icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое похороны?

  • 1892
  • 1

Что такое похороны?

К
Когда вникаешь в историю зарождения человечества, всегда возникает вопрос: а когда же всё-таки мы можем с уверенностью сказать, что перед нами не обезьяна, а человек, и не просто человек – а разумный человеческий вид? На этот счёт у учёных есть разные критерии: изготовление орудий труда, объём и структура мозга и др., но есть один признак, который уже со всей определённостью говорит и о сознании, и о разумности, и даже о появлении понятия души. Этим признаком обладали только два человеческих вида – мы и неандертальцы, наши «старшие современники», практически ничем не уступавшие нам (но почему-то проигравшие «эволюционную гонку»). Этот признак – похоронный обряд.

Почему появились похороны? Почему люди перестали бросать умерших там, где они умерли (разве что вынеся за пределы стоянки, чтобы тление не причинило вреда живым) и окружили смерть обрядами? Прежде всего, это означало, что человек уже не перестаёт существовать для своих сородичей, когда умирает: умерший по-прежнему воспринимается как член рода, который имеет право на заботу сородичей. Кроме того, это предполагает представление о некой части человеческого существа, которая продолжает жить, когда умирает тело – о том, что мы называем душой. Иными словами, там, где есть похороны – есть религиозно-мистические представления.

Какими были «взаимоотношения» древних людей с умершими? С одной стороны, их уважали, на их помощь надеялись – так же, как уважали родителей и вообще стариков при их жизни – за их мудрость, жизненный опыт – почтение к живым старшим преломилось в почитании умерших предков, которые становились покровителями рода. С другой стороны, смерть была окружена страхом: она открывала дверь в потусторонний мир, вдруг и живых «затянет»… На пересечении двух таких взглядов и возникает похоронный обряд.

Чтобы мёртвые были рядом с оставшимися в живых сородичами, место для захоронения (каким бы оно ни было) выбиралось поблизости от поселения (примечательно, что новое место считалось в полной мере обжитым тогда, когда появлялись первые могилы). С другой стороны, мёртвые не должны были тревожить живых, для этого им отрезалась всякая возможность вернуться домой: при выносе тела из жилища его ориентировали "из дома" (ногами вперёд), нередко выносили не через дверь, а каким-то нетрадиционным способом - через окно или через пролом в стене, который тут же заделывали, или разбирали для этого крышу, а по пути к месту захоронения позади процессии разбрасывали ветки священного растения (у наших предков-славян это была ель).

Умершему надо было обеспечить рождение к новой жизни – поэтому во многих древних захоронениях люди лежат в позе эмбриона. Главное же условие такого рождения – возвращение в изначальную стихию. Такой стихией мог быть огонь, вода, земля и даже… воздух (обычай воздушного захоронения путём подвешивания тела на дерево существовал, например, у якутов) – в зависимости от представлений конкретного народа, а в более поздние эпохи – и от конкретной религии (так, сегодня православная церковь не признаёт кремации во многом потому, что человеческое тело – согласно Библии – сотворено из праха земного, следовательно, в него и должно возвращаться после смерти).

Необходимо было позаботиться и о том, чтобы ничто не помешало умершему добраться до загробного мира – и тут тоже способы могли быть разными. Помните «песнь о Гайавате»:

«Дух четыре грустных ночи

И четыре дня проводит

На пути в страну Понима,

Потому-то и должны вы

Над могилами усопших

Жечь костры неугасимо,

Освещать весёлым светом

Их печальные ночлеги…»

С той же целью у славян пекли (и многие пекут по сей день) для поминок особое печенье в форме лесенок – чтобы помочь душе «забраться на небо». Поскольку во многих мифологиях загробный мир представлялся отделённым от мира живых рекой (Ахеронт у греков, Стикс у римлян, речка Смородина у славян), нередко хоронили в лодке (в позднейшие времена лодка «переродилась» в известный нам гроб). Но прежде всего, ничто не должно было мешать душе выйти из тела! По представлениям древнего человека, душу в теле удерживают обереги – пояс, кольца, браслеты, следовательно, ничего этого на мёртвом во время похорон быть не должно, или хотя бы пояс следует не застёгивать, а кольца и браслеты – сломать, разомкнуть (такой обычай сохраняется и в наше время).

Наконец, следовало снабдить умершего всем, что потребуется ему в загробной жизни, которая, по представлениям древнего человека, мало чем отличалась от земной: воин там по-прежнему будет нести службу в дружине воинского бога, а раб – служить своему господину… поэтому рабов нередко хоронили вместе с господином, а если господин умер неженатым, то его обеспечивали т.н. «смертной женой» – девушкой, которая должна была стать его супругой в загробном мире. Следует заметить, что далеко не всегда люди, предназначенные для таких погребальных жертвоприношений, заливались горькими слезами и пытались бежать (как нередко изображается в исторических романах) – гораздо ближе к истине ситуация, представленная в романе М.Семёновой «Лебединая дорога»: престарелая рабыня, всю жизнь верно служившая своей госпоже, следует за ней в курган несмотря на сопротивление сыновей покойной…

И конечно, умершего следовали снабдить вещами, материальными ценностями, которые тоже должны были «умереть», чтобы покойный мог взять их с собой (нередко мечи в захоронениях оказываются сломанными, а посуда – разбитой). И тут уж всё определялось общественным и материальным положением: если покойный был знатен и богат, тем более – если он был вождём, следовало и на том свете «не ударить в грязь лицом». Современному человеку трудно понять такое «расточительство», когда «просто так» жертвуют хорошими вещами, скотом и даже людьми – но не следует забывать, что для древнего человека загробная жизнь была не менее реальна, чем земная, и он хотел забрать туда не просто хорошие вещи – а иной раз специально изготовленные для этого. Так, в скифских курганах археологи находят роскошные вазы – причём не самими скифами изготовленные, а заказанные у греков – на которых нет никаких следов использования. Это говорит о том, что вазы изначально изготавливали для того, чтобы взять их с собой в курган – скифские вожди ещё при жизни начинали заботиться о будущих похоронах. Да что скифы – египетские фараоны, едва взойдя на престол, уже начинали заботиться о сооружении гробницы!

Ещё один предмет, которым умершего снабжали ещё у неандертальцев, это… цветы. Более того, есть серьёзные основания полагать, что обычай выражать свои чувства посредством букета цветов обязан своим происхождением именно обычаю «подношения» цветов умершим. Учёные установили путём анализа пыльцы, найденной в захоронениях каменного века, что изначально это были не просто цветы, а лекарственные растения, которые и сегодня применяются в народной медицине. Для чего это было нужно? Возможны два варианта: может быть, лекарственными растениями умершего снабжали так же, как едой и вещами (тоже ведь вещь необходимая!); может быть, смерть изначально представлялась «болезнью», которую таким образом пытались «вылечить». Но каким бы ни было происхождение этого обычая – он дожил до наших дней… и, как мы убедились, многие черты современного похоронного обряда пришли к нам из глубокой древности. Иначе и быть не может, ведь похороны – как мы уже говорили – изначально обеспечивали единство рода, преемственность поколений, нерушимость существующих обычаев и норм. И потому во все века особенно отвратительным поступком считалось осквернение могил: ведь тот, кто так поступал, не только обижал тех, кто уже не может себя защитить – он ставил под сомнение основы человеческого общества!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+