icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
ќбучение

„то такое наука?

  • 2476
  • 7

„то такое наука?

≈сли подойти к вопросу академически, то следует написать: ЂЌаука Ц это способ познани€ неизвестных взаимосв€зей между предметами и событи€миї. Ќо такое обобщение не даст ровным счетом ничего. «а предложенной формулировкой следует поместить некоторое раскрытие темы о науке вообще и ее приложени€х.

”влека€сь историей, часто задумывалс€ о том, когда по€вились первые научные работники. »менно научные работники, так как пон€тие ученый определ€етс€ только степен€ми и звани€ми, а саму науку двигают научные работники, невзира€ на Ђпогоныї и награды.

ѕеред глазами иногда возникает така€ картина. —идит наш древний предок и точит кремень, чтобы потом его нанизать на подход€щую палку и изготовить копье. –€дом еще один дальний родственник играетс€ с гибкой веткой. —огнет веточку и отпустит, та резко разгибаетс€ и сильно шлепает отпущенным концом по земле. ”дар получаетс€ хлестким и довольно сильным.

¬от второй приложил к свободному концу камешек и отпустил этот конец.  амень полетел довольно далеко, а человек затратил силу только на отт€жку свободного конца.

¬ другом конце пещеры группа наших предков зан€та розжигом огн€. ћежду концами ветки нат€нули эластичную лиану, поставили палочку и крут€т ею внутри камн€. ќт трени€ конец палочки обугливаетс€, идет дым, по€вл€ютс€ небольшие огоньки. »х все окружающие раздувают изо всех сил. ѕо€вл€етс€ огонь.

Ќу а тот, что бросал камешки с помощью палки, продолжает свои эксперименты. Ёластична€ лиана сейчас никому не нужна, он ее нат€гивает на свою ветку, получаетс€ лук. Ќе хватает стрелы, но вот та сама€ палочка, котора€ послужила дл€ розжига огн€, да и при€тель отточил наконечник и бросил в сторону Ц слишком маленьким сделал его.

ѕальцы у человека еще не обладают нужной ловкостью, но вскоре наконечник приторочен к древку стрелы. —лов пока нет, но есть выразительные жесты и восклицани€. »зготовлен первый лук и перва€ стрела. Ќаш изобретатель нат€нул тетиву и пустил стрелу. ќна взмыла высоко вверх и в полете сбила лет€щую утку. ¬се плем€ в восторге, раньше утка была редкой добычей, камнем не собьешь, тихо не подкрадешьс€, а теперь можно и лет€щую дичь достать.

 то оспорит, что это не наука. Ќе просто наука, а теоретические предпосылки в виде анализа действи€ упругого тела, изобретение способа превращени€ потенциальной энергии нат€жени€ тетивы в кинетическую энергию полета стрелы. —амое главное наличие практической ценности Ц изобретено оружие дл€ добывани€ пищи на рассто€нии. ≈сть и экономическа€ эффективность Ц стоимость затрат на изготовлени€ лука и стрелы минимальные, а жирна€ и вкусна€ утка реальна€ прибыль.

ќпыт одного передаетс€ другим Ц вот вам внедрение полезного изобретени€ в народное хоз€йство. “еперь охотники с меньшими затратами могут снабжать дичью все плем€. ѕри необходимости лук может защитить охотника и от крупного звер€ Ц одна-две стрелы, пущенные в кабана, его могут и не убить, но теперь он будет с опаской обходить плем€ людей.

Ќамного ли отличаетс€ сегодн€шн€€ наука от той древней? ѕо сути не намного, только имеетс€ накопленна€ база знаний, есть специализированные лаборатории, чтобы поставить эксперимент, имеетс€ и персональный компьютер, помогающий произвести необходимые вычислени€ и оформить статью, а на финише исследовани€ подготовить диссертацию дл€ защиты.

 онечно, во многом все утрировано, но по сути так и ведетс€ поиск оптимальных технических решений. “елевизор нам периодически вещает о сделанных открыти€х, созданных промышленных объектах. Ќо, кто их создавал, кто открывал новые свойства или вы€вл€л ранее неизвестные зависимости? ќтвет простой Ц научные работники, зан€тые поиском реальных решений, поставленным проблемам и задачам. Ёто потом им за заслуги (получаетс€, к сожалению, не у всех) присваивают ученые степени и звани€.

Ќаука интересна тем, что чем больше в ней начинаешь понимать, тем оказываетс€, меньше знаешь. ћаститого ученого отличает от научного работника то, что он знает меньше остальных, больше задает вопросы, особенно такой: Ђ„то же там дальше, за горизонтом?ї. ћаститый ученый и озадачивает научных работников на дальнейшие поиски, часто и сам как юнец скачет вокруг новой экспериментальной установки, раду€сь как дит€. ј первые эксперименты и результаты могут подн€ть настроение, но могут и окончательно погубить.

Ќаука безгранична. ” нее есть начало, но нет конца.  огда ≈вклид впервые представил јлександру ћакедонскому свои выкладки по геометрии, тот возрадовалс€, что никто в мире не сможет превзойти его, ибо найдены способы элементарных геометрических построений. Ќо ≈вклид остуди пыл молодого цар€, рассказав, что дл€ ученого многое пока не €сно и требует изучени€.

Ќаука требует вложени€ всех сил. Ќельз€ наукой заниматьс€ чуть-чуть. ќна забирает всю энергию, близкие обижаютс€, но иначе нельз€.  аждый из нас познал и познает разные науки. ƒаже на само познание новых идей и результатов требуетс€ много сил. Ќо люба€ наука очень интересна, нужно только уметь увидеть в ней свои интересы.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

”важаемые авторы и администраци€. ѕонимаю, что в написании статьи отошел от классических канонов. Ќо наука это труд и неожиданное просветление в мозгах, поэтому написал именно так.

tra
“ать€на ƒавыдова

ќригинальный взгл€д на, казалось бы, очевидное. » правда - ведь не поспоришь.) +

mas
ƒмитрий Ќеткачев

—пасибо. —вои ученые степени и звани€ заслужил именно за нетрадиционный подход к решению стандартных проблем.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+