icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

„то такое лексическое значение слова?

  • 11748
  • 6

„то такое лексическое значение слова?

‘ранцузскому писателю и журналисту јльфреду  апю принадлежит такой афоризм:

"—лово подобно мешку: оно принимает форму того, что в него вкладывают".

Ёти слова помогут нам ответить на вопрос, что же такое лексическое значение слова?

ќбраз мешка, хоть и достаточно приземлЄнный, напоминает нам о том, что не каждое слово имеет единственное значение, поэтому мешок может оказатьс€ очень т€жЄлым, ведь:

  • слова бывают как однозначными, так и многозначными;
  • их можно использовать либо в пр€мом, либо в переносном значении, что полностью зависит от контекста, в котором они используютс€.

ј ещЄ мы просто можем не знать, что обозначает слово, и ошибочно приписывать ему совершенно другой смысл. ѕоэтому нужно почаще загл€дывать в толковые словари, чтобы наша устна€ и письменна€ речь была точной, максимально пон€тной и не пестрила ошибками.

—лово науке!

¬ учебнике русского €зыка читаем:

Ћексическим значением слова называетс€ закрепленна€ в сознании говор€щих соотнесенность звукового комплекса €зыковой единицы с тем или иным €влением действительности.

Ќе очень пон€тно? “огда воспользуемс€ таким определением:

Ћексическое значение - это содержание слова, позвол€ющее получить представление о различных €влени€х, процессах, свойствах, предметах и так далее.

 аким же бывает лексический смысл слова ?

ќсновна€ часть слов выполн€ет так называемую номинативную функцию, то есть называет предметы, а также их различные свойства, выполн€емые действи€, процессы, €влени€. Ёти слова характеризуютс€ как полнозначные и самосто€тельные.

¬ыполн€€ номинативную функцию, каждое слово может обретать либо пр€мое, либо переносное значение.

ѕр€мое - предполагает непосредственную св€зь слова с вполне конкретным €влением реальной жизни, которое оно обозначает. Ќапример, строить означает возводить здани€ (в пр€мом значении), но это же слово будет обозначать мысленное намерение (строить планы), если его использовать в переносном значении.

ѕереносное значение считаетс€ вторичным, так как в процессе его по€влени€ название и свойства одного €влени€ перенос€тс€ на другое. ѕереносное значение основано на ассоциативных св€з€х: общих признаках, сходстве, функци€х и так далее.

≈щЄ один пример.

Ѕолото

ѕр€мое - топкое место.

ѕереносное - застойные процессы в обществе, застойное врем€.

Ћексическа€ сочетаемость

≈щЄ одним важным пон€тием, которое стоит упом€нуть, когда речь идЄт о лексическом значении, €вл€етс€ сочетаемость. Ќе каждое слово можно присоединить к другому.   тому же есть такие слова, которые можно назвать "несвободными", накрепко св€занными с другими и не используемые без этих слов.

—реди последних выдел€ют синтаксически или конструктивно обусловленные и фразеологически св€занные.

—интаксически обусловленные - разновидность переносного значени€, по€вл€ющегос€ в определЄнном контексте. ¬ данном случае слово начинает выполн€ть не свойственные ему функции.

Ќапример:

Ёх, ты, дуб непон€тливый!

”же справилс€? Ќу ты и молоток!

‘разеологическую св€зь можно обнаружить лишь в устойчивых выражени€х и словосочетани€х.   примеру, прилагательное "каштановый", имеющее значение "цвет", сочетаетс€ исключительно со словом "волосы", а закадычным может быть только друг.

ќбделЄнные слова

ќднако существует группа слов, у которых нет лексического значени€. Ёто

  • междомети€;
  • частицы;
  • союзы;
  • предлоги.

“ренируйтесь!

„тобы посто€нно пополн€ть свой словарный запас и точно знать, что обозначают те или иные слова, можно привить у себ€ привычку анализировать слова по следующему алгоритму:

    1. ¬ы€сните лексическое значение слова, которое оно имеет в контексте предложени€, и запишите его.

    2. ќпределите, сколько значений у этого слова: много или одно.

    3. ”становите, какое значение: пр€мое или переносное, - имеет анализируемое слово.4. ѕодберите синонимы.

    5. ѕодберите антоним.

    6. ќпределите происхождение слова.

    7. ”становите, насколько широко оно употребл€етс€ (общеупотребительное / ограниченное в употреблении, например, профессионализм).

    8. ќпределите, относитс€ ли слово к устаревшим.

    9. ”знайте, входит ли это слово в состав устойчивых выражений и фразеологизмов.

Ћексическое значение и орфографи€

¬ заключение отметим, что зачастую только знание лексического значени€ и контекст, в котором оно используетс€, преп€тствуют по€влению ошибок.

 лассический пример:

¬ м€гком кресле было удобно с»деть.

ќн начала рано с≈деть.

“о же самое можно сказать о правописании корней -равн- и -ровн-, -мак- и -мок-. „тобы не допускать ошибок при их написании, необходимо знать значение слов, в которых они пишутс€.

-равн- = одинаковый, равный // -ровн- = гладкий, ровный

-мак- = опускать в жидкость // -мок- = пропускать влагу

Ѕудьте внимательны со словом и наполн€йте каждый словарный мешок верным содержимым!


spe
Ћариса ѕопруга

ќтлична€ стать€! »счерпывающий ответ на вопрос и в отличие от учебника по русскому €зыку написано просто, пон€тно и интересно+++++++++++++

deb
Ќаталь€ –еутова

здорово! и теори€ и практика! все пон€тно и интересно (действительно, учебник очень проигрывает) +++++

deb
¬ероника √олубева

¬еликолепно! ќчень полезна€ стать€, особенно раздел "“ренируйтесь!"++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+