icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Бойко
Авто-мото

Что такое "крутящий момент двигателя"?

  • 3219
  • 7

Что такое "крутящий момент двигателя"?

Ч
Что же может интересовать людей, которые изучают многочисленные технические характеристики определенного автомобиля? В первую очередь - это мощность, затем следует расход топлива, а потом уже максимальная скорость автомобиля. А вот о крутящем моменте люди вспоминают достаточно редко. И очень даже зря.

Обычно мощность - это определяющий фактор, по которому оцениваются тяговые возможности мотора. Но кто же из автомобилистов не знает, что такое мощность? Вы можете спросить кого угодно, любого водителя без исключения и он вам скажет, что 100 л.с. - это вполне приемлемая мощность для небольшого хетчбэка, однако ее будет маловато для тяжелого седана. Однако, мало, кто по-настоящему понимает, что же такое крутящий момент.

Крутящий момент напрямую связан с таким понятием, как «лошадиные силы». Как мы все понимаем, лошадиные силы — это и есть мощность мотора. Запас силы мотора напрямую связан с количеством оборотов. Обычный мотор способен выдавать наиболее высокую мощность при 5000–6500 об/мин. Но это максимальная скорость и постоянно в таком режиме никто не ездит, особенно по городу. При обычной езде в городском потоке автомобиль движется с крутящим моментом 2000-3000 об/мин. Таким образом, если ваш автомобиль имеет мотор мощностью в 100 л.с., то при езде по городу вы будете иметь в запасе около 40-50 лошадиных сил.

Но одно дело ехать в потоке машин и совсем другое обгонять впереди едущую машину. Любой школьник знает, что при обгоне автомобиль движется с большей скоростью, чем при обычной езде в потоке. Вот для этого-то вам и понадобятся все 100 лошадиных сил, которые находятся под вашим капотом. Но как же собрать всех «лошадей» в один табун? Сразу собрать всех и не получится, мы будем делать это постепенно. Сначала раскрутим двигатель до 4000 об/мин — тогда в нашем распоряжении будет 70 «лошадок», затем мы разгоним мотор до 5000 об/мин и поголовье под капотом увеличится до 90 л.с., а при 6000 об/мин мы будем управлять всеми 100 лошадиными силами.

Вот тут и придет на помощь крутящий момент. Он ни кто иной, как пастух, который сгоняет и собирает всех наших «лошадей» в одну упряжку. Чем больше крутящий момент — тем лучше. А лучше тем, что это напрямую влияет на скорость сбора всех обещанных по паспорту лошадиных сил.

Важно, также, обратить внимание на то, при каких оборотах мотор развивает максимальный крутящий момент. Так, если двигатель выдает максимальный крутящий момент 4000 об/мин, то вам придется сначала разогнать автомобиль с обычных 2000-3000 об/мин (именно такой крутящий момент поддерживается при обычной езде). На это, в любом случае, уйдет какое-то время, а при обгоне, как мы знаем, оно на вес золота.

Лучше всего, когда максимальный крутящий момент выдается при 2000 об/мин. Вы просто на просто давите на газ и машина быстро и резво набирает ход и не теряет ни минуты на раскрутку мотора. Таким образом, запомните: очень хорошо и выгодно, когда двигатель выдает достаточно высокий крутящий момент на низких оборотах.

Если вас интересуют описание крутящего момента с точки зрения физики, то давайте рассмотрим это понятие на таком примере: возьмем палку и зажмем ее в тисках. Теперь давайте надавим на другой конец палки, так на нее начнет действовать крутящий момент. Он рассчитывается по простой формуле - сила, которая была приложена к рычагу, умножается на длину плеча силы. Для наглядности давайте подвесим десятикилограммовый груз на рычаг длиной в один метр. В этом случае, у нас будет крутящий момент равный десяти кгм. Теперь этот показатель нужно просто умножить на значение ускорения свободного падения, которое равно 9,81 м/с2. Таким образом, для того, чтобы получить больший крутящий момент нужно либо увеличить длину рычага, либо вес груза. Но в двигателе внутреннего сгорания нет ни палок, ни грузов, скажете вы. Дело в том, что их функцию выполняет кривошипно-шатунный механизм с поршнями. Крутящий момент образуется за счет сгорания горючей смеси, которая расширяется и, таким образом, толкает поршень вниз. А поршень давит на "колено" коленчатого вала через шатун.

Разные автомобили получают максимальный крутящий момент при разных режимах. Так, автомобиль с одним типом двигателя может иметь больший крутящий момент при малых оборотах, а автомобили с другим типом двигателя - только при достаточно высоких оборотах. Наиболее высоким крутящим моментом обладают многоцилиндровые двигатели, а также моторы с турбонаддувом и механическим наддувом. Чемпионами здесь по праву считаются «дизели».

spe
Елена Коробова

Помню, как-то изучали такую тему на уроках физики. Отличное описание. Мои ++++ ))

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+