Общество, охваченное на рубеже XVIII-XIX вв. склонностью к мистицизму, приняло месмеризм с восторгом. Но даже тогда находились скептики, замечающие, что на пациентов, ничего не знающие о магнетизме или относящиеся к нему с недоверием, флюид почему-то не действует, что привело к убеждению, что ведущую роль играет не мифический «животный магнетизм», а внушение.
Впервые такую точку зрения научно обосновал английский врач Дж. Брейд в 1841 г., он же ввёл термин «гипноз» (в переводе с греческого – «сон»).
С 70-х гг. XIX в. явлением гипноза вплотную занимался французский невропатолог Ж.М.Шарко. Он погружал испытуемых в гипнотическое состояние и внушал им, что у них парализована рука или нога – и паралич действительно наступал, и его так же легко можно было «вылечить». Но ведь так же происходит и при истерии, которую в то время связывали с нарушением деятельности матки! В своей книге «Исцеляющая вера» Шарко говорит о психосоматической природе некоторых заболеваний – и о решающей роли внушения в их лечении (именно так он объясняет чудесные исцеления с помощью икон, святых мощей и т.п.).
Ж.М.Шарко связывал и истерию, и гипноз с нарушениями в периферической нервной системе, а вот его современник А.О.Льебо и его последователи (т.н. школа Нанси) возражали: природа гипноза – не органическая и психологическая. И именно они оказались правы.
Занимались исследованием гипноза М.Бехтерев, И.Павлов, К.Платонов и другие отечественные исследователи. Производилось сравнение гипноза с естественным сном, наркотическим опьянением.
Каков же современный взгляд науки на гипноз?
Прежде всего – это изменённое состояние сознания (наряду со сном и опьянением). В отличие от обычного сна, в гипнотическое состояние человек искусственно вводится другим человеком посредством внушения. Ещё одно отличие от сна в том, что торможение охватывает не всю кору головного мозга – отдельные участки продолжают бодрствовать и сохраняют связь с гипнотизёром.
Погружение в гипнотическое состояние проходит несколько фаз.
В исходном состоянии – при бодрствовании – сильный раздражитель вызывает в нервных клетках сильную реакцию, слабый – слабую.
В первой гипнотической фазе – уравнительной – реакция и на сильный раздражитель, и на слабый, становится одинаково слабой.
В следующей фазе – парадоксальной – сильный раздражитель вызывает слабую реакцию, слабый – сильную. Эту фазу И.Павлов назвал фазой суггестии (внушения) – ведь слово является слабым раздражителем, здесь же оно приобретает колоссальную силу.
И наконец – ультрапарадоксальная фаза: тормозные раздражители вызывают положительную реакцию, а положительные раздражители вызывают торможение.
Погружение пациента в гипноз происходит при помощи специальных словесных формул, напоминающих о состояниях, связанных с погружением в обычный сон («Расслабьте мышцы рук» и т.п.).
Применять гипноз в нашей стране разрешено только врачам и только в медицинских целях (об этом следует помнить, натыкаясь в Интернете на заголовки типа «Научиться гипнозу самостоятельно – реально!» и т.п.) – и это неудивительно: гипноз – грозное «оружие». Возможности гипнотического внушения прямо-таки потрясают: человеку, находящемуся в тёплом помещении, говорят, что он на морозе –и он начинает дрожать от холода, покрываясь «гусиной кожей»; студенту консерватории, который только что блестяще исполнял этюды Ф.Шопена, говорят, что он ученик 1-го класса музыкальной школы – и он еле-еле выковыривает кривыми пальцами «Как под горкой-под горой»… Невольно напрашивается вопрос: а не станет ли человек в таком состоянии жертвой или даже орудием преступления?
А есть ли предел власти гипноза над человеческой психикой?
Да, есть!
…Загипнотизированной женщине вложили в руку нож и приказали заколоть человека; женщина забилась в припадке.
Другая испытуемая всё-таки выполнила приказ, но выйдя из гипнотического состояния, впала в страшную депрессию (хотя, разумеется, не помнила, что произошло). Выйти из этого состояния она смогла только после того, как её снова загипнотизировали и показали, что «человек», которого она ударила ножом, это манекен – что она никого не убивала.
Так что перед человеческими нравственными устоями бессилен даже гипноз. Человек всегда – даже в изменённом состоянии сознания – остаётся человеком… или – не-человеком.