Говоря о гареме, как правило, имеют в виду особое явление, сложившееся во времена Аббасидов – династии арабских халифов, правивших с 750 по 1258 гг. Этой традиции позже следовали и другие мусульманские правители. Гарем стал отдельным, замкнутым дворцовым комплексом – настолько замкнутым, что при Гаруне ар-Рашиде человек, присматривавший за его гаремом, запирал его на ночь и не выпускал из рук ключ. Кем были обитательницы гарема? Нет, не только жёнами! С конца IX в. некоторые арабские халифы, а впоследствии – правители Османской империи… могли вообще не иметь жён, ограничиваясь гаремами. Более того, когда турецкий султан Сулейман Великолепный женился-таки на наложнице Хюррем (известной также под именем Роксолана), это вызвало возмущение в народе: султан сосредоточил внимание на одной-единственной женщине – уж не околдовала ли она его?
Сколько женщин могло быть в гареме? У упоминавшегося уже Гаруна аль-Рашида их было около двух тысяч, но не все они были наложницами – были певицы, служанки, а наложниц, на которых была возложена особая миссия – вынашивать и рожать детей от халифа. Обращать в рабство мусульман и даже иноверцев, проживающих в мусульманском государстве, было запрещено – поэтому все эти женщины происходили из иных земель: либо пленницы, захваченные на войне, либо купленные на рынке рабов.
Первоначально всех этим «миром» управляли фаворитки султана, но с начала XVII в. главной в гареме становится валиде-султан – т.е. мать правителя. Её ближайшей помощницей была хазнедар-уста – экономка, казначейша. Далее по рангу следовали хасеки – главные жёны, которых могло быть только четыре. У каждой из них были личные апартаменты, рабыни. Среди прочих женщин привилегированное место занимали кадины – женщины, беременные от султана или уже родившие детей, которых признали законными принцами или принцессами (это было нелегко: ведь достичь такого положения хотелось всем, стоило женщине забеременеть – можно было не сомневаться: конкурентки сделают всё, чтобы дело не дошло до родов!). Именно одна из них становилась новой хасеки, если место освобождалось… Положения кадины имели шансы достичь икбал – девушки, на которых султан обратил внимание при посещении гарема. Обратил внимание – это не обязательно ткнул пальцем или заговорил с ней, достаточно того, что господин задержал на девушке взгляд. За такими знаками внимания следила валиде-султан.
Бывшие наложницы – уже не молодые – попадали в категорию кальф. Каждой из них полагался штат прислуги, они обучали «ремеслу» новоприбывших. Низшую ступень занимали одалиски, которых султан пока ещё ни разу не удостоил своим вниманием – а может быть, не и не удостоит никогда.
Наконец, в гареме были и обычные рабыни – они, в отличие от прочих, имели право покидать этот дворцовый комплекс, чтобы купить всё необходимое. А поскольку мужскую работу тоже кто-то должен был делать (ремонт, уход за садом, за лошадьми, заготовка дров и т.п.), то в гареме были и мужчины – разумеется, такие, которые не могли бы заинтересовать женщин. Не все они были евнухами (т.е. лишёнными признаков пола), но те, кто таковыми не являлись, обязаны были носить огромные воротники, мешающие смотреть по сторонам – чтобы не смотрели на принадлежащих султану женщин.
Какова была судьба этих женщин? Надоевшей монарху наложнице вполне могли выделить приданое и найти мужа (как правило, этим занимались кальфы). После смерти султана свободно уйти из гарема могли те женщины, которые родили от него дочерей, те же, что родили сыновей, должны были оставаться до восшествия на престол нового султана – и наперебой пытались устранить конкурентов собственных сыновей.
Турецкие гаремы ушли в прошлое вместе с Оттоманской империей в 1924 г., когда была провозглашена турецкая республика