icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое мораль?

  • 3428
  • 2

„то такое мораль?

"—в€зыватьс€ с бабой, € так понимаю, мараль," Ц говорит герой ј.Ќ ќстровского, €вно смешива€ заимствованное слово Ђморальї с русским Ђмаратьї. ≈щЄ €снее выступает така€ народна€ этимологи€ у Ќ.Ћескова: Ђѕустили мараль на девку Ц замарали еЄ доброе им€ї. Ќо, хоть такое истолкование и противоречит истинной этимологии слова Ђморальї Ц оно некоторым образом раскрывает его значение: мораль Ц нечто такое, несоблюдение чего способно Ђзамаратьї в глазах окружающих.

¬ действительности же создателем этого слова (по-латыни Ц moralities) €вл€етс€ ÷ицерон. ќн произвЄл его от латинского слова mores Ц общеприн€тые представлени€ о добре и зле, о нормах поведени€. —обственно, именно таково значение слова Ђморальї в современном €зыке: в самом общем виде Ц представление о том, Ђчто такое хорошо и что такое плохої. Ќередко его употребл€ют как синоним слова Ђнравственностьї, но это не совсем верно: нравственность Ц это следование человека принципам морали. »ными словами, мораль присуща обществу, а нравственность Ц конкретной личности.

—уществует ли мораль, прин€та€ всеми без исключени€ людьми Ц всех времЄн и народов?

Е1521 г. ¬о врем€ плавани€, ставшего первым в истории кругосветным путешествием, ‘.ћагеллан и его спутники высадились на один из островов архипелага, расположенного в западной части “ихого океана. “уземцы были настроены дружелюбно по отношению к пришельцам, и некоторых из них пригласили на корабль. “ам эти люди прин€лись в буквальном смысле тащить всЄ, что плохо лежит. ѕоначалу испанцы терпели Ц всЄ-таки не хотелось начинать отношени€ с конфликта Ц но когда туземцы попытались утащить лодку, их терпение лопнуло Ц и в ход пошло огнестрельное оружиеЕ ћагеллан назвал эти острова –азбойничьими (впоследствии их переименовали в ћарианские). ј были ли эти люди ворами, разбойниками в действительности? Ќет, не были! ќни жили первобытным укладом и не знали пон€ти€ собственности, а раз нет собственности Ц значит, не может быть запрета ЂЌельз€ брать чужоеї Ц ни законодательного, ни морального.

ћораль Ц это всегда характеристика конкретного общества в определЄнный исторический период, и при взгл€де Ђсо стороныї некоторые моральные принципы могут даже вызывать ужас. ¬прочем, ужас они вызывают только у тех, кто плохо представл€ет, как жили эти люди, какими были их отношени€ и как они регулировались. “ак, например, нас нередко шокирует кровна€ месть: за преступление одного убивали другого. ћежду тем, с точки зрени€ человека эпохи родового стро€ всЄ было логично: человек тогда был не столько личностью, сколько членом рода, все дела, все вопросы решались не между людьми, а между родами, и мстили тоже не человеку, а роду. ј как отомстить роду? ”бить лучшего в этом роду Ц самого уважаемого, Ђположительногої человека, каким непосредственный виновник преступлени€, как правило, не €вл€лс€.

Ќас сейчас это может шокировать, но в те времена какой-нибудь заби€ка, прежде чем распускать руки, должен был подумать, что иметь дело с последстви€ми будет весь род Ц возможно, кого-то это удерживало. ¬едь главное назначение морали, какой бы она ни была Ц удерживать общество Ђна плавуї, не давать ему Ђсожрать самоЄ себ€ї, защитить каждого человека, выража€сь словами  .—.Ћьюиса, Ђот себ€люби€ своих собратьевї. ¬ этом плане можно указать, пожалуй, только один запрет, общий дл€ всех времЄн и народов: запрет на убийство трудоспособного члена своего сообщества (это в любом случае приносит вред Ђсвоимї).

“акую же функцию выполн€ет закон Ц почему же его недостаточно, почему нужна ещЄ и мораль? —трогость закона, как известно, может быть компенсирована необ€зательностью его исполнени€: главный рычаг вли€ни€ закона Ц страх перед наказанием, а наказание далеко не всегда бывает неотвратимым. ¬от вы присвоите чемодан, оставленный без присмотра, если поблизости нет ни людей, ни камер слежени€? Ќет, вы этого не сделаете, потому что воровство Ц отвратительный поступокЕ дл€ вас. ј тот, кто не испытывает отвращени€ к воровству, вполне может украсть, если есть шанс остатьс€ безнаказанным. «акон не может полноценно работать без поддержки морали!

¬ообще отношени€ между законом и моралью довольно сложны. «акон может оказывать вли€ние на мораль. Ќапример, не так давно существовал законодательный запрет на аборты Ц и отношение к такому поступку было однозначно негативным. “ака€ моральна€ оценка абортов держалась какое-то врем€ после отмены законодательного запрета, но в считанные дес€тилети€ она сменилась нейтральной Ц осуждать женщин, делающих аборты, перестали (Ђличное делої), и наконец Ц в современном обществе аборты перешли в разр€д одобр€емых поступков, а женщин, отказывающихс€ от абортов, стали осуждать (ЂЌищету плод€тї, Ђ”родов плод€тї, ЂЌе хот€т работать, сад€тс€ на шею государствуї).

–азумеетс€, такое отношение присуще не всем членам нашего общества Ц ведь даже в пределах одной эпохи и одной цивилизации мораль может различатьс€ от группы к группе. Ќапример, в современной –оссии бок о бок существуют социальные группы, в одних из которых сохранение девственности до брака поощр€етс€, а в других Ц осуждаетс€. ≈сть и такие социальные группы, в которых поощр€ютс€ преступлени€ Ц и у них тоже есть свой моральный кодекс (криминальный мир)...

“ак что мораль может даже вступать в противоречие с законом Ц и не об€зательно это воспеваема€ Ђрусским шансономї воровска€ мораль. “ак, например, на отечественного зрител€ совершенно не производ€т впечатлени€ зарубежные ролики социальной рекламы, где покупка нелицензионных DVD сопоставл€етс€ с угоном автомобил€ и кражей кошелька: мораль нашего общества в целом отказываетс€ считать нелицензионное копирование преступлением, хот€ законодательный запрет существует, как и в странах «апада.

ќднако же, в целом мораль строже, чем закон: она не может примен€ть таких жЄстких санкций, как он, но запретов у неЄ больше. “ак, супружеска€ измена или отказ от обещани€ женитьс€ Ц не преступлени€ с точки зрени€ закона, но осуждаемые поступки с точки зрени€ моралиЕ пока ещЄ осуждаемые, медленно, но верно перестающие быть таковыми Ц ведь мораль, как мы уже говорили, мен€етс€ вместе с обществом. ’орошо это или плохо? “ут можно сказать одно: если мораль окажетс€ Ђнежизнеспособнойї, возможны два варианта Ц либо она изменитс€, либо цивилизаци€ сгниЄт изнутри и прекратит существование, как это случилось с той же –имской империей.  акой путь выберет наша цивилизаци€?


mas
ћарк Ѕлау

—тать€ хороша€. “олько не мешало бы указать, что есть наука, котора€ занимаетс€ вопросами морали, и называетс€ она этика

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+