icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое оратори€?

  • 2973
  • 4

„то такое оратори€?

— чего начать разговор об оратории? –азумнее всего Ц с »талии XVI века, когда в »талии жил человек по имени ‘илипп Ќери, позднее причисленный  атолической церковью к лику св€тых. ¬сю жизнь он посв€тил проповеди ≈вангели€ среди неимущих Ц что было особенно важно в эпоху –еформации. ѕротестантизм подкупал людей своей Ц как бы сейчас сказали Ц Ђблизостью к народуї, и  атолической церкви, чтобы созранить паству, надо было что-то этому противопоставл€ть, искать новые методы работы к с прихожанамиЕ и ‘илипп Ќери нашЄл: в 1558 г. он начал организовывать специальные встречи дл€ всех желающих, где правоверные католики слушали и обсуждали отрывки из ≈вангели€ и труды ќтцов церкви, а также исполн€ли духовную музыку. ¬стречи эти назывались оратори€ми (от латинского oratio Ц речь).

»з таких встреч возникло общество ораторианцев Ц оно, кстати, существует и сейчас, его члены занимаютс€ проповедью —лова Ѕожьего среди молодЄжи, благотворительностью и другими богоугодными деламиЕ ј тогда, в первые 10-лети€ своего существовани€ одну из своих задач ораторианцы видели в развитии духовной музыки. ¬ частности, немалую настороженность у них вызывал ЂноворождЄнныйї жанр оперы Ц с еЄ нимфами, римскими императорами и прочими абсолютно нехристианскими персонажами. ¬ противовес столь опасному новомодному увлечению они создали новый жанр, построенный по такому же принципу Ц арии, ансамбли и хоры, соединЄнные между собой речитативами Ц но на основе —в€щенного ѕисани€. ј поскольку церковь всегда настороженно относилась к театру Ц новый жанр (который так и назвали Ц оратори€) не предполагал инсценировки, а предназначалс€ дл€ концертного исполнени€.

¬от так и родилс€ жанр оратории Ц практически одновременно с оперой: перва€ оратори€ Ц Ђѕредставление о душе и телеї Ц написана в 1600 г., в год премьеры Ђќрфе€ и Ёвридикиї ƒж.ѕери, написал еЄ италь€нский композитор Ё. авалиери. Ќо хоть оратори€ и возникла как противопоставление опере Ц и всеми силами это подчЄркивала (например, в противоположность операм, имевшим тогда непременно 3 акта, оратории были двухчастными) Ц правильнее будет сказать, что оратори€ еЄ дополн€ла: ведь оратории исполн€лись в те дни, когда оперные спектакли запрещались (например, во врем поста) Ц так что опера и оратори€ в равной степени полюбились публике.

«ародившись в католической церкви, жанр оратории со временем завоевал и сердца протестантов Ц классическа€ оратори€ сложилась именно в творчестве композиторов-протестантов: ».—.Ѕаха и √.‘.√ендел€Е ќратори€ постепенно утратила своЄ изначальное чисто духовное предназначение Ц по€вились и светские оратории. ¬последствии оратории писали ….√айдн и ¬.ј.ћоцарт, Ћ.Ѕетховен, ‘.ћендельсон, –.ЎуманЕ и многие другие. Ѕыли среди них и наши соотечественники Ц ё.Ўапорин, ƒ.Ўостакович, –.ўедрин, ¬.√аврилинЕ ќсобое же место занимает среди них композитор, которого считали классиком ещЄ при жизни Ц √еоргий —виридов. Ётот гениальный (не побоюсь этого слова!) композитор за всю свою долгую жизнь не написал ни одной оперы Ц можно сказать, что их ему заменили оратории. “ематика оратори€ √.—виридова исключительно разнообразна: Ђƒекабристыї, Ђѕушкинский венокї, Ђѕоэма пам€ти —ерге€ ≈сенинаїЕ он сумел Ђомузыкалитьї творчество даже самого Ђневокальногої поэта Ц ¬.ћа€ковского, создав на его стихи Ђѕатетическую ораториюїЕ

∆анр оратории продолжает жить и развиватьс€ и сейчас. “ак, с немалым большим успехом исполн€ютс€ не только в –оссии, но и за границей Ђ–ождественска€ оратори€ї, Ђ—трасти по ћатфеюї и другие оратории духовного содержани€, созданные нашим современником, композитором св€щеннослужителем митрополитом »ларионом (јлфеевым).


spe
Ћеонид Ћапок

+ ясно, пон€тно, со знанием дела! ƒа ещЄ и интересно! — новым званием!

pro
Ћеонид ƒев€тых

 огда € был маленький, то думал, что оратори€, это когда все орут. ј это, однако, вовсе не так)))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+