icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое фуникулёр?

  • 4169
  • 4

Что такое фуникулёр?

В
«Выше, выше, к белым облакам!» – если вы слышали эту чудесную неаполинатскую песню в исполнении Марио Ланца, Беньямино Джильи или Лучано Паваротти, вы не забудете этого никогда! Впрочем, поют её и отечественные теноры (так, прекрасно исполнял её любимец костромской публики – и не только костромской! – «русский Паваротти» Анатолий Яровой). В русском переводе поётся о качелях (даже название песни переводят как «На качелях» или «Качели»), но в оригинале речь идёт совсем о другом техническом приспособлении – о фуникулёре. Что же это такое?

Прежде всего, это транспортное средство, представляющее собой вагоны, передвигающиеся по рельсам. Только рельсы эти не располагаются на земле, а «подвешены» в воздухе. В движение же вагоны приводятся не локомотивом (как у поезда или трамвая), а канатная тяга.

Фуникулёры используются там, где рельеф местности не позволяет проложить обычную железную дорогу – как правило, там, где есть горы, где дорогу надо проложить «под уклон» – чаще всего под углом до тридцати пяти градусов, но есть фуникулёры и с большим уклоном. Настоящий «рекордсмен» – фуникулёр в австралийском городе Катумба, его уклон составляет целых 122 градуса! Впрочем, иногда уклон варьируется на разных участках трассы. Локомотиву такой крутой подъём одолеть достаточно сложно – потребуются дополнительные механические приспособления, которые не давали бы ему скатываться вниз… и сложно, и дорого, особенно если учесть, что речь идёт о небольшом расстоянии – всего-то несколько сотен метров.

В фуникулёре же имеются два конечных пункта (а больше при маленьком расстоянии и не нужно) – нижний и верхний. На верхнем пункте располагается электродвигатель. Он приводит в движение барабаны, на которые непрерывно наматывается стальной кабель, перекинутый через лебёдку в обоих пунктах. Канат уложен между опорными рельсами, а на нём жёстко закреплены два вагона. Получается нечто вроде «двойного лифта» – один вагон движется вверх, другой вниз. О вагонах следует сказать особа: их форма соответствует трассе, поставьте их на ровную поверхность – и они будут выглядеть «косыми».

По такой схеме фуникулёр делается чаще всего (таков, например, фуникулёр в Киеве). Впрочем, не всегда движение идёт непрерывно от верхней станции до нижней или обратно: на некоторых фуникулёрах есть промежуточные остановки. Так обстоит дело, например, на фуникулёре «Диана» в Карловых Варах. Нижняя станция, под названием «Старый луг», находится возле гостиницы «Гранд-отель Пупп», промежуточная станция – «Олений прыжок», здесь можно увидеть скульптуру с таким названием (но если хотите посмотреть на неё, не забудьте, что остановка здесь – по требованию пассажиров), верхняя же станция – смотровая башня «Диана» на холме, именуемом «Вершиной Дружбы», откуда открывается чудесный вид на Карловы Вары.

Карловаровский фуникулёр «Диана» построен в 1912 г., а вот в Неаполе это чудо техники оценили несколько раньше – в 1880 г. Впрочем, оценили – это громко сказано: построить-то его построили, но туристы – видимо, не очень доверяя техническому новшеству – предпочитали добираться до Везувия по старинке, пешком. Владельцы фуникулёра несли серьёзные убытки, и ожидало бы их полное банкротство, но… не забудем, что дело было в Италии – стране бельканто, стране музыки и песен! Тем более, приближался традиционный неаполитанский праздник песни – Пьедигротта. И вот, владельцы фуникулёра заказывают песню, которая воспевала бы это транспортное средство. Выполнить заказ взялись журналист П.Турко и композитор Л.Денца… вот так и родилась неаполитанская песня «Funiculì, Funiculà» (известная у нас как «На качелях»), с которой мы начали разговор!

Результат превзошёл все ожидания – публика потянулась к новому транспорту… да и как было не потянуться с такой-то романтикой:

«Мы несёмся, мы мчимся вверх,

«На фуникулёре, на фуникулёре.

Мы мчимся вверх на фуникулёре…

И вот видна Франция, Прочида и Испания,

А я вижу только тебя, я вижу только тебя…

Нас уносит в небо, нас уносит в небо…»

Прибавьте к этому искромётную итальянскую мелодию – и вам захочется последовать за героями песни «к белым облакам»!

Как видим, даже реклама не всегда бывает абсолютным злом – иногда на этом поприще создаются истинные шедевры.

deb
Наталья Зубова

Лена, замечательная статья. Узнала что - то новенькое. Мои +++

spe
Лариса Попруга

Кстати, на фото, по-моему, киевский фуникулер. Он был открыт в Киеве в 1905 году и до сих пор работает. Несмотря на то, что это общественный транспорт, он причислен к памятникам архитектуры. И киевляне довольно активно им пользуются, чтобы добраться с Подола на Владимирскую горку (в Верхний город). Бывая в Киеве, я тоже несколько раз на нем ездила. Кстати, я тоже бронировала эту тему, хотела рассказать именно о киевском фуникулере, но времени не хватило статью написать. Киев, какой красивый город, с особенной атмосферой, особенно историческая часть, Подол, там, что ни дом, то памятник архитетуры, а сколько там храмов, многие здания занесены в мировое наследие ЮНЕСКО!!! Правда, нынешняя власть просто уродует город современными постройками, а многие здания просто исключают из списка памятников архитектуры и потом их или сносят, или перестраивают на свой лад. А с Андреевским спуском, где находится дом-музей Михаила Булгакова что творят (в нем кстати и "Дни Турбиных" снимали), грустно на все это смотреть. Правда, активисты и общественные организации борятся с этим произволом, но они везде поспеть не могут, пока одно строительство запретят, ушлые бизнесмены уже десять домов разрушат и получат разрешение на постройку своих бизнес-центров(((((((((

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+