icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ќбучение

„то такое ассонанс?

  • 1726
  • 9

„то такое ассонанс?

—тихи невозможно пересказать Ђпростыми словамиї. ѕотому что в поэзии важно не только о чем говоритс€. “о, как говоритс€ не менее важно. ѕоэтическа€ речь в высшей степени выразительна и использует дл€ выразительности не только смысл слов, но и их Ђмузыкуї. ¬от, прислушайтесь, а еще лучше проговорите вслух всего четыре строчки:

я знаю силу слов, € знаю слов набат.

ќни не те, которым рукоплещут ложи.

ќт слов таких срываютс€ гроба

шагать четверкою своих дубовых ножек.

¬се здесь хорошо подобрано: и мысль, и образ (гробы, подгон€емые набатом слов Ц мощно!), и само звучание этих слов, удар€ющее, погон€ющее и подгон€ющее.

ћастерство поэта в том и состоит, чтобы выбрать и вставить в строчку такие слова, от которых строчка заиграла бы, запела, ударила бы по сознанию. “о есть выполнила бы то, ради чего стихотворение и пишетс€.

ѕоэт выбирает слова подсознательно. „аще всего он сам не сможет объ€снить, почему выбрано именно данное слово, и почему оно вдруг придало фразе необычайную звонкость. Ћитературоведы пытаютс€ это осознать. ѕо их наблюдени€м, фонетическую выразительность (Ђзвучностьї) речи, как поэтической, так и прозаической, сообщает своеобразна€ перекличка звуков. ≈сли текст составлен из слов похожего звучани€, между этими словами возникает взаимное сближение, и текст будто бы прошиваетс€ насквозь звен€щей серебр€ной нитью.

¬ечерний звон, вечерний звон!

 ак много дум наводит он

ќ юных дн€х в краю родном,

√де € любил, где отчий дом

¬едь звен€т, слова этого стихотворени€, звен€т, словно колокола, о которых это стихотворение рассказывает!

ћузыкальным и €рким текст делают правильные повторы гласных (в данном примере, гласных звуковых пар е Ц о и о Ц у) и согласных звуковых пар. »х Ђперезвонї подчеркивает главные слова куплета: Ђ¬ечерний звонї. ѕотому-то так легко это стихотворение стало песней, что в нем уже была спр€тана внутренн€€ мелоди€.

«вукова€ инструментовка стиха иной раз, словно картинка, дополн€ет образ, создаваемый словом. ѕример такой Ђзвукописиї Ц перва€ строфа Ђћедного всадникаї.  аждые две строчки в такт описываемым пейзажам ѕетербурга мен€етс€ звукова€ мелоди€, а две последние строчки Ц словно укол в не темнеющие летние небеса золотой иголкой јдмиралтейства.

«вуковую мелодию стиха создают два приема. ќдин из них называетс€ аллитерацией. ќб этом приеме написано в статье ’алиды –ожковой, напечатанной 23.09.2015. јллитераци€ Ц это повторение согласных звуков. “акое повторение подобно ударам барабанных палочек подчеркивает ритм стихотворени€.

∆гли мосты

Ќа дорогах от Ѕреста к ћоскве.

Ўли солдаты,

ќт беженцев взгл€д отвод€.

» на башн€х

«акопанных в пашни  ¬

¬ысыхали т€желые капли дожд€.

¬торой прием звуковой инструментовки стиха создает ассонанс или же гармони€ гласных звуков.

јссонанс основан на том, что звуки речи, даже если они произнос€тс€ вне слов, вызывают у нас некоторые, очень обобщенные незвуковые ассоциации. ѕричем эти ассоциации не св€заны со звукоподражанием. Ќащупать подобные ассоциации пыталс€ ¬елимир ’лебников:

Ѕобэоби пелись губы,

¬ээоми пелись взоры,

ѕиээо пелись брови,

Ћиэээй Ч пелс€ облик,

’от€, конечно, в подобных ассоциаци€х много субъективного. ј у некоторых людей такие ассоциации вообще не воздействуют на сознание. ’от€ звучание некоторых слов довольно сильно вли€ет на их воспри€тие. Ћили€ и репей Ц совершенно разные растени€, не правда ли? “ак же как балалайка и арфа.

јссонанс Ц это повторение одного или пары гласных звуков. ќсобенность ассонанса в русском стихосложении св€зано с таким €влением, как редукци€ гласных, на которые не падает ударение. Ѕезударное Ђої превращаетс€ в Ђаї, безударное Ђеї Ц в Ђиї. ѕоэтому в русских стихах ассонансы могут образовывать звуки, представл€емые на письме разными буквами.

“рава умыта ливнем, и дышитс€ легко,

» нет уже в помине т€желых облаков,

» радуга дугою повисла над дождем,

» снова мы с тобою в «венигород идем.

јссонансы, будучи встроенными в стихи, не только озвучивают их, но и создают вокруг значащих слов некоторый ореол ассоциаций. “аким образом, ассонанс в поэтической речи €вл€етс€ средством достижени€ дополнительного к смыслу стилистического эффекта.


pro
“амара ћеркулова

Ќеужели все эти умные литературоведческие термины помогают лучше пон€ть поэзию?

top
Halida Rojkova

ѕон€ть - вр€д ли, а вот прочувствовать, ощутить волшебство звука - точно помогают. +++

spe
ёли€ ƒворникова

—лышишь врем€ гудит - Ѕјћ!
Ќа просторах крутых - Ѕјћ!
» больша€ тайга покор€етс€ нам!

я правильно пон€ла?

pro
—емен ÷ыгановский

Ќе везде указаны авторы текстов. Ёто оплошка автора или сделано специально?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+