Прежде всего, это транспортное средство, представляющее собой вагоны, передвигающиеся по рельсам. Только рельсы эти не располагаются на земле, а «подвешены» в воздухе. В движение же вагоны приводятся не локомотивом (как у поезда или трамвая), а канатная тяга.
Фуникулёры используются там, где рельеф местности не позволяет проложить обычную железную дорогу – как правило, там, где есть горы, где дорогу надо проложить «под уклон» – чаще всего под углом до тридцати пяти градусов, но есть фуникулёры и с большим уклоном. Настоящий «рекордсмен» – фуникулёр в австралийском городе Катумба, его уклон составляет целых 122 градуса! Впрочем, иногда уклон варьируется на разных участках трассы. Локомотиву такой крутой подъём одолеть достаточно сложно – потребуются дополнительные механические приспособления, которые не давали бы ему скатываться вниз… и сложно, и дорого, особенно если учесть, что речь идёт о небольшом расстоянии – всего-то несколько сотен метров.
В фуникулёре же имеются два конечных пункта (а больше при маленьком расстоянии и не нужно) – нижний и верхний. На верхнем пункте располагается электродвигатель. Он приводит в движение барабаны, на которые непрерывно наматывается стальной кабель, перекинутый через лебёдку в обоих пунктах. Канат уложен между опорными рельсами, а на нём жёстко закреплены два вагона. Получается нечто вроде «двойного лифта» – один вагон движется вверх, другой вниз. О вагонах следует сказать особа: их форма соответствует трассе, поставьте их на ровную поверхность – и они будут выглядеть «косыми».
По такой схеме фуникулёр делается чаще всего (таков, например, фуникулёр в Киеве). Впрочем, не всегда движение идёт непрерывно от верхней станции до нижней или обратно: на некоторых фуникулёрах есть промежуточные остановки. Так обстоит дело, например, на фуникулёре «Диана» в Карловых Варах. Нижняя станция, под названием «Старый луг», находится возле гостиницы «Гранд-отель Пупп», промежуточная станция – «Олений прыжок», здесь можно увидеть скульптуру с таким названием (но если хотите посмотреть на неё, не забудьте, что остановка здесь – по требованию пассажиров), верхняя же станция – смотровая башня «Диана» на холме, именуемом «Вершиной Дружбы», откуда открывается чудесный вид на Карловы Вары.
Карловаровский фуникулёр «Диана» построен в 1912 г., а вот в Неаполе это чудо техники оценили несколько раньше – в 1880 г. Впрочем, оценили – это громко сказано: построить-то его построили, но туристы – видимо, не очень доверяя техническому новшеству – предпочитали добираться до Везувия по старинке, пешком. Владельцы фуникулёра несли серьёзные убытки, и ожидало бы их полное банкротство, но… не забудем, что дело было в Италии – стране бельканто, стране музыки и песен! Тем более, приближался традиционный неаполитанский праздник песни – Пьедигротта. И вот, владельцы фуникулёра заказывают песню, которая воспевала бы это транспортное средство. Выполнить заказ взялись журналист П.Турко и композитор Л.Денца… вот так и родилась неаполитанская песня «Funiculì, Funiculà» (известная у нас как «На качелях»), с которой мы начали разговор!
Результат превзошёл все ожидания – публика потянулась к новому транспорту… да и как было не потянуться с такой-то романтикой:
«Мы несёмся, мы мчимся вверх,
«На фуникулёре, на фуникулёре.
Мы мчимся вверх на фуникулёре…
И вот видна Франция, Прочида и Испания,
А я вижу только тебя, я вижу только тебя…
Нас уносит в небо, нас уносит в небо…»
Прибавьте к этому искромётную итальянскую мелодию – и вам захочется последовать за героями песни «к белым облакам»!
Как видим, даже реклама не всегда бывает абсолютным злом – иногда на этом поприще создаются истинные шедевры.