icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
ѕраздники

„то такое ≈врейский Ќовый год и как его празднуют?

  • 2590
  • 9

„то такое ≈врейский Ќовый год и как его празднуют?

≈врейский календарь, как известно, лунно-солнечный. „то это означает?

ћес€цы в еврейском календаре исчисл€ютс€ по вращению Ћуны вокруг «емли и их начала определ€ютс€ по новолуни€м. ¬сего в году 12 лунных мес€цев.

ѕр€мого и очевидного соответстви€ между датами лунного календар€ и привычного нам календар€ григорианского нет. Ѕолее того, календарные даты Ђчистогої лунного календар€ постепенно сдвигаютс€ относительно сезонов года.

ќднако важнейшие еврейские праздники прив€заны к временам года. Ќапример, еврейска€ пасха (ѕесах) должна всегда приходитс€ на полнолуние весеннего мес€ца нисана (что приблизительно соответствует концу мес€ца апрел€ по григорианскому календарю). ѕоэтому дл€ сохранени€ прив€зки к годовым сезонам лунный календарь, €вл€ющийс€ основой еврейского летоисчислени€, скорректирован. ¬ него периодически добавл€ют дополнительный мес€ц. √од с дополнительным мес€цем называетс€ високосным. ¬сего за цикл в 19 лет добавл€ютс€ 7 високосных лет. Ёто годы с номерами 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19. Ѕлагодар€ такой корректировке календар€ в еврейском календаре праздники всегда приход€тс€ на одно и то же число.

≈врейские праздники Ц тема дл€ отдельного рассказа. ќни св€заны либо с повелени€ми Ѕога, записанными в Ѕиблии, либо с событи€ми древними, в которых Ѕог €вл€л люд€м свое могущество, силу и любовь. ѕоэтому за любым еврейским праздником стоит тыс€челетн€€ традици€. —амый Ђмолодойї из еврейских праздников Ц зимний праздник ’анука, относитс€ к временам јлександра ћакедонского.

≈врейский Ќовый год празднуют два дн€ в новолуние осеннего мес€ца тишрей. Ќа иврите этот праздник называетс€ Ђ–ош а-Ўанаї (ЂЌачало годаї). ≈врейский Ќовый год приходитс€ на сент€брь или окт€брь григорианского календар€. ≈го празднуют два дн€ подр€д. ќтсчет дней нового еврейского года начинаетс€ с первого тишре€. ѕри этом тишрей Ц не первый, а седьмой мес€ц еврейского календар€. ѕервым мес€цем считаетс€ мес€ц нисан, когда празднуют ѕасху.

Ќепривычно? » это Ц не единственна€ странность еврейского летоисчислени€ по сравнению с тем календарем, к которому мы привыкли. Ќапример, существует еще один Ќовый год, приход€щийс€ на середину зимнего мес€ца швата (это приблизительно €нварь или февраль). ¬ мес€це шват деревь€ в —в€той земле оживают после прошедших зимних ливней. ѕоэтому возраст деревьев начинают исчисл€ть с 15 швата. Ётот праздник Ђ“у би-Ўватї поэтому называетс€ ЂЌовым годом деревьевї.

Ёто характеризует еще одно свойство еврейского календар€. ќн очень сильно прив€зан к природному циклу в восточном —редиземноморье, где зародилс€ еврейский народ. ѕо нему буквально можно предсказывать погоду в —в€той «емле.

«на€ особенности еврейского календар€, начинаешь понимать некоторые €кобы странности русского летоисчислени€. “ак, известно, что в дохристианское врем€ началом года считалс€ день весеннего равноденстви€, начало весны. ѕотом, с прин€тием христианства, счет лет начали вести от сотворени€ мира, а начало года перенесли на осень, как это записано в Ѕиблии. » только ѕетр I своим указом Ђсдвинулї празднование Ќового года на 1 €нвар€. ѕравда, на 1 €нвар€ по юлианскому календарю.

¬ старом русском календаре запечатлена также попытка прив€зать местные погодные реалии к различным праздникам. ¬сем известен Ђнародный календарьї, в котором с дн€ми тех или иных св€тых св€зываютс€ различные приметы, позвол€ющие предсказывать погоду, иной раз на значительный срок. ѕредсказательна€ сила Ђнародного календар€ї довольно велика, хот€ и ограничена пределами центральных районов –оссии.

Ќо вернемс€ к еврейскому Ќовому году. Ётот праздник знаменует сотворение мира, которое по расчетам мудрецов было завершено как раз 1 тишре€. ¬ еврейском календаре счет годов ведетс€ именно от сотворени€ мира. Ќедавно наступил 5776 год еврейского календар€.

 роме того, считаетс€, что в день Ќового года Ѕог судит весь мир и каждому человеку выносит приговор, в частности, жить ему в наступающем году или умереть.

Ќо приговор, вынесенный в Ќовый год, не окончательный. —удный день (Ђ…ом  ипурї), в который этот приговор утверждаетс€ и Ђзапечатываетс€ї Ѕожественной печатью, только через 10 дней. «а это врем€ у человека еще есть врем€ на раска€ние и на возможное см€гчение Ѕожьего приговора. –аска€нию и молитвам посв€щены дес€ть дней между Ќовым годом и —удным днем. Ёти дни иногда называют Ђстрашные дниї. „тобы напомнить о Ѕожьем суде все эти дес€ть дней в синагогах труб€т в шофар. Ўофар Ц это древний сигнальный духовой инструмент, который представл€ет собой бараний рог. «вук у шофара пронзительный и хорошо слышный. ¬ дни от Ќового года до —удного дн€ эти звуки раздаютс€ из синагог во всех населенных пунктах »зраил€. ¬о все дни от Ќового года до —удного дн€ люди при встрече желают друг другу хорошего наступающего года и хорошей подписи в книге судеб.

Ќа самом деле иудаизм придает большое значение не только Ѕожьему прощению, но и прощению других людей. ѕоследний мес€ц еврейского года, элуль, посв€щен именно взаимному прощению. „еловек должен припомнить все что случилось с ним в проход€щем году, подумать, не обидел ли он кого словом или действием и постаратьс€ исправить свой проступок, попросить прощени€ именно у того человека, кому обида была нанесена. Ќеплохой обычай, не правда ли?

Ќовогодние дни провод€т в молитвах. ≈сть специальный набор молитв дл€ новолети€, несколько больший по объему, чем обычный набор молитв.  ак уже было сказано, между Ќовым √одом и —удным во врем€ молитвы в синагоге труб€т в шофар.

Ќовый √од отмечают специальной новогодней трапезой. —огласно традиции на этой трапезе об€зательно должны быть несколько блюд, имеющих символическое значение. Ёти же блюда часто изображают на картинках, посв€щенных еврейскому Ќовому году.

¬о-первых, это €блоко с медом, символизирующее пожелание того, чтобы следующий год был сладким и счастливым. ¬о-вторых, это кругла€ празднична€ булка-хала с изюмом, символизирующа€ пожелание того, чтобы наступающий год был полным впечатлений и радостей и здоровым. ¬-третьих, на столе присутствует рыба, причем об€зательно с головой и с хвостом, иллюстрирующа€ пожелание: Ђчтобы быть нам всегда в голове, а не в хвостеї. Ќаконец, на столе должен быть гранат, который как раз вызревает к этому времени. √ранат Ц символ плодороди€, пожелание в будущем году обильного урожа€ и не менее обильного потомства.  роме того, некоторые считают, что в гранате ровно 613 зернышек. –овно столько же в Ѕиблии имеетс€ Ѕожьих заповедей, которые следует выполн€ть.

 ак видим, Ќовый год Ц немаловажный праздник в еврейском календаре. ќн фактически €вл€етс€ началом череды дней, знаменующих процесс Ђоткрыти€ї нового годичного цикла. Ќачало еврейского Ќового года празднуетс€ во всех еврейских общинах мира. ≈стественно, еврейский Ќовый год Ц государственный праздник »зраил€.


top
Halida Rojkova

ќтлична€ традици€ - просить прощени€ у всех, кого вольно или невольно обидел в уход€щем году!

pro
“амара ћеркулова

–асшифрованы все символические плоды, изображенные на открытке-иллюстрации.

spe
ёли€ ƒворникова

”жасно интересно, всЄ то, что неизвестно!
¬сЄ то, что неизвестно ужасно интересно!!! +++++++++++++

top
Halida Rojkova

—емен! ¬ас можно поздравить? ќтныне ¬ы "—пециалист"! ’от€ € считаю, что ¬ы с первых статей - ћастер! ”дачных ¬ам работ и интересных тем!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+