icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћюдмила —еребр€кова
ќбучение

„то такое метафора?

  • 3175
  • 9

„то такое метафора?

«
Ц «а что ты любишь свою маму? Ц спрашивает учительница первоклассницу.

Ц ” моей мамы светла€ улыбка, Ц говорит девчушка и, немного помедлив, продолжает:

Ц ћама вкусна€-вкусна€!

Ц –азве она пирожок? Ц смеетс€ мальчик, который слышит этот разговор.

Ц Ќет, конечно! Ц обижаетс€ малышка. Ц Ќо она так аппетитно пахнет всегда Ц ванилью или котлетами. я прихожу из школы, мама мен€ обнимает и сразу угощает чем-нибудь вкусным и говорит: Ђќцени, дочкаї. я ей ставлю п€ть. ќна сейчас не работает, потому что у мен€ есть братик-мизинчик. ј как работала, то иногда превращалась в Ѕабу ягу и вкусна€ не была, потому, что все некогда. Ќо все равно, € даже и Ѕабу ягу ее люблю, ведь она мо€ мама. ј папа называет маму мотыльком и пчелкой. “ак и есть: она же по дому не ходит, а порхает и много трудитс€Е

ћальчик, открыв рот, слушает в два уха и выдает:

Ц ƒаЕ “огда мо€ мама Ц дверь? ѕапа все врем€ говорит ей: Ђ„то ты выходишь из себ€? «акройс€ уже!ї

“еперь уже настает очередь учительницы открыть рот: какие разные две семьи!

Ќо мы не будем с ¬ами продолжать тему семейной культуры, а пр€мо перейдем к теме метафоры. „то такое метафора? Ёто почти все, что сказала девочка. ƒа и мальчик тоже. ƒаже воспитательница могла подытожить по-другому: Ђ акие разные ульи!ї. ¬се, что употребл€етс€ в переносном значении, Ц все она, ее ¬еличество ћетафора. “ворческие натуры пользуютс€ метафорами интуитивно, а у не творческих, смотр€ до какой степени, этот процесс идет туговато, но идет.

—читаетс€, что метафора Ц это средство писателей и поэтов. “акой приемчик литературный, когда употребл€ют слова или словосочетани€, обозначающие что-то конкретное Ц предмет, качество, чтобы выразить что-то эфемерное, например. ¬от, ≈сенин назвал осень рыжей кобылой Ц и это красиво. Ќо метафора Ц это то же самое, когда человек нукает, бекает-мекает, крутит в воздухе руками, пыта€сь обозначить что-то важное, и не может. » вдруг может! √оворит: Ђя пришел в профессию таким-то путемї. »ли: Ђя видел вчера ночью луну Ц она была така€Е така€ (показывает Ђна пальцахї что-то округлое)Е ¬с€ в тумане и светиласьЕ ƒа, керосинова€ лампа! ќна была керосинова€ лампа! ¬езде мрак Ц и лампа!ї »ли: Ђ¬ан€! „то ты мне дрова сваливаешь? “ы где их срубил?ї Ц о некачественных компьютерных дисках, которые человек дает взамен одолженных.

“аким образом, метафора Ц это еще и все, что помогает нам усилить эмоциональную выразительность: улыбка, например, может вполне быть светлой, легкой, сладкой, теплой, а может быть и бульдожьей (у человека). ј глаза Ц рыбьими, холодными, злыми, чистыми, или мутными, или пылающими огнем страсти (ух!).  огда про человека говор€т: Ђ ќбезь€на Ц она и в јфрике обезь€наї Ц тут тоже все пон€тно. »ли: Ђ∆енщина за рулем Ц это обезь€на с гранатойї. Ђ ≈сли брак Ц это институт, то почему в нем так мало сотрудников?ї

—ловом, метафорой называют оборот речи, который составл€ют путем подбора слов и выражений на основе сходства или сравнени€, перенос€ смысл этих слов и выражений на другие пон€ти€. ”ченые доказали: чтобы пон€ть метафору, человек задействует правое полушарие и бессознательно улавливает смысл. Ѕессознательно! Ќе сидит три часа и не думает, где тут икс, а где игрек, и что чему равно. ј просто берет мгновенно быка за рога и понимает.

ћетафорой пользуютс€ даже художники, когда пишут картины. Ќапример, портрет. ƒама средневекова€ на коне. ѕлатье красивое-красивое. Ћицо. Ўл€па. Ўе€, как у лебед€. ј надо еще посмотреть, какой предмет в руках дамы Ц он что обозначает? ÷веток Ц любовь. ј может, и разлука. »ли верность. Ќу, и так далее.

ћетафорой может быть целый рассказ, истори€, сказка, легенда. ƒаже анекдот, в принципе. —обака-сын Ц —обаке-папе (сто€т так, посматривают на звезды из-под Ђкозырькаї): Ђ»нтере-е-есно, а есть ли собаки на других планетах?ї. ¬се. Ќичего больше не надо. »ли: Ђ”краинский менталитет: кто нашел торбу с салом Ц пускай подавитс€!ї

ѕоэтическа€ есенинска€ метафора: ЂЌе жалею, не зову, не плачу. ¬се пройдет, как с белых €блонь дым. ”в€дань€ золотом охваченный, € не буду больше молодымї Ц эта метафора, на основе частичного сходства объектов, ложно утверждает, что они полностью идентичны. ј вот научна€ метафора Ц это штука друга€, тут все наоборот: сначала говор€т, что два заведомо различных объекта полностью тождественны, а потом утверждают, что тождество частичное, да еще и признают его истинным! ¬от так. ѕутано, но умно!

ћетафора с древнегреческого Ц это перенос, переносное значение. ≈ще верси€ Ц амфора, сосуд дл€ переноса чего-то. ¬ принципе, даже мыслей, образов. ¬ы думаете, зачем французский художник ћартин Ћефран в картине Ђ—пор ƒоблести и ‘ортуныї изобразил два здани€ Ц новое и разрушенное? ѕочему не природу прекрасную, пейзаж, например? Ёти здани€, наверн€ка, Ц Ќовый «авет и ¬етхий «авет. ƒа и вс€ картина бесконечно полна метафор. » каждый человек имеет право трактовать ее по-своему, никто ему не нав€жет своих образов. Ќо основное Ц общее дл€ всех.

¬ метафоре мы раскрываем свой внутренний мир и делимс€ своими впечатлени€ми с другими, придаем объектам новое значение, создаем €ркие, емкие образы. ћетафора Ц она тем и отличаетс€, что развивает €зык, речь и даже культуру в целом. √овор€т, метафорами даже можно развивать тугодумов, детей со вс€кими умственными изъ€нами.

—ближаем и соедин€ем образы, основыва€сь на их сходстве, или, наоборот, делаем такие себе мысленные переносы по контрасту Ц и рождаетс€ метафора. ѕопробуйте составл€ть сами, € уверена, у вас получитс€.

ƒругое дело Ц зачем? ƒа затем, чтобы развивать свое правое полушарие. «атем, чтобы быть творческой личностью и детей своих этому учить. ƒети Ц они каждое крепкое словцо запоминают и ввод€т в свой речевой обиход очень легко и с удовольствием. ѕр€мо смакуют! ’от€ и не понимают зачастую. “ак ¬ы и подайте пример, чтобы смаковали то, что надо, а не сравнивали маму с дверью или шкафом, или посудомоечной машиной.

ћетафора Ц она жизнь светлее делает и красивее, и мудрее, и величественнее. ѕусть она и преувеличивает, и вс€кие сравнени€ усложн€ет, но, согласитесь, сказать жене: Ђѕчелка ты мо€ дорога€, сто баксов на теб€ готов потратить сразу и двести потом!ї, а еще лучше: Ђ—вет очей моих, как прекрасна ты в этой шубке!ї Ц это так бывает необходимо вместо великого, но банального: ЂЋюблю теб€ї.

ј это: Ђ я люблю теб€ до слез, так отча€нно люблю!ї? ≈ще там про лепестки белых роз, но это в натуре. ј, может, и не в натуре Ц просто на словах. Ќо от этого не хуже, чем действительно ворох белых лепестков. „то-то € запуталась, заблудилась в словах. »ли в лепестках утонула. ƒо свидани€. ƒо новых метафор!


deb
ёрий Ћобанов

ќ, боже. ѕрочитал с неистовым интересом, отлично! +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+