icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Обучение

Что такое ассонанс?

  • 908
  • 9

Что такое ассонанс?

С
Стихи невозможно пересказать «простыми словами». Потому что в поэзии важно не только о чем говорится. То, как говорится не менее важно. Поэтическая речь в высшей степени выразительна и использует для выразительности не только смысл слов, но и их «музыку». Вот, прислушайтесь, а еще лучше проговорите вслух всего четыре строчки:

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

шагать четверкою своих дубовых ножек.

Все здесь хорошо подобрано: и мысль, и образ (гробы, подгоняемые набатом слов – мощно!), и само звучание этих слов, ударяющее, погоняющее и подгоняющее.

Мастерство поэта в том и состоит, чтобы выбрать и вставить в строчку такие слова, от которых строчка заиграла бы, запела, ударила бы по сознанию. То есть выполнила бы то, ради чего стихотворение и пишется.

Поэт выбирает слова подсознательно. Чаще всего он сам не сможет объяснить, почему выбрано именно данное слово, и почему оно вдруг придало фразе необычайную звонкость. Литературоведы пытаются это осознать. По их наблюдениям, фонетическую выразительность («звучность») речи, как поэтической, так и прозаической, сообщает своеобразная перекличка звуков. Если текст составлен из слов похожего звучания, между этими словами возникает взаимное сближение, и текст будто бы прошивается насквозь звенящей серебряной нитью.

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом

Ведь звенят, слова этого стихотворения, звенят, словно колокола, о которых это стихотворение рассказывает!

Музыкальным и ярким текст делают правильные повторы гласных (в данном примере, гласных звуковых пар е – о и о – у) и согласных звуковых пар. Их «перезвон» подчеркивает главные слова куплета: «Вечерний звон». Потому-то так легко это стихотворение стало песней, что в нем уже была спрятана внутренняя мелодия.

Звуковая инструментовка стиха иной раз, словно картинка, дополняет образ, создаваемый словом. Пример такой «звукописи» – первая строфа «Медного всадника». Каждые две строчки в такт описываемым пейзажам Петербурга меняется звуковая мелодия, а две последние строчки – словно укол в не темнеющие летние небеса золотой иголкой Адмиралтейства.

Звуковую мелодию стиха создают два приема. Один из них называется аллитерацией. Об этом приеме написано в статье Халиды Рожковой, напечатанной 23.09.2015. Аллитерация – это повторение согласных звуков. Такое повторение подобно ударам барабанных палочек подчеркивает ритм стихотворения.

Жгли мосты

На дорогах от Бреста к Москве.

Шли солдаты,

От беженцев взгляд отводя.

И на башнях

Закопанных в пашни КВ

Высыхали тяжелые капли дождя.

Второй прием звуковой инструментовки стиха создает ассонанс или же гармония гласных звуков.

Ассонанс основан на том, что звуки речи, даже если они произносятся вне слов, вызывают у нас некоторые, очень обобщенные незвуковые ассоциации. Причем эти ассоциации не связаны со звукоподражанием. Нащупать подобные ассоциации пытался Велимир Хлебников:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Хотя, конечно, в подобных ассоциациях много субъективного. А у некоторых людей такие ассоциации вообще не воздействуют на сознание. Хотя звучание некоторых слов довольно сильно влияет на их восприятие. Лилия и репей – совершенно разные растения, не правда ли? Так же как балалайка и арфа.

Ассонанс – это повторение одного или пары гласных звуков. Особенность ассонанса в русском стихосложении связано с таким явлением, как редукция гласных, на которые не падает ударение. Безударное «о» превращается в «а», безударное «е» – в «и». Поэтому в русских стихах ассонансы могут образовывать звуки, представляемые на письме разными буквами.

Трава умыта ливнем, и дышится легко,

И нет уже в помине тяжелых облаков,

И радуга дугою повисла над дождем,

И снова мы с тобою в Звенигород идем.

Ассонансы, будучи встроенными в стихи, не только озвучивают их, но и создают вокруг значащих слов некоторый ореол ассоциаций. Таким образом, ассонанс в поэтической речи является средством достижения дополнительного к смыслу стилистического эффекта.

pro
Тамара Меркулова

Неужели все эти умные литературоведческие термины помогают лучше понять поэзию?

top
Halida Rojkova

Понять - вряд ли, а вот прочувствовать, ощутить волшебство звука - точно помогают. +++

spe
Юлия Дворникова

Слышишь время гудит - БАМ!
На просторах крутых - БАМ!
И большая тайга покоряется нам!

Я правильно поняла?

pro
Семен Цыгановский

Не везде указаны авторы текстов. Это оплошка автора или сделано специально?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+