Но все же не станем обрушиваться на таких людей со всем присущим нам сарказмом и гневом! Не будем уподобляться пуристам или даже «языковым нацистам»! (Интересно, сколько новых для себя слов и понятий читатель обнаружил в двух предыдущих фразах?)
Иногда введение в речь нового, непонятного для многих, слова необходимо для того, чтобы назвать новое понятие. Новое слово может быть неудобным, может «царапать слух», вроде пресловутого «мерчендайзера», но если оно необходимо, можно быть уверенным, что в языке оно удержится. Подобных слов в русском языке, весьма к иностранной лексике восприимчивом, воз и маленькая тележка. Другое дело, что понятия, которые эти слова отображают, могут находиться на границе обыденного опыта. По каковой причине и употребляться нечасто. Ну, скажите, что такое «тантамареска»? И всемогущий Гугл Вам в помощь!
А теперь – к сути!
Петрикор – это запах земли после дождя. Но не после всякого дождя, а после первого дождя, который проливается на землю после длительного периода засушливой погоды. Каждый этот запах ощущал, хотя бы раз в жизни, но как его назвать не знали. А здесь – одно слово и все понятно. Правда, после довольно продолжительного объяснения.
Но объяснение еще не закончено. Во-первых, что это за слово такое странное, «петрикор». В оригинале слово это английское, «Petrichor». Более того, произношение сочетания букв «ch», не как «ч», а как «к» выдает древнегреческое происхождение этого слова. Ну, что такое «petra» в переводе с греческого знают многие, это «камень». А вот «икор» – субстанция менее известная, но более волшебная.
Согласно древнегреческим мифам боги отличаются от людей бессмертием. Бессмертие же им придает то, что в их жилах течет не кровь, а особая золотистая жидкость. Жидкость эта – следствие того, что боги не едят обычную земную пищу, а питаются особыми веществами: амброзией и нектаром, которые дают им вечную молодость и бессмертие. Вот как описал это великий Гомер (а уж он-то знал, о чем пел)
Влага, какая струится у жителей неба счастливых:
Ибо ни брашн не ядят, ни от гроздий вина не вкушают;
Тем и бескровны они, и бессмертными их нарицают.
(Гомер, Илиада, V, 340)
Кстати, многое ли можно понять современному читателю из этого перевода на русский язык начала 19-го столетия? Это – Гнедич, это еще до Пушкина. Как говорится, почувствуйте разницу.
Божественное питье нектар не имеет никакого отношения к фруктовому соку с мякотью, а божественная еда амброзия – к травянистому растению, которое у многих вызывает аллергию.
Древние греки были людьми не настолько изысканными, чтобы не додуматься до простого способа достижения бессмертия: добывания икора, божественной крови. Способ казался простым и надежным: подстеречь бога или богиню и ранить их. Икор потечет рекой. Собирай да натирайся на здоровье! Или организовать переливание икора в кровеносные сосуды смертных.
Но мифология хитроумна. Чтобы отрезать такой простой путь приближения к бессмертию, был придуман запрет. Оказывается икор, кровь бессмертных, для простых людей смертельно опасна. Так что, если хочешь бессмертия, совершай подвиги, полюбись богам, они пригласят тебя на свою трапезу, угостят амброзией, подадут чашу нектара (который по сведениям осведомленных источников, красного цвета и сладкий на вкус). Такой путь проделал знаменитый Геракл. И путь этот всякому открыт.
Но опустимся с небес на землю. Итак, петрикор – это как бы каменная божественная кровь. Все понятно? Ничего не понятно! Спросим Гомера? Нет, лучше спросим ученых.
Ученые определили, что растения во время засухи выделяют специальные ароматические масла. Масло это капает на землю и впитывается почвой или горными породами. В таком связанном состоянии оно находится в земле до первого дождя. После дождя, когда земля увлажнится, масло активируется и испаряется в воздух. Кроме того, после дождя, начинается активная жизнь особого вида бактерий, живущих в почве. Продукт жизнедеятельности этих бактерий, тоже попадает в воздух и смешивается с запахом испаряемого масла (в котором тоже много летучих ароматических соединений). Вот вам и петрикор!
Эту гипотезу предложили в 1964 году два австралийских исследователя, Изабелла Джой Бир (Isabel Joy Bear) и Ричард Г. Томас (Richard G. Thomas). Кроме того, они произвели серьезные эксперименты, подтвердившие гипотезу. В результате возникла теория, опубликованная в виде статьи в серьезном научном журнале «Nature».
В последующих статьях Бир и Томас показали, что масло выделяется растениями не просто так. Оно задерживает прорастание семян в засушливый период, когда поросль неизбежно погибнет от недостатка влаги. С первым дождем масло из земли улетучивается и уже не тормозит прорастание молодой травы.
Теория Бир и Томаса подтвердилась в 2015 году прямыми скоростными съемками, которые сделали ученые Массачусетского Технологического института. Съемки показали все детали этого процесса: капля дождя падает на пористую поверхность почвы, и в ней появляются мелкие пузырьки масла, до этого растворенные в каменистом грунте. Пузырьки эти испаряются. Благорастворение в воздусях и во человецех благоволение...
А благоволение во человецех – скажут нам антропологи – происходит от того, что первый дождь, как правило, означал прекращение засушливого периода, а значит, сулил урожай и продолжение жизни. Естественно, запах дождя, он же петрикор, запоминался, как запах приятный.