Во мне заряд нетворческого зла.
Помните "Песенку плагиатора" Высоцкого?
С понятием плагиата приходилось сталкиваться каждому из нас. Так или иначе, мы все наслышаны о том, что это такое и с чем его едят. Плагиат - это намеренное присвоение авторства; плагиаторами соответственно зовут тех, кто подписывается своим именем под чужими произведениями. Особое распространение явление плагиата приобрело в творческой среде - это присвоение авторства литературных, музыкальных и художественных произведений, рационализаторских предложений и идей. Различают различный по степени тяжести плагиат - частичный, завуалированный, полный. Совершающий подобные действия может подпадать под юридическую ответственность, нарушая авторско-правовое и патентное законодательство.
Особый всплеск плагиата наблюдался одновременно с внедрением в массы Интернета, что вполне объяснимо. Повсеместное распространение информационных технологий сделало возможным и широкое распространение недобросовестных плагиаторов. Ведь доступ к информации существенно облегчен - ранее, предположим, написал человек стихотворение, показал его одному - двум друзьям, а затем опубликовал под своим именем. А в век Интернета стихотворение успело погулять по просторам Сети, повисеть в личном блоге, побывать в рассылке - и весь этот путь оно проходило в окружении читателей.
В нашей и соседних странах понятие о плагиате весьма расплывчато, и соответственно, наказание за него не столь строгое, сколько полагается. К примеру, во многих западных странах предотвращают это воровство еще со школьной скамьи. В университетах на специально отведенных для этого лекциях будущим исследователям и изобретателям дают возможность ознакомиться с четкими параметрами того, что подпадает под понятие плагиат. Ведь, по сути, это наглое воровство. Другое дело, что оно бывает неумышленным, но именно этому и обучают - различать его. К примеру, если студент, ссылаясь на какого-нибудь известного или не слишком ученого в своем докладе, статье, научной работе, не "закавычил" суждение, то это будет считаться плагиатом. Разъясняются правила цитирования и ссылок. Если студент сумел скопировать информацию, на размножение которой у него нет прав, он также понесет наказание. От незачтения курса всей дисциплины до отчисления из Вуза. То ли дело наши студенты? Гуляй, душа... Зачастую даже в серьезных, уважающих себя университетах работа студента - компилирована, а то и вовсе "слизана" с какого-нибудь Интернет-ресурса. К сожалению, у преподавателей даже нет технической возможности проверить информацию на подлинность, потому что, увы, аудитории наших гарвардов оснащены только лишь доской, мелом да указкой. При массовости интернетизации она сумела обойти стороной бюджетные организации.
И не всякий студент обладает честностью и добросовестностью для того, чтобы не соблазниться готовыми работами. А в Оксфордском уставе, например, есть пункт о том, "плагиат у себя" запрещен. То есть во избежание того, что студент не изучит новую тему, он не может представить на суд свои ранние работы. Вот бы у нас так! Но суровая реальность не дает нам даже проблеска надежды на то, что в скором времени плагиат будет истреблен. Взглянуть даже на те социальные сети, под завязку наполненные пиратским, некачественным контентом. Каждый первый сайт пестрит зазываниями "скачать на шару". А эти самые картинки, игры и мелодии были наглым образом уведены из - под носа создателей, о которых - ни слова, как будто их и не было вовсе.
Плагиатом в литературной среде, кажется, не занимается только лишь ленивый. Новости, растасканные по десяткам ресурсов, стихи и рассказы, перепечатанные полностью или частично, статьи, выдаваемые за свои - примеров достаточно. Увы, этим промышляют все больше и больше людей. Причем среди них встречаются не только бездари, не способные сформулировать свою мысль, но и вполне грамотные и умные люди, умеющие переделать исходник, чтобы его не находили программы по нахождению плагиата. Но, не прибавляя в текст ни капли своего, не выдавливая из себя мнение, и не удосужившись добавить хоть несколько строк. Мотивация у них может быть совершенно разной - это могут быть люди разного социального статуса, прослойки, возраста. Кто-то делает это из неуверенности, что его мысли более плоские, скучные и не будут оценены, кого-то пожирает зависть, кого-то гнетет груз конкуренции, кому-то лень.
Но порою, плагиаторы проявляют немыслимую "творческую лень", приложив колоссальные усилия к тому, чтобы переделать украденное, не подумав о том, что собственное творение было бы гораздо уместнее. Кажется абсурдным и нелепым. Сейчас сталкиваешься с какой-то неумолимой тенденцией - люди считают, что плагиат проще, легче и удобней, подтверждая это своими регулярными хищениями в разных областях. Ведь по-другому это и назвать-то нельзя. Это украденная слава, потенциальные деньги и поклонники, сворованный талант. Для меня определение "плагиатчик" сродни оскорблению.
Хотя я слукавила, сказав, что это бич современного Интернет-общества. Так как о плагиате знали и порицали еще много веков назад. Просто рамки со временем менялись. Когда-то довелось прочитать мысль, что все, кроме первого писателя на Земле, были плагиаторами. Читая литературу, часто сталкиваешься с уже высказанными ранее идеями, суждениями, образами. Считать ли это плагиатом? Очень незримая грань между преемственностью и плагиатом. Ведь мир существует так много лет, и столько всего было сказано и увидено. И придумать что-то новое становится мучительно трудно. Думаю, каждый из нас слышал о курьезах, происходивших с учеными и исследователями, о скандалах и интригах, разворачивавшихся вокруг авторства. Изобретатели из разных закоулков Земли боролись за первенство идеи. Чья-то попытка увенчалась успехом, а кто-то умирал от голода, подарив сопернику незаслуженные лавры. Испокон веков случалось, что находился кто-то более пронырливый, хитрый и смекалистый, патентуя вещь первым. И честь, деньги и женщины, да даже имя в будущих школьных учебниках достается тому, кто быстрее и изворотливей. Сколько открытий в точных науках произошло в таких не совсем справедливых условиях! Самого Эйнштейна с его теорией относительности обвиняли в том, что он стал известен благодаря жене и корпениям предыдущего поколения ученых.
Но это беда не только физиков да математиков. Множество беспочвенных и вполне обоснованных обвинений пришлось выслушать литераторам и композиторам! Булгакова, Шолохова, Толстого обвиняли в этом грязном деле. Если в музыкальном произведении более семи нот подряд совпадают с другим, то это вполне может быть расценено, как плагиат. Так что границы очень тонки и нарушить их не составляет труда. Но я ярая противница откровенного хамства и наглого воровства. Конечно же, человек на протяжении своей жизни сталкивается с огромным потоком информации, мысли и суждения откладываются в сознания, чтобы потом возникнуть вновь. И иногда действительно бывает сложно отличить свои идеи от услышанных или увиденных. Но это-другое. Это обогащение сокровищницы знаний, это привнесение своих мыслей, своих чувств, своего авторства, своей души. Это опыт, передающийся из поколения в поколения. Вспомнилась история о Пиноккио. Буратино появился на свет только потому, что переводчик во время работы придумал новую сказку на основе истории о деревянной кукле, вдохновился и создал шедевр. Я не могу назвать это плагиатом, ведь это труд, это духовность. А "В голове моей опилки, не беда.." - это тоже плагиат? Нет, в том-то и различие, что плагиат - это дешевая подделка, а вариации на тему вполне могут быть гениальными.
Нам стоит научиться различать эти понятия, ну и, самое главное - жить и творить так, как подсказывает этика и совесть. Мы все до единого одарены и уникальны. Это действительно так, сколько бы не уверяли меня в заезженности этой темы. У каждого свой путь, и высшее счастье - найти его. И не пытаться сплагиатить...