородичами, место дл€ захоронени€ (каким бы оно ни было) выбиралось поблизости от поселени€ (примечательно, что новое место считалось в полной мере обжитым тогда, когда по€вл€лись первые могилы). — другой стороны, мЄртвые не должны были тревожить живых, дл€ этого им отрезалась вс€ка€ возможность вернутьс€ домой: при выносе тела из жилища его ориентировали "из дома" (ногами вперЄд), нередко выносили не через дверь, а каким-то нетрадиционным способом - через окно или через пролом в стене, который тут же заделывали, или разбирали дл€ этого крышу, а по пути к месту захоронени€ позади процессии разбрасывали ветки св€щенного растени€ (у наших предков-слав€н это была ель).

”мершему надо было обеспечить рождение к новой жизни Ц поэтому во многих древних захоронени€х люди лежат в позе эмбриона. √лавное же условие такого рождени€ Ц возвращение в изначальную стихию. “акой стихией мог быть огонь, вода, земл€ и дажеЕ воздух (обычай воздушного захоронени€ путЄм подвешивани€ тела на дерево существовал, например, у €кутов) Ц в зависимости от представлений конкретного народа, а в более поздние эпохи Ц и от конкретной религии (так, сегодн€ православна€ церковь не признаЄт кремации во многом потому, что человеческое тело Ц согласно Ѕиблии Ц сотворено из праха земного, следовательно, в него и должно возвращатьс€ после смерти).

Ќеобходимо было позаботитьс€ и о том, чтобы ничто не помешало умершему добратьс€ до загробного мира Ц и тут тоже способы могли быть разными. ѕомните Ђпеснь о √айаватеї:

Ђƒух четыре грустных ночи

» четыре дн€ проводит

Ќа пути в страну ѕонима,

ѕотому-то и должны вы

Ќад могилами усопших

∆ечь костры неугасимо,

ќсвещать весЄлым светом

»х печальные ночлегиЕї

— той же целью у слав€н пекли (и многие пекут по сей день) дл€ поминок особое печенье в форме лесенок Ц чтобы помочь душе Ђзабратьс€ на небої. ѕоскольку во многих мифологи€х загробный мир представл€лс€ отделЄнным от мира живых рекой (јхеронт у греков, —тикс у римл€н, речка —мородина у слав€н), нередко хоронили в лодке (в позднейшие времена лодка Ђпереродиласьї в известный нам гроб). Ќо прежде всего, ничто не должно было мешать душе выйти из тела! ѕо представлени€м древнего человека, душу в теле удерживают обереги Ц по€с, кольца, браслеты, следовательно, ничего этого на мЄртвом во врем€ похорон быть не должно, или хот€ бы по€с следует не застЄгивать, а кольца и браслеты Ц сломать, разомкнуть (такой обычай сохран€етс€ и в наше врем€).

Ќаконец, следовало снабдить умершего всем, что потребуетс€ ему в загробной жизни, котора€, по представлени€м древнего человека, мало чем отличалась от земной: воин там по-прежнему будет нести службу в дружине воинского бога, а раб Ц служить своему господинуЕ поэтому рабов нередко хоронили вместе с господином, а если господин умер неженатым, то его обеспечивали т.н. Ђсмертной женойї Ц девушкой, котора€ должна была стать его супругой в загробном мире. —ледует заметить, что далеко не всегда люди, предназначенные дл€ таких погребальных жертвоприношений, заливались горькими слезами и пытались бежать (как нередко изображаетс€ в исторических романах) Ц гораздо ближе к истине ситуаци€, представленна€ в романе ћ.—емЄновой ЂЋебедина€ дорогаї: престарела€ рабын€, всю жизнь верно служивша€ своей госпоже, следует за ней в курган несмотр€ на сопротивление сыновей покойнойЕ

» конечно, умершего следовали снабдить вещами, материальными ценност€ми, которые тоже должны были Ђумеретьї, чтобы покойный мог вз€ть их с собой (нередко мечи в захоронени€х оказываютс€ сломанными, а посуда Ц разбитой). » тут уж всЄ определ€лось общественным и материальным положением: если покойный был знатен и богат, тем более Ц если он был вождЄм, следовало и на том свете Ђне ударить в гр€зь лицомї. —овременному человеку трудно пон€ть такое Ђрасточительствої, когда Ђпросто такї жертвуют хорошими вещами, скотом и даже людьми Ц но не следует забывать, что дл€ древнего человека загробна€ жизнь была не менее реальна, чем земна€, и он хотел забрать туда не просто хорошие вещи Ц а иной раз специально изготовленные дл€ этого. “ак, в скифских курганах археологи наход€т роскошные вазы Ц причЄм не самими скифами изготовленные, а заказанные у греков Ц на которых нет никаких следов использовани€. Ёто говорит о том, что вазы изначально изготавливали дл€ того, чтобы вз€ть их с собой в курган Ц скифские вожди ещЄ при жизни начинали заботитьс€ о будущих похоронах. ƒа что скифы Ц египетские фараоны, едва взойд€ на престол, уже начинали заботитьс€ о сооружении гробницы!

≈щЄ один предмет, которым умершего снабжали ещЄ у неандертальцев, этоЕ цветы. Ѕолее того, есть серьЄзные основани€ полагать, что обычай выражать свои чувства посредством букета цветов об€зан своим происхождением именно обычаю Ђподношени€ї цветов умершим. ”чЄные установили путЄм анализа пыльцы, найденной в захоронени€х каменного века, что изначально это были не просто цветы, а лекарственные растени€, которые и сегодн€ примен€ютс€ в народной медицине. ƒл€ чего это было нужно? ¬озможны два варианта: может быть, лекарственными растени€ми умершего снабжали так же, как едой и вещами (тоже ведь вещь необходима€!); может быть, смерть изначально представл€лась Ђболезньюї, которую таким образом пытались Ђвылечитьї. Ќо каким бы ни было происхождение этого обыча€ Ц он дожил до наших днейЕ и, как мы убедились, многие черты современного похоронного обр€да пришли к нам из глубокой древности. »наче и быть не может, ведь похороны Ц как мы уже говорили Ц изначально обеспечивали единство рода, преемственность поколений, нерушимость существующих обычаев и норм. » потому во все века особенно отвратительным поступком считалось осквернение могил: ведь тот, кто так поступал, не только обижал тех, кто уже не может себ€ защитить Ц он ставил под сомнение основы человеческого общества!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+