icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ Ѕойко
јвто-мото

„то такое "крут€щий момент двигател€"?

  • 3566
  • 7

„то такое "крут€щий момент двигател€"?

„то же может интересовать людей, которые изучают многочисленные технические характеристики определенного автомобил€? ¬ первую очередь - это мощность, затем следует расход топлива, а потом уже максимальна€ скорость автомобил€. ј вот о крут€щем моменте люди вспоминают достаточно редко. » очень даже зр€.

ќбычно мощность - это определ€ющий фактор, по которому оцениваютс€ т€говые возможности мотора. Ќо кто же из автомобилистов не знает, что такое мощность? ¬ы можете спросить кого угодно, любого водител€ без исключени€ и он вам скажет, что 100 л.с. - это вполне приемлема€ мощность дл€ небольшого хетчбэка, однако ее будет маловато дл€ т€желого седана. ќднако, мало, кто по-насто€щему понимает, что же такое крут€щий момент.

 рут€щий момент напр€мую св€зан с таким пон€тием, как Ђлошадиные силыї.  ак мы все понимаем, лошадиные силы Ч это и есть мощность мотора. «апас силы мотора напр€мую св€зан с количеством оборотов. ќбычный мотор способен выдавать наиболее высокую мощность при 5000Ц6500 об/мин. Ќо это максимальна€ скорость и посто€нно в таком режиме никто не ездит, особенно по городу. ѕри обычной езде в городском потоке автомобиль движетс€ с крут€щим моментом 2000-3000 об/мин. “аким образом, если ваш автомобиль имеет мотор мощностью в 100 л.с., то при езде по городу вы будете иметь в запасе около 40-50 лошадиных сил.

Ќо одно дело ехать в потоке машин и совсем другое обгон€ть впереди едущую машину. Ћюбой школьник знает, что при обгоне автомобиль движетс€ с большей скоростью, чем при обычной езде в потоке. ¬от дл€ этого-то вам и понадоб€тс€ все 100 лошадиных сил, которые наход€тс€ под вашим капотом. Ќо как же собрать всех Ђлошадейї в один табун? —разу собрать всех и не получитс€, мы будем делать это постепенно. —начала раскрутим двигатель до 4000 об/мин Ч тогда в нашем распор€жении будет 70 Ђлошадокї, затем мы разгоним мотор до 5000 об/мин и поголовье под капотом увеличитс€ до 90 л.с., а при 6000 об/мин мы будем управл€ть всеми 100 лошадиными силами.

¬от тут и придет на помощь крут€щий момент. ќн ни кто иной, как пастух, который сгон€ет и собирает всех наших Ђлошадейї в одну упр€жку. „ем больше крут€щий момент Ч тем лучше. ј лучше тем, что это напр€мую вли€ет на скорость сбора всех обещанных по паспорту лошадиных сил.

¬ажно, также, обратить внимание на то, при каких оборотах мотор развивает максимальный крут€щий момент. “ак, если двигатель выдает максимальный крут€щий момент 4000 об/мин, то вам придетс€ сначала разогнать автомобиль с обычных 2000-3000 об/мин (именно такой крут€щий момент поддерживаетс€ при обычной езде). Ќа это, в любом случае, уйдет какое-то врем€, а при обгоне, как мы знаем, оно на вес золота.

Ћучше всего, когда максимальный крут€щий момент выдаетс€ при 2000 об/мин. ¬ы просто на просто давите на газ и машина быстро и резво набирает ход и не тер€ет ни минуты на раскрутку мотора. “аким образом, запомните: очень хорошо и выгодно, когда двигатель выдает достаточно высокий крут€щий момент на низких оборотах.

≈сли вас интересуют описание крут€щего момента с точки зрени€ физики, то давайте рассмотрим это пон€тие на таком примере: возьмем палку и зажмем ее в тисках. “еперь давайте надавим на другой конец палки, так на нее начнет действовать крут€щий момент. ќн рассчитываетс€ по простой формуле - сила, котора€ была приложена к рычагу, умножаетс€ на длину плеча силы. ƒл€ нагл€дности давайте подвесим дес€тикилограммовый груз на рычаг длиной в один метр. ¬ этом случае, у нас будет крут€щий момент равный дес€ти кгм. “еперь этот показатель нужно просто умножить на значение ускорени€ свободного падени€, которое равно 9,81 м/с2. “аким образом, дл€ того, чтобы получить больший крут€щий момент нужно либо увеличить длину рычага, либо вес груза. Ќо в двигателе внутреннего сгорани€ нет ни палок, ни грузов, скажете вы. ƒело в том, что их функцию выполн€ет кривошипно-шатунный механизм с поршн€ми.  рут€щий момент образуетс€ за счет сгорани€ горючей смеси, котора€ расшир€етс€ и, таким образом, толкает поршень вниз. ј поршень давит на "колено" коленчатого вала через шатун.

–азные автомобили получают максимальный крут€щий момент при разных режимах. “ак, автомобиль с одним типом двигател€ может иметь больший крут€щий момент при малых оборотах, а автомобили с другим типом двигател€ - только при достаточно высоких оборотах. Ќаиболее высоким крут€щим моментом обладают многоцилиндровые двигатели, а также моторы с турбонаддувом и механическим наддувом. „емпионами здесь по праву считаютс€ Ђдизелиї.


pro
≈лена  оробова

ѕомню, как-то изучали такую тему на уроках физики. ќтличное описание. ћои ++++ ))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+