Представьте себе несколько компаний, которые производят схожий товар. Например, пылесосы. Поскольку спрос на них ограничен количеством покупателей, то производители будут всеми силами стараться реализовать свой товар, причем сделать это необходимо максимально выгодно. А выгода достигается путем увеличения цены за одну единицу товара. Так вот, монополистическая конкуренция отличается от прочих тем, что каждая компания, несмотря на большое количество похожих фирм, может хотя бы минимально регулировать цену на свой товар. Конечно, для этого ей потребуются весомые аргументы, вроде улучшения качества или применения новых технологий, но фирмы готовы идти на это ради выгоды.
Существует еще и совершенная конкуренция. В отличие от монополистической, в ней производители почти не могут изменять цены. Яркий пример совершенной конкуренции – сельскохозяйственная продукция (пшеница, ячмень и т.д.). Производители почти никак не могут повлиять на качество изменяемого товара, поэтому повышать или понижать цену нет смысла. Если понизит один производитель – вынуждены будут понизить все. Не зря же основной закон спроса заключается в том, что «если условия равны, то покупатель спросит больше дешевого товара, нежели дорогого». Проще говоря, покупатели быстрее скупят пшеницу по 60 рублей, чем ее аналог по 65. Ясно, что всем компаниям будет выгоднее, если ее скупят по 65 рублей. А в монополистической конкуренции такую ситуацию можно избежать с помощью средств описанных выше.
К тому же, следует выделять такое понятие, как монополия. Ее часто путают с монополистической конкуренцией, хотя они представляют абсолютно разные ее типы. При монополии на рынке действует только одна компания, которая предоставляет потребителям уникальный товар. Другие фирмы не могут с ней конкурировать по ряду причин. Яркий пример – российские железные дороги. Это фирма является монополистам на рынке железнодорожных услуг и может устанавливать свои правила, цены и условия сотрудничества. Конечно, такой вид конкуренции является наиболее выгодным для компаний, но она почти невозможна. К тому же, за монополиями очень строго следят со стороны государства. Не дают распоясаться старым и предотвращают возникновение новых.
Монополистическая конкуренция – это основная форма конкуренции среди компаний, играющая большую роль в развитии экономики страны, что, в свою очередь, сказывается и на уровне жизни граждан.