Слово «альянс» происходит от французского слова «alliance», что в переводе на русский обозначает «объединение», «союз». Альянсы можно классифицировать на тактические и стратегические. Принадлежность к тому или иному виду зависит от того, насколько длительным предполагают существование того или иного альянса его участники.
Тактический альянс возникает в том случае, если объединившиеся лица намереваются решить какую-то мелкую задачу текущего момента. В качестве примера можно привести ситуацию когда едут пассажиры в автомобиле, он застрял и пассажиры выходят из машины и начинают его выталкивать из грязи. Здесь они решают текущую ситуацию, посредством объединения своей физической силы.
На более высоких уровнях может возникать стратегический альянс. Это когда люди решают не текущую, сиюминутную задачу, а задачу растянутую во времени, требующую большого количества усилий, совершаемых в течение длительного периода времени. В этой ситуации мы имеем дело со стратегическим альянсом.
Вспоминая общеизвестную историю, можно привести немалое количество стратегических альянсов. Например:
- церковь и государство. Здесь стратегической задачей было объединение усилий и ресурсов для удержания власти над обществом. Государство вкладывало военную силу и аппарат принуждения, а церковь идеологически обрабатывала принуждаемых, внушая с одной стороны, что они должны повиноваться, а с другой стороны обосновывая то что принуждающие имеют на это право в силу тех или иных оснований;
- всевозможные межгосударственные альянсы, которым нет числа в мировой истории, а также в современном мире;
- так называемые «династические» браки целью которых так же было решение стратегических задач, стоявших перед каждой из династией, представители которой вступали в брак;
- даже любой рядовой брак есть в каком-то смысле стратегический альянс, ну или по крайней мере так он представляется вступающими в брак, если дотошно покопаться в их мыслях;
- бизнес так же вовсе не избегает вступать в альянсы, когда это соответствует интересам сторон. Наиболее характерные примеры такого рода альянса могут предоставить для изучения современные автогонки класса «Формула 1», где частенько встречаются стратегические альянсы. Из современного состава команд, выступающих в «Формуле 1» можно вспомнить такие альянсы: McLaren и Mercedes, Sauber и Ferrari, Lotus и Renault. В каждом из этих случаев команда Формулы 1 получает то, что может предоставить стратегический партнер (в перечисленных выше случаях – двигатели для гоночных болидов), а стратегический партнер получает нематериальные выгоды от того что он присутствует в качестве стратегического партнера у команды Формулы.
Примерно такова сущность альянса. Желаю всем вступать только в выгодные для вас альянсы.