icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Праздники

Что такое Еврейский Новый год и как его празднуют?

  • 1243
  • 9

Что такое Еврейский Новый год и как его празднуют?

Е
Еврейский календарь, как известно, лунно-солнечный. Что это означает?

Месяцы в еврейском календаре исчисляются по вращению Луны вокруг Земли и их начала определяются по новолуниям. Всего в году 12 лунных месяцев.

Прямого и очевидного соответствия между датами лунного календаря и привычного нам календаря григорианского нет. Более того, календарные даты «чистого» лунного календаря постепенно сдвигаются относительно сезонов года.

Однако важнейшие еврейские праздники привязаны к временам года. Например, еврейская пасха (Песах) должна всегда приходится на полнолуние весеннего месяца нисана (что приблизительно соответствует концу месяца апреля по григорианскому календарю). Поэтому для сохранения привязки к годовым сезонам лунный календарь, являющийся основой еврейского летоисчисления, скорректирован. В него периодически добавляют дополнительный месяц. Год с дополнительным месяцем называется високосным. Всего за цикл в 19 лет добавляются 7 високосных лет. Это годы с номерами 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19. Благодаря такой корректировке календаря в еврейском календаре праздники всегда приходятся на одно и то же число.

Еврейские праздники – тема для отдельного рассказа. Они связаны либо с повелениями Бога, записанными в Библии, либо с событиями древними, в которых Бог являл людям свое могущество, силу и любовь. Поэтому за любым еврейским праздником стоит тысячелетняя традиция. Самый «молодой» из еврейских праздников – зимний праздник Ханука, относится к временам Александра Македонского.

Еврейский Новый год празднуют два дня в новолуние осеннего месяца тишрей. На иврите этот праздник называется «Рош а-Шана» («Начало года»). Еврейский Новый год приходится на сентябрь или октябрь григорианского календаря. Его празднуют два дня подряд. Отсчет дней нового еврейского года начинается с первого тишрея. При этом тишрей – не первый, а седьмой месяц еврейского календаря. Первым месяцем считается месяц нисан, когда празднуют Пасху.

Непривычно? И это – не единственная странность еврейского летоисчисления по сравнению с тем календарем, к которому мы привыкли. Например, существует еще один Новый год, приходящийся на середину зимнего месяца швата (это приблизительно январь или февраль). В месяце шват деревья в Святой земле оживают после прошедших зимних ливней. Поэтому возраст деревьев начинают исчислять с 15 швата. Этот праздник «Ту би-Шват» поэтому называется «Новым годом деревьев».

Это характеризует еще одно свойство еврейского календаря. Он очень сильно привязан к природному циклу в восточном Средиземноморье, где зародился еврейский народ. По нему буквально можно предсказывать погоду в Святой Земле.

Зная особенности еврейского календаря, начинаешь понимать некоторые якобы странности русского летоисчисления. Так, известно, что в дохристианское время началом года считался день весеннего равноденствия, начало весны. Потом, с принятием христианства, счет лет начали вести от сотворения мира, а начало года перенесли на осень, как это записано в Библии. И только Петр I своим указом «сдвинул» празднование Нового года на 1 января. Правда, на 1 января по юлианскому календарю.

В старом русском календаре запечатлена также попытка привязать местные погодные реалии к различным праздникам. Всем известен «народный календарь», в котором с днями тех или иных святых связываются различные приметы, позволяющие предсказывать погоду, иной раз на значительный срок. Предсказательная сила «народного календаря» довольно велика, хотя и ограничена пределами центральных районов России.

Но вернемся к еврейскому Новому году. Этот праздник знаменует сотворение мира, которое по расчетам мудрецов было завершено как раз 1 тишрея. В еврейском календаре счет годов ведется именно от сотворения мира. Недавно наступил 5776 год еврейского календаря.

Кроме того, считается, что в день Нового года Бог судит весь мир и каждому человеку выносит приговор, в частности, жить ему в наступающем году или умереть.

Но приговор, вынесенный в Новый год, не окончательный. Судный день («Йом Кипур»), в который этот приговор утверждается и «запечатывается» Божественной печатью, только через 10 дней. За это время у человека еще есть время на раскаяние и на возможное смягчение Божьего приговора. Раскаянию и молитвам посвящены десять дней между Новым годом и Судным днем. Эти дни иногда называют «страшные дни». Чтобы напомнить о Божьем суде все эти десять дней в синагогах трубят в шофар. Шофар – это древний сигнальный духовой инструмент, который представляет собой бараний рог. Звук у шофара пронзительный и хорошо слышный. В дни от Нового года до Судного дня эти звуки раздаются из синагог во всех населенных пунктах Израиля. Во все дни от Нового года до Судного дня люди при встрече желают друг другу хорошего наступающего года и хорошей подписи в книге судеб.

На самом деле иудаизм придает большое значение не только Божьему прощению, но и прощению других людей. Последний месяц еврейского года, элуль, посвящен именно взаимному прощению. Человек должен припомнить все что случилось с ним в проходящем году, подумать, не обидел ли он кого словом или действием и постараться исправить свой проступок, попросить прощения именно у того человека, кому обида была нанесена. Неплохой обычай, не правда ли?

Новогодние дни проводят в молитвах. Есть специальный набор молитв для новолетия, несколько больший по объему, чем обычный набор молитв. Как уже было сказано, между Новым Годом и Судным во время молитвы в синагоге трубят в шофар.

Новый Год отмечают специальной новогодней трапезой. Согласно традиции на этой трапезе обязательно должны быть несколько блюд, имеющих символическое значение. Эти же блюда часто изображают на картинках, посвященных еврейскому Новому году.

Во-первых, это яблоко с медом, символизирующее пожелание того, чтобы следующий год был сладким и счастливым. Во-вторых, это круглая праздничная булка-хала с изюмом, символизирующая пожелание того, чтобы наступающий год был полным впечатлений и радостей и здоровым. В-третьих, на столе присутствует рыба, причем обязательно с головой и с хвостом, иллюстрирующая пожелание: «чтобы быть нам всегда в голове, а не в хвосте». Наконец, на столе должен быть гранат, который как раз вызревает к этому времени. Гранат – символ плодородия, пожелание в будущем году обильного урожая и не менее обильного потомства. Кроме того, некоторые считают, что в гранате ровно 613 зернышек. Ровно столько же в Библии имеется Божьих заповедей, которые следует выполнять.

Как видим, Новый год – немаловажный праздник в еврейском календаре. Он фактически является началом череды дней, знаменующих процесс «открытия» нового годичного цикла. Начало еврейского Нового года празднуется во всех еврейских общинах мира. Естественно, еврейский Новый год – государственный праздник Израиля.

top
Halida Rojkova

Отличная традиция - просить прощения у всех, кого вольно или невольно обидел в уходящем году!

pro
Тамара Меркулова

Расшифрованы все символические плоды, изображенные на открытке-иллюстрации.

spe
Юлия Дворникова

Ужасно интересно, всё то, что неизвестно!
Всё то, что неизвестно ужасно интересно!!! +++++++++++++

top
Halida Rojkova

Семен! Вас можно поздравить? Отныне Вы "Специалист"! Хотя я считаю, что Вы с первых статей - Мастер! Удачных Вам работ и интересных тем!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+