icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ќбучение

„то такое априори?

  • 2466
  • 6

„то такое априори?

Ё
Ёто слово можно довольно часто услышать в научных разговорах или прочесть в научных книжках. –асшифровка этого умного выражени€ проста. — латинского a priori переводитс€, как Ђот предшествующегої. „то сие значит? Ёто значит, что если ¬ы начинаете о чем-то рассказывать или решили о чем-то поспорить, то некоторые положени€ ¬ы и ¬аш слушатель (или оппонент) понимаете одинаково еще до начала беседы. ѕоэтому эти положени€ не €вл€ютс€ ни предметом спора, ни предметом обсуждени€.

¬ некотором смысле априорные положени€ похожи на аксиомы в математике, которые тоже принимаютс€, как изначально заданные, и не доказываютс€. Ќа них, как на фундаменте, строитс€ все здание последующих рассуждений.

Ќекоторые априорные положени€ существуют в начале любого диалога. Ќе могут не существовать. ¬едь нельз€ же всегда начинать с самых основ!  стати, дл€ названи€ самых-самых первоначальных суждений (в которых уж точно никто не сомневаетс€) тоже существует латинский термин, Ђab ovoї. ¬ буквальном переводе это означает Ђот €йцаї. ƒело в том, что в ƒревнем –име обед начинали с поедани€ €иц. “ак что Ђab ovoї означает Ђс самого началаї.

»так, априорные, прин€тые за отправную точку, положени€ существуют всегда. ѕоэтому, начина€ диалог или жела€ рассказать о чем-либо, квалифицированный спорщик или грамотный оратор об€зательно одним-двум€ предложени€ми очерт€т, на чем базируетс€ их последующее выступление, не доказыва€ основные положени€, а только констатиру€ их. Ёто позвол€ет избежать неправильного понимани€ всей дальнейшей речи.

ј теперь, если все пон€тно, очень советую поискать в »нтернете, что означает слово Ђаприорныйї. » уверен, что почти сразу ¬ы натолкнетесь на большую философскую статью, где будет разбиратьс€ вопрос об априорном знании и поминатьс€ имена знаменитых философов: ѕлатона, Ћейбница и  анта.

јприорное знание Ц вопрос очень важный дл€ философов. —уть вопроса состоит в том, получаем ли мы знани€, анализиру€ каждый раз свой повседневный опыт, или же все наши знани€ уже как бы заложены заранее (Ђаприорної) в нашем сознании (или даже вне нашего сознани€). ¬роде полочек с €чейками, по которым мы Ђраскладываемї наш жизненный опыт. ѕри этом раскладка знаний уже заранее задана расположением и формой €чеек. ј уж чем определ€етс€ эта априорна€ форма наших знаний Ц отдельный вопрос. —оздал ли нас так Ѕог? ћожет быть, априорность определ€етс€ материальной основой нашего мозга? »ли, может быть, это Ц свойства изначально присущие знанию, которое существует помимо нашего сознани€ в виде абстрактных образов и пон€тий?

¬опрос о существовании априорного знани€, казалось бы, вопрос в высшей степени теоретический. Ќо нет, он имеет немаловажное значение в самой что ни на есть практической де€тельности.

Ќапример, если ¬ы когда-нибудь серьезно изучали иностранные €зыки, то, веро€тно, замечали, что прекрасное знание грамматики мало помогает в практическом освоении €зыка. » тупа€ зубрежка не очень помогает. ј вот массированное Ђпогружениеї в €зыковую среду, попытки слушать непон€тную речь, петь песни и разговаривать на непон€тном €зыке, дают превосходный результат. ѕосле такой тренировки незнакомые слова будто бы сами собой наход€т свое место и теперь уже автоматически прыгают с €зыка. ј незнакомые слова почему-то сами собой разгадываютс€. ќтчего такое происходит? —в€зана ли способность к усвоению чужого €зыка с устройством нашего мозга? »ли, может быть, человеческий €зык так устроен, что достаточно освоить некоторый минимум, а дальше дело Ђсамо собойї пойдет? “о или иное решение вопроса об априорном знании и о наличии у подобного знани€ (если оно существует) определенной структуры может серьезно повли€ть на методику преподавани€ (не только иностранных €зыков) и повысить скорость обучени€.

ѕравда, если сто€ть на жестких идеологических позици€х, например, упрощенно-материалистических, то любое изучени€ априорного знани€ Ц идеализм и кантианство, что критиковалось всеми отцами-основател€ми единственно правильного учени€. » за что в крутые времена можно было поплатитьс€ карьерой, а то и жизнью.

¬прочем, и классический идеалистический подход к этому вопросу не приведет к позитивным результатам. “олько к выводу о непредсказуемой мудрости Ѕога. ј поскольку мудрость Ѕога непредсказуема, то ни о какой науке речи идти не может.


tra
«ульфи€  ѕолевода

—тать€ Ч классна€. ∆алко здесь нельз€ закладки ставить. Ёта пр€мо в закладки проситс€. ћой плюс!

deb
»ван »ванов

«акладки по€в€тс€ в следующем обновлении ситемы

deb
Ќаталь€ –еутова

ќтлична€ стать€! «наю одного человека, который часто употребл€ет это слово и выгл€дит весьма умным! :)) јвтору большой +!

spe
Ћариса ѕопруга

» мой огромный ѕЋё— +++
—тать€ пр€мо философска€ получилась)))

deb
¬ероника √олубева

«амечательно! ≈мко, широко, с живым примером, и вывод о непредсказуемости “ворца весьма оригинально вписалс€. јвтору огромный +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+