icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Старков
Обучение

Что такое монополистическая конкуренция?

  • 3063
  • 2

Что такое монополистическая конкуренция?

П
Понятие конкуренции знакомо всем. Наверное, каждый сталкивался с духом соперничества и желанием выиграть. В школе – это различные олимпиады, в спорте – любые соревнования. Конкуренция является движущей силой любого прогресса, который происходит в обществе. Особенно ярко это просматривается в сфере бизнеса. Чтобы получить максимальную прибыль компании соревнуются в качестве товара, количестве функций, удобстве использования, цене и многих других факторах. Можно сказать, что конкуренция в этой сфере развивает всю экономику страны в целом. Чтобы разобраться, почему и как это происходит, необходимо понять, что такое монополистическая конкуренция.

Представьте себе несколько компаний, которые производят схожий товар. Например, пылесосы. Поскольку спрос на них ограничен количеством покупателей, то производители будут всеми силами стараться реализовать свой товар, причем сделать это необходимо максимально выгодно. А выгода достигается путем увеличения цены за одну единицу товара. Так вот, монополистическая конкуренция отличается от прочих тем, что каждая компания, несмотря на большое количество похожих фирм, может хотя бы минимально регулировать цену на свой товар. Конечно, для этого ей потребуются весомые аргументы, вроде улучшения качества или применения новых технологий, но фирмы готовы идти на это ради выгоды.

Существует еще и совершенная конкуренция. В отличие от монополистической, в ней производители почти не могут изменять цены. Яркий пример совершенной конкуренции – сельскохозяйственная продукция (пшеница, ячмень и т.д.). Производители почти никак не могут повлиять на качество изменяемого товара, поэтому повышать или понижать цену нет смысла. Если понизит один производитель – вынуждены будут понизить все. Не зря же основной закон спроса заключается в том, что «если условия равны, то покупатель спросит больше дешевого товара, нежели дорогого». Проще говоря, покупатели быстрее скупят пшеницу по 60 рублей, чем ее аналог по 65. Ясно, что всем компаниям будет выгоднее, если ее скупят по 65 рублей. А в монополистической конкуренции такую ситуацию можно избежать с помощью средств описанных выше.

К тому же, следует выделять такое понятие, как монополия. Ее часто путают с монополистической конкуренцией, хотя они представляют абсолютно разные ее типы. При монополии на рынке действует только одна компания, которая предоставляет потребителям уникальный товар. Другие фирмы не могут с ней конкурировать по ряду причин. Яркий пример – российские железные дороги. Это фирма является монополистам на рынке железнодорожных услуг и может устанавливать свои правила, цены и условия сотрудничества. Конечно, такой вид конкуренции является наиболее выгодным для компаний, но она почти невозможна. К тому же, за монополиями очень строго следят со стороны государства. Не дают распоясаться старым и предотвращают возникновение новых.

Монополистическая конкуренция – это основная форма конкуренции среди компаний, играющая большую роль в развитии экономики страны, что, в свою очередь, сказывается и на уровне жизни граждан.

deb
Татьяна Балабан

Писала курсовой по теме Монополистическая конкуренция, статья напомнила о студенческих годах. Здорово! ++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+