icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

„то такое иудейский каганат?

  • 1961
  • 1

„то такое иудейский каганат?

»
»удейский каганатЕ странна€ и неожиданна€ формулировка, не правда ли? ћы привыкли говорить и Ђхазарском каганатеї, но разве было такое пон€тие у иудеев Ц т.е. у евреев?

“ут следует начать с разъ€снени€ одного недоразумени€. ƒело в том, что Ђиудеиї Ц это вообще не этнический термин, т.е. это слово не €вл€етс€ наименованием народа. ќшибка св€зана с тем, что мы привыкли говорить Ђиудеиї, подразумевать Ђевреиї, а ведь это неверно: этнический термин Ц Ђевреиї, а Ђиудеиї Ц обозначение религии. ѕравда, ошибку эту можно назвать закономерной: иудаизм, как и большинство древних религий, Ђприв€занї к еврейскому народу. ¬ажным моментом в этой религии €вл€етс€ представление о богоизбранности еврейского народа. Ќо в принципе нет никаких преп€тствий к тому, чтобы иуде€ми становились представители других народов Ц и даже народы в целом. »менно так поступили хазары Ц те самые хазары, Ђотмститьї которым Ђсбираетс€ вещий ќлегї.

»значально хазары были кочевым племенем. ¬ середине VII в. они одержали победу над булгарами, часть которых перекочевала за ƒунай, а оставшиес€ признали главенство хазар. ѕравитель хазар принимает титул кагана. ¬ кочевой иерархии это был высший титул Ц Ђхан хановї. — этого времени уже можно говорить о государстве Ц ’азарском каганате.

Ёто государство включало в себ€ территорию ѕредкавказь€, —реднего и Ќижнего ѕоволжь€, северо-западной части современного  азахстана, восток  рыма, ѕриазовье и степи до реки ƒнепр. –азумеетс€, изначально это государство было €зыческим, но во второй половине VIII в. здесь происходит примечательное событие, касающеес€ религиозной жизни хазар.

—огласно легенде, был устроен диспут между приверженцами трех религий Ц христианства, ислама и иудаизмаЕ помните? Ђѕовесть временных летї, кн€зь ¬ладимир принимает св€щеннослужителей разных религий, каждый из которых расписывает достоинства своей веры, а кн€зь, взвешива€ все их достоинства и недостатки, принимает решение, какую религию ввести на –усиЕ “рудно сказать, был ли такой диспут Ц и у нас, и у хазар Ц но выбор определенно был, поскольку он был неизбежен: развитие государства требует объедин€ющего начала, €зыческа€ религи€ с ее родовыми и племенными божествами таковой стать не можетЕ дл€ объединени€ страны нужна монотеистическа€ религи€, вопрос Ц кака€ именно.

„то дало –уси предпочтение, отданное кн€зем ¬ладимиром христианству, известно. ≈сли говорить о краткосрочной перспективе, речь шла о союзе с ¬изантией Ц самым могущественным государством той эпохи. ј вот хазарские власти сделали ставку на другую монотеистическую религию Ц иудаизм.

ѕочему именно иудаизм? ¬еро€тнее всего, это было св€зано с тем, что на территории, которую хазары контролировали, в том числе и на территории современного ƒагестана, откуда они происходили, жило большое количество евреев. ”ченые до сих пор спор€т, насколько глубоко проник иудаизм в хазарское общество Ц прин€ла ли его только Ђвластна€ верхушкаї или простые люди тоже это сделали, как он взаимодействовал с хазарским €зычествомЕ

Ќо в целом можно сказать, что это не было правильным шагом. —лишком уж большое место занимает в иудаизме иде€ избранности евреев, чтобы он мог стать объедин€ющим началом дл€ другого народа. ƒа и евреи на тот момент давно утратили свою государственность. ќсновной задачей иудаизма было сохранение самобытности в услови€х проживани€ среди иных народов, а не укрепление государства Ц и иудаизм с этой задачей не справилс€. ¬ середине X в. ’азарский каганат как государство прекратил свое существовании.


top
Halida Rojkova

ѕознавательно, интересно. —пасибо за доставленное удовольствие от чтени€ ¬ашей статьи.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+