icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћариса  аменска€
ќбучение

„то такое таблицы Ѕрадиса?

  • 4497
  • 4

„то такое таблицы Ѕрадиса?

»
»менно так выгл€дела эта книжечка в годы моего детства, т.е. в 60-х годах прошлого, увы, века. ƒа-да, все взрослое население Ц из прошлого века, как ни грустно это звучит.

ј сколько ностальгических воспоминаний будит эта брошюрка! Ќи о каких компьютерах мы тогда не слыхивали. Ћогарифмическа€ линейка и вышеупом€нутые таблицы Ц вот инструменты дл€ выполнени€ расчетов и в школе, и в институте. ¬есь сопромат и прочие технические науки одолевали именно с их помощью. Ќо мы отвлеклись. „то же такое таблицы Ѕрадиса?

Ёта информаци€ дл€ тех, кто училс€ в школе (не прогулива€ математику) и уже слышал о синусах, косинусах и прочих тригонометрических функци€х, а также логарифмах и антилогарифмах.  ак вычислить значение, например, синуса какого-то угла? » не 30◦, т.к. все знают, что sin 30◦= ½. »ли логарифм дес€тичный числа π

Ђпиї? ј ведь вс€ эта математика сплошь и р€дом используетс€ в расчетах технических дисциплин, без которых не создать компьютера, не построить самолет, не сконструировать новый движок современного авто.

—ейчас мы, не задумыва€сь, пользуемс€ калькул€торами. ј как они получают точные значени€ математических функций? ¬ математике давно придуман способ разложени€ функции в степенной р€д; дл€ вычислени€ значени€ функции при этом подходе требуютс€ только операции умножени€, возведени€ в степень (собственно, тоже многократного умножени€) и сложени€. “очность легко получить очень высокую, дл€ этого достаточно вз€ть нужное количество членов бесконечного р€да. ƒл€ практических расчетов часто можно вз€ть два или три первых слагаемых, они дадут достаточную точность. ¬от такую формулу, состо€щую из нескольких слагаемых соответствующего р€да, и занос€т в виде алгоритма последовательных операций в микросхему калькул€тора. “о же в компьютерных программах. ќднако вспомним, что речь идет о 30-х годах XX столети€. ¬се необходимое считали вручную или на логарифмической линейке.

¬.ћ. Ѕрадис поставил себе целью освободить поколени€ инженеров от утомительных расчетов. ќдин раз с необходимой дл€ инженерной практики точностью посчитать значени€ самых Ђходовыхї функций (дроби, квадраты, квадратные корни, кубы, синусы, косинусы, тангенсы и их логарифмы). ѕричем интервал изменени€ аргументов вз€ть достаточно широкий, и результат свести в таблицы. “акое кропотлива€ работа сродни подвигу, ведь Ђ“аблицыї сэкономили огромное количество часов драгоценного времени талантливых инженеров, ученых, изобретателей, употребивших эти часы на творческую де€тельность. — 30-х годов на прот€жении 30 лет эту брошюру издавали чуть ли не каждый год. ” мен€, например, 1963 года выпуска. ¬ —оветском —оюзе она была у всех школьников старших классов, а у инженеров и студентов - Ђтехнарейї стала настольной книгой. Ѕрадис умудрилс€ в компактной форме поместить уйму точных значений функций. ѕользоватьс€ таблицами непросто, а дл€ непосв€щенных они Ц загадка, своего рода головоломка. ѕо крайней мере, в школе приемам определени€ нужных величин посв€щалось много уроков, чуть ли не дес€тки часов. Ќо разобравшись, понимаешь всю стройность системы, и затруднений уже не возникает.  роме того, обычно книга предвар€лась подробными инструкци€ми с примерами. “ак что, если не ленитьс€, вполне можно одолеть.

 то же такой этот легендарный, сейчас может быть незаслуженно забытый, человек? –одилс€ ¬ладимир ћодестович Ѕрадис в ѕскове в 1890 году. —емь€ его отца, ћодеста ¬асильевича Ѕрадиса, педагога по профессии, была то ли литовского, то ли эстонского происхождени€. ¬ 1912 году ¬ладимир поступает на физмат ѕетербургского университета, одновременно начав преподавать в  оммерческом училище. ”чилище состо€ло при знаменитом российском ѕутиловском заводе. –абочие имели возможность обучатьс€ в заводском училище и получали по окончании право поступать в технические ¬”«ы. »менно во врем€ преподавани€ в техническом училище ¬.ћ.Ѕрадис осознал, как важно дл€ будущих техников и инженеров овладеть методами расчетов. ¬едь люди этих специальностей имеют дело с числами. ¬ 1919 году математик, оказавшись в “вери, занимаетс€ наукой и преподаванием. Ќаучные интересы его лежат в области методов вычислений, а педагогическа€ работа посв€щена методике преподавани€ его любимой науки - математики. ¬ещественным результатом его неутомимой де€тельности стала лежаща€ передо мной книжечка. ≈е с благодарностью брали в руки многие поколени€ советских инженеров. ѕохоронен ¬.ћ.Ѕрадис там же в “вери (в советское врем€ город  алинин).


deb
Ќина  узьмина

Ћариса, € знакома с этой "штукой" не по наслышке! —тать€ понравилась!)+

mas
ƒмитрий Ќеткачев

ѕрекрасно помню, как нас тогда учили пользоватьс€ этими таблицами.
ѕотом по€вились калькул€торы, высчитывающие мгновенно любые значени€ со значительно бќльшим числом знаков. Ќо все курсовые и дипломный проект пришлось считать на логарифмической линейке. ѕредшественник компьютера "‘еликс" (была така€ бесподобна€ машинка с ручкой) помогал складывать и вычитать, но весил так много, что не натаскаешьс€. +.

tra
Ћариса  аменска€

–еб€та, спасибо за понимание.  ак давно это было!  ак быстро и далеко шагнули технологии.
» это здорово! ’от€, немного и жаль той основательности, вдумчивости, когда ощущал каждое число и поворот алгоритма.

spe
Ћариса ѕопруга

я не технарь, не приходилось пользоватьс€, а написано интересно! +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+